Самобытная концепция
Каждая конструкторская школа старается создавать не просто самый лучший в мире танк — сама попытка вывести такое понятие абсурдна, — а танк, «заточенный» под свою армию. Страны разные, и вооруженные силы у каждой тоже со своей спецификой.
У Израиля своя специфика также имелась — страна, несмотря на все приобретения в ходе войн XX века, получилась довольно небольшая и малолюдная. Мобилизационный потенциал при неумелом ведении боевых действий мог бы и треснуть. Поэтому воевать приходилось умело. Но даже при этом потери для израильской стороны всегда ощущались куда сильнее, нежели для окружавших его арабов. Подробно об устройстве танка написано в книге «Меркава» и другие танки Израиля. Бронированные «колесницы» Михаила Барятинского (2011 год).
До 1970-х Израиль закупал бронетехнику за рубежом. Но в итоге было решено создать собственный танк «под себя». Идеолог его разработки генерал Исраэль Таль сразу выбрал, что будет отличительной чертой будущей «Меркавы» — ориентированность на выживаемость экипажа. К тому времени евреи уже провели несколько успешных войн с арабами, и не сомневались в своей выучке. Ощущая преимущество, они могли пожертвовать боевой эффективностью, чтобы повысить шансы подбитых экипажей.
Производство «Меркавы» стартовало в 1979 году. Всего она пережила четыре крупных модификации — причем начиная с версии Mk.3, которую начали делать с 1990 года, речь шла уже о совсем новой машине, корпус которой был на полметра длиннее.
За все приходилось платить. «Меркава» была существенно крупнее и тяжелее большинства аналогичных ей танков. Это означало дополнительное топливо, меньшую защищенность и боекомплект, ведь разработчики сознательно использовали резервы конструкции в небоевых целях. Но шансов выжить в ней и правда было больше. В танке был предусмотрен даже небольшой десантный отсек для эвакуации с поля боя раненых пехотинцев.
В «Меркавах», начиная с версии Mk.3, применялась модульная броня — конструкция изначально предполагала возможность ее замены. Это должно было облегчить процесс модернизации в будущем. Так как броня гетерогенная, состоящая из слоев различных материалов, это и правда дает возможность в будущем ощутимо поднять защищенность за счет замены модулей.
Интересное нововведение в версии Mk.4 — комплекс активной защиты «Трофи», который дает шанс сбить ракеты ПТРК и остановить гранатометные выстрелы. С 2011 года он доказывал свою эффективность против действующих из засад палестинцев. Но перед «Меркавой» встала новая, не предусмотренная ранее, угроза.
Неучтенный опыт
Седьмого октября в Израиле вспыхнула очередная эскалация. Судя по масштабу объявленной после нападения ХАМАС мобилизации, Ближний Восток ждет серьезная война. 300 тысяч человек — более трех процентов населения — не мобилизуют для того, чтобы они постояли на блокпостах и разошлись через месяц.
Израиль попался в типичную ловушку для стран, давно не воевавших всерьез. Почивать на лаврах предыдущих побед очень приятно, но рано или поздно это оборачивается шоком. Внезапно начавшийся масштабный рейд палестинских радикалов увенчался полным успехом — боевики прорвались в израильские города, взяли штурмом военные базы, захватили пленных, технику и угнали в заложники сотни мирных граждан.
Неготовность Израиля к таким рейдам проявилась и в танковых войсках. Новейшие «Меркавы» модификации Mk.4 стали жертвами дешевых беспилотников, сбрасывавших сверху боеприпасы и сжигавших дорогостоящие танки. Палестинская сторона выкладывала в интернет видео поражения бронетехники. Аналитик Forbes считает, что таким путем могло быть уничтожено до 6 «Меркав», причем это число в силу понятных причин может быть еще больше.
Современная война диктует новые правила и реалии. Одно из самых заметных — появление нового типа оружия, беспилотников. Особенную опасность тут представляют одноразовые, но очень дешевые FPV-дроны. Палестинцы, судя по умелому обращению с беспилотниками, за новинками современной войны следили. Вполне возможно, что где-то в обширных тоннелях под Газой уже припасены не только ПТРК, которые они и раньше использовали в противостоянии с израильскими военными, но и беспилотники разных типов. И в таком случае штурм городских кварталов, анонсированный Израилем, может оказаться намного сложнее, чем думает командование ЦАХАЛ.
Что дальше?
Тем не менее, списывать со счетов ни израильскую «Меркаву», ни танки в целом не стоит. Те, кто уже успел вкусить опыта современной войны, не перестали применять бронетехнику. Скорее, добавились меры предосторожности в виде наваренных сверху сеток, которые заставляют срабатывать кумулятивные снаряды в никуда, и несколько изменилась тактика применения. Танки все чаще ведут огонь с закрытых огневых позиций, не видя противника — все для этого, чтобы находиться как можно дальше от точек потенциального применения дронов и вовремя отступить в случае серьезной атаки.
По сообщениям в блогах, израильские военные не везде расставляют технику вплотную друг к другу и ведут себя, как будто никаких беспилотников нет. Кое-где уже наваривают на «Меркавы» сетки — те, кто хотят жить, активно действуют.
Нападение ХАМАС на израильские города — только завязка новой, большой войны, считают эксперты. Она, если вдруг не случится дипломатическое чудо, вновь всерьез и надолго охватит Ближний Восток, и тогда «Меркава» последней модификации сможет показать на деле, чего она стоит в серьезном конфликте.
Мы же, зрители, увидим результаты этого экзамена довольно быстро. Ведь мы живем в гиперинформационном обществе, где камера есть у каждого человека, да и беспилотники — отличное средство для контроля поражения целей. Пока что можно сказать, что все только начинается — несмотря на вышедший комом первый блин, один из самых разрекламированных танков мира все еще остается темной лошадкой.