Хорошая реклама
Инженер Николай Лебеденко, как и многие его современники, с размаху столкнулся с реальностью Первой мировой. Позиционные фронты вместо быстрых маневренных операций на окружение и уничтожение — такая схема затягивала войну едва ли не до бесконечности. Надо было найти средство.
Многие пытались разработать бронемашину, которая сможет передвигаться по изрытому воронками и траншеями полю боя. Лучших результатов достиг британец Суингтон. Пытались и другие инженеры, в том числе русские.
Лебеденко решил, что можно будет обойтись без гусениц, сохранив колеса — главное, сделать их достаточно большими, а лучше — гигантскими. И сконструировал Царь-танк, корпус которого как раз опирался на два таких огромных колеса, диаметр каждого составлял девять метров. Фактически должен был получиться танк высотой с трехэтажный дом.
Лебеденко не только принимал смелые конструкторские решения, он еще и умел пиарить свои идеи. Добившись в начале 1915 года аудиенции у императора Николая II, инженер использовал эту возможность на все сто. Он принес царю масштабную модель будущего танка, который самостоятельно ездил и играючи преодолевал толстенные книжные тома.
Император впечатлился — это был шанс выбраться из окопного тупика. Поэтому правитель без сомнений дал конструктору свои личные деньги и пообещал стать для инженера «пробивной силой» — разбираться с любой бюрократией, которая вздумает мешать воплощению проекта.
Плохая реализация
Эту партию Лебеденко безоговорочно выиграл. Но дальше начались проблемы. Танк по проекту инженера был готов довольно быстро — уже летом 1915 года появился первый Царь-танк. Благодаря большим колесам проблем с проходимостью не было — он проезжал везде. А вот заднее колесо, которым предполагалось рулить, оказалось слишком маленьким.
Это колесо тут же увязло, утянув за собой весь танк. Большие колеса не спасли — они гребли, гребли, но только затягивали 60-тонную махину все глубже. Не помогли даже трофейные двигатели с «Цеппелинов», насчитывавшие более 200 «лошадей» каждый — мастодонт застрял настолько хорошо, что в итоге вытащить его так и не смогли.
Даже если бы Царь-танк в итоге удался, его компоновка вызывала вопросы. Ранние танки вообще не отличались удачными пропорциями — правильно нащупать смогли их только французы. Так они создали свой знаменитый FT-17. У Царь-танка же были серьезные проблемы с углами наведения трехдюймовых орудий и пулеметов — прицелиться толком танку мешали его же собственные колеса. Да и сами размеры орудия делали его отличной мишенью для артиллерийского огня, к которому он был более чем уязвим.
Взвесив все это, испытатели решили не расшибаться в лепешку, чтобы спасти увязший танк. Они оставили гигантскую машину ржаветь под открытым небом. Царь-танк так и стоял на полигоне под Дмитровым, пока в 1923 году, уже после Гражданской войны, его не разобрали на металлолом. Однако отрицательный опыт — тоже опыт. По крайней мере русской армии стал понятен путь, по которому двигаться не надо.