erid: 2Vtzqv8F2az
Первые массовые гибридные автомобили появились в 1997 году, когда Toyota запустила производство модели Prius. Она быстро стала популярной у голливудских знаменитостей, ратующих за экологию, и лучшую рекламу для гибридов было бы сложно придумать. С тех пор это направление в автомобилестроении развилось и окрепло. Отчасти потому, что гибридная схема оказалась не только экологически корректной, но и экономной.
Главные факты о схемах гибридов
Для начала давайте разберемся, какие в принципе бывают гибриды. Если не углубляться в дебри классификации, то в сухом остатке увидим следующее.
- Самый простой вариант — гибридная силовая установка с последовательной схемой. В этом случае крутящий момент на колеса идет от электрического двигателя, а бензиновый работает лишь для подзарядки батареи. Плюс последовательной схемы в том, что двигатель внутреннего сгорания работает в максимально экономичном и экологичном режиме.
- Наиболее распространенный тип гибридов сегодня — параллельно-последовательный. Это когда электрический и бензиновый двигатели могут работать в качестве тяговых как вместе, так и по отдельности. А бензиновый, опять же, в благоприятных условиях может трудиться только на подзарядку батареи. Плюс такой схемы — в возможности суммировать мощность моторов для быстрого разгона. А когда это не нужно, двигаться лишь на электротяге. Или, наоборот, только на бензине, если речь о дальней дороге.
- Кроме того, гибриды, независимо от их схемы, могут быть подзаряжаемыми (Plug-in hybrid, PHEV). Такие автомобили обладают большим запасом хода — например, 1000 км, и при этом они могут двигаться только на электротяге, проходя без включения бензинового двигателя около 80 км.
Хороший пример продвинутой параллельно-последовательной гибридной установки — полноразмерный кроссовер Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid. У него три двигателя — 1,5-литровый бензиновый турбомотор, тяговый электродвигатель и мотор-генератор. Последний способен при разгоне переходить в тяговый режим, работая вместе с двигателем внутреннего сгорания и основным электромотором.
В итоге автомобиль в зависимости от ситуации работает либо в максимально экономичном режиме, либо в максимально динамичном. И да, от розетки при этом его тоже можно подзаряжать, батареи хватает на пробег до 80 км.
Гибриды vs автомобили с ДВС
Если сравнивать гибридный автомобиль с классическим, то плюсы первого будут следующими.
Во-первых, это существенная экономия топлива. Заряжать батарею от ДВС рациональнее, чем просто двигаться за счет сжигания бензина. Вдобавок гибриды, как и электромобили, оснащены системой рекуперации. При торможении кинетическая энергия уходит не в нагрев тормозных дисков, а превращается в электричество.
Во-вторых, это потрясающая динамика. У того же Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid разгон до «сотни» — 7,5 с, и он способен резко ускоряться на любой скорости. Суммарная тяга силовой установки составляет аж 510 Нм. Не у всякого дизеля столько есть, а уж про бензиновые машины и говорить нечего.
В-третьих — снижение вредных выбросов. Можно философски относиться к проблемам глобального потепления, но чистота воздуха в городах напрямую связана с концентрацией выхлопных газов.
Гибриды vs электромобили
Фактор привязки к зарядкам удерживает многих от покупки электромобилей. А для гибридных моделей такой проблемы не существует. Но при этом подзаряжаемые гибриды, которых все больше, в городском режиме можно эксплуатировать и как электромобили.
Зимой у электромобилей заметно снижается запас хода — на 10−20 процентов. Отчасти из-за того, что при низких температурах снижается способность аккумулятора отдавать ток, отчасти из-за расхода энергии на отопление салона.
Насколько выгоден гибрид в различных режимах использования
- При бытовой городской эксплуатации — забросить детей в школу, доехать до работы заскочить в магазин — пробеги обычно невелики и укладываются в 50 км в день. Это значит, что подзаряжаемый гибрид можно использовать как электромобиль, пользуясь либо бесплатными городскими зарядками, либо платными станциями в торговых центрах.
- При загородных поездках средней дальности подзаряжаемый гибрид использует и запасенное электричество, и экономичный режим подзарядки батареи от генератора, приводимого от ДВС. Например, при пробеге в 100 км большой кроссовер вроде Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid может израсходовать около 2 литров бензина — запас хода на электричестве у него составляет 80 км.
- В путешествии, при отсутствии зарядных станций, гибрид все равно позволяет существенно экономить горючее. Когда Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid расходует на трассе 6−7 литров горючего на 100 км, это впечатляет.
Продвинутый, но надежный
Есть и еще один момент, который хоть и очевиден, но пока статистики по нему нет. Это ресурс гибридного автомобиля. При всей сложности гибридной схемы электрическая часть обычно намного надежнее, чем силовой агрегат бензиновых автомобилей. Наверняка вы слышали и про проблемы с некоторыми наддувными двигателями, и про головную боль с отдельными моделями роботизированных коробок передач? А про гибриды — ничего подобного. У Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid, например, надежность подтверждена 30 тыс. часами испытаний на стенде и 5 млн км испытательного пробега до начала серийного производства.
Что касается бензинового мотора гибридов, то и он служит дольше обычных аналогов. Просто потому, что с него снята часть нагрузки — и в целом, и при резких ускорениях. Так что при прочих равных гибридный автомобиль должен служить дольше и терять в цене меньше. Сплошные выгоды!