Паровой мотоцикл Роупера: идеальный стимпанк и предшественник Даймлера

Первые в истории мотоциклы передвигались за счет силы пара, причем делали это довольно быстро. Рассказываем про аппарат Роупера, ездивший на угле и разгонявшийся до 65 километров в час.

Кто был первым на самом деле?

Любой интересующийся мотоциклами скажет вам, что этот вид транспорта изобрел Готлиб Даймлер, и будет не вполне прав. Действительно, в 1885 году немец запатентовал двухколесный аппарат с двигателем внутреннего сгорания, способный развивать скорость до 12 км/ч. Да и Оксфордский словарь утверждает, что мотоцикл — это двухколесный транспорт с двигателем внутреннего сгорания. Так что формально все так.

Мотоцикл Даймлера, 1885. Великое изобретение, но очень медленное и неудобное /Wikimedia, Wladyslaw, CC BY-SA 2.0
Мотоцикл Даймлера, 1885. Великое изобретение, но очень медленное и неудобное /Wikimedia, Wladyslaw, CC BY-SA 2.0Источник: Wikimedia

Оказывается, задолго до Даймлера на дорогах Америки уже во всю пугал лошадей и пожилых дам двухколесный паровой аппарат бостонца Сильвестра Роупера. И он был гораздо больше похож на современный мотоцикл, чем созданная Даймлером «Повозка для верховой езды с керосиновым двигателем».

Двухколесный паровоз

Первую версию своего аппарата Роупер создал в 1868 году. Называл он ее «велосипедом с паровым двигателем». Примерно в то же время появилось аналогичное изобретение — паровой велосипед Мишо-Перро, но о нем мы расскажем в другом материале. Паровой мотоцикл Роупера любопытен тем, что ездил на угле и при этом был удивительно быстрым для своего времени.

Это изделие имело комбинированную раму из кованого железа и дерева гикори, деревянные колеса диаметром 860 см с металлическими ободами и паровой двигатель с двумя раздельно расположенными цилиндрами. Последние располагались с обеих сторон колеса и передавали на него тягу посредством кривошипно-шатунного механизма.

Топка, труба — настоящий паровоз!
Топка, труба — настоящий паровоз!Источник: National Museum of American History

Рабочий объем каждого цилиндра составлял около 164 см³, так что суммарно получалось 328 см³. Резервуар с водой был частью седла, а котел и топку конструктор на подпружиненном подвесе разместил в раме мотоцикла. Вода в котел поступала благодаря насосу с приводом от кривошипа левого цилиндра. Роупер помещал предварительно разожженные угли в топку. Отработавший пар, подаваемый в основание дымовой трубы, обеспечивал принудительную тягу в дымоходе, выведенном назад, за седло. Если поездка подразумевала остановку, то Роупер извлекал угли из топки и помещал их в ведро с крышкой, а потом возвращал обратно.

Тут хорошо видны цилиндры, расположенные с двух сторон колеса.
Тут хорошо видны цилиндры, расположенные с двух сторон колеса.Источник: National Museum of American History

Газ от себя и тормоз на цепочке

При езде изобретатель ставил ноги на подножки на оси переднего колеса, а скорость движения регулировал с помощью рукоятки двойного действия. Поворот ее от себя открывал клапан подачи пара. Именно эту, придуманную Роупером, схему управления унаследовали современные мотоциклы. Правда, у них «газ» нужно выкручивать как раз от себя. А вот у Ропера вращение рукоятки в обратную сторону включало подушечный тормоз: цепь тянула за рычаг, а тот прижимал к ободу кожаную накладку.

Подушечный, или «ложечный» тормоз с цепным приводом.
Подушечный, или «ложечный» тормоз с цепным приводом.Источник: National Museum of American History

Езда на «паровом велосипеде» была делом непростым, не только из-за отсутствия комфорта, но и из-за управляемости. Окружающих изобретатель определенно раздражал — на него неоднократно жаловались соседи. Его даже задерживала полиция, но каждый раз отпускала, поскольку никаких законов Роупер не нарушал. Паровые двигатели почти не издают шума, да и дыма от угольной топки не могло быть много. Проблемой была непривычно высокая скорость самоходного транспорта, из-за которой он пугал лошадей и пожилых дам. Однако в США первое ограничение скорости транспорта появилось только в 1901 году.

Удобным первый аппарат Роупера назвать было нельзя, но это уже было полноценное средство передвижения.
Удобным первый аппарат Роупера назвать было нельзя, но это уже было полноценное средство передвижения.Источник: National Museum of American History

Смерть, достойная викинга

К сожалению, данные о мощности и дальности пробега первого парового велосипеда Роупера не сохранились. Но известно, что после прототипа изобретатель в течение следующих 26 лет создал еще девять вариантов этого вида транспорта. Причем последняя модель 1895 года была уже на резиновых пневматических колесах, с прямоугольным топка-баком, обшитым деревом, и удобным рулем. Он имел только один цилиндр, закрепленный на котле справа, с рабочим объемом 600 см³. Про этот пароцикл известно, что он разгонялся до скорости 65 км/ч, и преодолевал как минимум 7 миль (11,2 км) от дома до офиса Роупера. В качестве базы для него изобретатель использовал уже готовый велосипед компании Pope bicycles, с которой сотрудничал.

Последняя версия изобретения Роупера, уже на базе велосипеда компании Pope bicycles. В оригинале котел и топка были обшиты деревом, но оно не сохранилось.
Последняя версия изобретения Роупера, уже на базе велосипеда компании Pope bicycles. В оригинале котел и топка были обшиты деревом, но оно не сохранилось.Источник: Motospring

В седле этого аппарата Сильвестр Роупер и погиб в 1896 году в возрасте 72 лет. Он ехал по деревянному велотреку под Бостоном, пытаясь официально подтвердить рекорд скорости в 65 миль в час. Внезапно на прямой дороге изобретатель упал и получил тяжелую черепно-мозговую травму. Однако смерть наступила раньше, еще на ходу, от инфаркта. По всей видимости, умирая, он пытался затормозить и заблокировал переднее колесо. Мы не можем утверждать этого наверняка, но очень похоже на то, что мистер Роупер стал первым человеком, смерть которого непосредственно связана с мотоциклом.