Если спросить, какой автомобильный бренд в СССР был самым узнаваемым, то «Запорожец» – это то, что наверняка придет на ум у многих. Да и в народном фольклоре этот «ушастый» автомобиль до сих пор занимает не последнее место. Несмотря на многочисленные недостатки и сложности в эксплуатации, этот автомобиль был уникальным во многих отношениях.
Автономный отопитель
О «ЗАЗопечке», то есть об автомобильной печке, во времена СССР ходили слухи и легенды. Она так грела, что зимой можно было ездить в одной рубашке, чего владельцы многих зарубежных автомобилей тогда могли только позавидовать.
![Запорожец Запорожец](https://resizer.mail.ru/p/2caca636-d4e7-59ef-8934-70dbb2b81544/AQAKVjgsZHuvmW-iUDu-5q8Fkx52M153O55wTAHUY-oL0p1axROKDudkYM2v2rfN-lGGr7l05e8yZpTfjELqt2fKYvE.png)
Охлаждение в «Запорожце» было воздушным, поэтому для салона не было возможности взять тепло. Конструкция двигателя исключала наличие охлаждающей «рубашки» с антифризом – вместо этого по бортам автомобиля располагались воздухозаборники, из-за которых его и прозвали «ушастым».
![«Ушастый» ЗАЗ-966 /Wikimedia, Sergey Rodovnichenko, CC BY-SA 2.0 «Ушастый» ЗАЗ-966 /Wikimedia, Sergey Rodovnichenko, CC BY-SA 2.0](https://resizer.mail.ru/p/5da7c43b-d4d2-5401-b3a7-331184efe1f1/AQAKbE6oJM2LgE0xiXj8dHefL54-1Y89M80r7GOrX1jGpYGoITZHyonG-Rg93VjznKS1r5toARpp14AYz52R6nJxEd0.jpg)
Советские конструкторы решили дооснастить «Запорожец» полностью автономным бензиновым отопителем. Кстати, в более старой версии «Горбатого Запорожца» он располагался в задней части кузова, рядом с двигателем. Такой отопитель можно было использовать и в качестве предпускового подогревателя – настоящий «вебасто» родом из СССР.
Конечно, у бензинового отопителя были и свои недостатки: большой расход топлива, высокий уровень шума, сопоставимый с ревом реактивного самолета, и ряд других неприятных особенностей. Например, поджиг топлива в отопителе осуществлялся отдельной свечой зажигания, которая потребляла много тока и быстро разряжала аккумулятор. Кроме того, без должного обслуживания отопитель забивался сажей и переставал работать, или начинал коптить бензиновым угаром прямо в салоне.
Гладкое дно — выше проходимость
Гладкое дно автомобиля «Запорожец» способствовало его высокой проходимости. В сочетании с высоким клиренсом в 19 см, отсутствием выступающих элементов на кузове, «Запорожец» без проблем справлялся и с грязью, и с заснеженными полями.
![Запорожец Запорожец](https://resizer.mail.ru/p/90bbb32d-9c68-5469-8110-76fa7142c600/AQAKoIJiLOXSn9I8Lr2lME1t6UzT8DH9vCLWPS1UJvkynKNARcfMCsyaX7yP5-nylNtWNNzZW5JIynQD81yR1u2VqdU.png)
В днище автомобиля находился люк, через который можно было избавиться от воды в салоне в случае ее попадания при езде по бездорожью. Слухи ходили, что этот люк предназначался для зимней рыбалки.
![Запорожец Запорожец](https://resizer.mail.ru/p/2c659ca9-742b-523f-9f2c-8c7dc149f389/AQAKWURV0nCAA9JRvTY8SBRh0HrgTr-aTbFKoRuncaw_0jB-b9NYyxYGARAi_vPV2k-6-wtGiBhHV8l4Y4VcKysRbP4.png)
Двигатель в «багажнике» + задний привод
Еще одной конструктивной особенностью, способствующей высокой проходимости «Запорожца», было необычное расположение двигателя в задней части автомобиля. Задние ведущие колеса всегда были хорошо нагруженными. В сочетании с независимой подвеской, эта компоновка делала «Запорожец» достаточно преодолимым на бездорожье.
![ЗАЗ-968М в разрезе /Wikimedia, Ralf Smallkaa, CC BY 2.0 ЗАЗ-968М в разрезе /Wikimedia, Ralf Smallkaa, CC BY 2.0](https://resizer.mail.ru/p/cbb07210-7b53-5132-b431-6171b6418759/AQAK3D837s0dJdKuEEMDt1jtA-e4eFMWVqQhKCSRLjrEd6G8s3kdCgsoznnDQjIPDCh1xeAAGTZIeqLZzOVBg_Vrt2c.jpg)
Дополнительным преимуществом заднего расположения двигателя была его относительная легкость в управлении. В то время рулевые усилители были чем-то недостижимым, поэтому управлять автомобилем с червячным редуктором и передней компоновкой мотора было гораздо тяжелее.
Быстросъемные сиденья
«Запорожец» был способен перевозить грузы, несмотря на свои скромные габариты. Многие, кто успел застать эти автомобили у своих дедушек и отцов, помнят поездки на дачу, когда на крыше были рассада или мешки с картошкой, а в салоне – кирпичи. «Запорожец» мог перевозить практически все и в любом количестве благодаря багажнику на крыше и быстросъемным сиденьям, которые можно было полностью снять и использовать салон в качестве грузового отсека.
![Запорожец Запорожец](https://resizer.mail.ru/p/6465969e-0168-5859-a5df-815f3f0ae42a/AQAKmT2SZ2wUHmQOVZCED5LDX2pL0BSKMAbwnw8QDaC9IEYrFmaS6twcVu6QilDWmWU1oBvevOgECuaU6hRLgaASa2Q.png)
Водительское и пассажирское сиденья были шарнирно закреплены своей передней частью к полу кузова, а задней – опирались на коврик пола. Их можно было полностью наклонять вперед, достаточно было открутить два болта, и в салоне создавался полноценный грузовой отсек.