Что известно о самолете МС-21, как проходят испытания и когда будет введен в использование

Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет МС-21 — главный проект современного российского авиапрома и потенциальный конкурент Boeing 737 и Airbus 320/321. Разбираемся, как он устроен и когда начнутся пассажирские перевозки.
История создания
Кабина МС-21
Двигатель ПД-14
Характеристики модификаций МС-21
Как проходят испытания
Самолет в использовании
Самолеты похожие на МС-21
Санкции и самолет МС-21
История создания
Кабина МС-21
Двигатель ПД-14
Характеристики модификаций МС-21
Как проходят испытания
Самолет в использовании
Самолеты похожие на МС-21
Санкции и самолет МС-21
Ещё

История создания 

Первые шаги по созданию самолета МС-21 (Магистральный самолет XXI века) были предприняты в 2007 году. Проект разрабатывался российской авиационной компанией «Иркут» совместно с другими российскими предприятиями.

Основная цель — разработать современный, технологичный и экономически эффективный авиалайнер для перевозки пассажиров на средние и дальние дистанции. Он должен стать первым российским пассажирским самолетом, который способен конкурировать на мировом рынке с такими лайнерами, как Airbus A320 и Boeing 737.

Кабина МС-21 и кое-что еще 

У МС-21 самый широкий в его классе фюзеляж, что позволяет делать разную компоновку по уровню комфорта и по вместимости.

Конструкторы повысили комфортабельность пассажирского салона за счет увеличения как свободного пространства между креслами, так и ширины самих кресел. На одно пассажирское кресло приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа. Для сравнения, у Airbus А330 — 25 дюймов, Boeing 787 — 24 дюйма. Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов (у А330 — 17), а проход между креслами — до 22,5. Всего вмещается до 211 кресел. Дополнительное пространство между рядами достигается за счет ширины самого авиалайнера.

Между пассажирскими сидениями много места /Wikimedia, Alex Beltyukov, CC BY-SA 3.0
Между пассажирскими сидениями много места /Wikimedia, Alex Beltyukov, CC BY-SA 3.0Источник: Wikimedia

Благодаря увеличенному диаметру фюзеляжа (4,06 м) стали больше багажные полки в пассажирском салоне и багажные отсеки, расположенные под его полом. По задумке, в салоне одновременно загружать свои вещи в верхние ящики смогут сразу два человека, стоя спина к спине и не мешая при этом друг другу. Из-за этого время посадки и высадки пассажиров сократится примерно на 30%, по сравнению с аналогами. Еще один плюс — увеличенный размер иллюминаторов.

Пассажирский салон также получит новую систему кондиционирования, поэтому пассажиры во время полета будут чувствовать себя лучше. Планируется использовать трехсезонное регулирование температуры.

Про двигатель ПД-14 

Первые экземпляры отечественного авиалайнера будут использовать американские двигатели Pratt & Whitney, но в дальнейшем планируется заменить их отечественными двигателями ПД-14. ПД-14 — это базовый гражданский двигатель нового поколения, который разрабатывается российской компанией «Авиадвигатель» совместно с другими предприятиями.

В будущем авиалайнере планируется использовать только российские компоненты, в том числе двигатель.
В будущем авиалайнере планируется использовать только российские компоненты, в том числе двигатель.Источник: Объединенная авиастроительная корпорация

Этот двигатель представляет собой унифицированный компактный газогенератор, который может стать основой для создания целого семейства двигателей с тягой от 9 до 18 тонн. Они будут предназначены для ближне- и среднемагистральных самолетов, вертолетов и промышленных газотурбинных установок.

ПД-14 — первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. Последней аналогичной разработкой был авиадвигатель четвертого поколения ПС-90А, выпущенный в СССР в конце 1980-х.

Предварительные характеристики разных модификаций МС-21 

Программа создания семейства пассажирских самолетов нового поколения включает авиалайнеры МС-21−300 (160—211 мест) и МС-21−200 (130—176 мест). В планах — МС-21−400, где будет 256 мест.

Характеристики
МС-21-200МС-21-310МС-21-400
Длина (м)33,8
42,346,7
Размах крыла (м)35,9
35,936,8
Высота (м)11,5
11,5
12,7
Ширина салона (м)3,81
3,81
3,81
Ширина фюзеляжа (м)4,06
4,06
4,06
Максимальная взлётная масса (кг)72 560
85 000
87 230
Максимальная посадочная масса (кг)63 100
73 500
?
Максимальная заправка топливом (кг)20 400
20 400
?
Максимальная дальность полета в двухклассной компоновке, км6400
51006000
Число пассажирских мест, типовая 2-классная компоновка кресел132163196
Предельно плотная компоновка кресел165211230

Как проходят испытания 

Первый МС-21 поднялся в воздух в мае 2017 года. Затем начались летные испытания. Статические испытания завершились в 2022 году и подтвердили прочностные характеристики лайнера. Начало летных испытаний полностью импортозамещенной версии самолета запланировано на ноябрь 2023 года.

Когда самолет планируется ввести в использование 

Серийное производство МС-21 с российскими двигателями ПД-14 должно начаться в 2024 году, первые шесть самолетов будут поставлены в этом же году. К 2029 году будут выпускаться до 72 авиалайнеров ежегодно. Воздушное судно будет стоить для российских авиакомпаний около 3,2 млрд рублей за штуку.

Введение в эксплуатацию тормозят санкции.
Введение в эксплуатацию тормозят санкции.Источник: Объединенная авиастроительная корпорация

Самолеты похожие на МС-21 

Российский авиалайнер претендует на ту же коммерческую нишу, что и американские Boeing 737 MAX и европейские Airbus A320neo. Китайский аналог — Comac C919. Это самый крупный пассажирский лайнер, созданный в Китае.

Boeing 737.
Boeing 737.Источник: Unsplash

Как повлияли санкции на создание самолета МС-21 

Проект сталкивался с задержками из-за санкций США против компании «Аэрокомпозит», что привело к проблемам с поставками материалов для композитного крыла. Также воздушное судно изначально было укомплектовано американским двигателем, что тоже вызвало определенные сложности.

В результате пришлось налаживать выпуск отечественных композитов и двигателей. Это затянуло процесс и отложило сертификацию авиалайнера до декабря 2021 года.

Однако разработчики смогли пересмотреть свои подходы и привлечь отечественных поставщиков. С российским композитным крылом МС-21 впервые взлетел в декабре 2021 года. Это еще один шаг развитию отечественной авиационной промышленности.