Что почитать будущему айтишнику: 10 книг на любой вкус и возраст

Погружаться в ИТ с нуля непросто, потому что неясно, откуда стартовать. Основатель онлайн-школы IT-профессий Rebotica Александр Киселев делится подборкой 10 книг для тех, кто хочет в ИТ, но пока не понимает, в каком направлении двигаться.

В подборку попали книги как для детей, которые увлекаются компьютерами и, возможно, хотели бы узнать техническую сторону вопроса, написать свой первый код, создать простую игру, так и для взрослых, заинтересованных в новой профессии. Некоторые книги пойдут на пользу даже специалистам, прошедшим стадию новичка, чтобы обновить знания или добавить в копилку какие-то нюансы.

«Думай как программист. Креативный подход к созданию кода. C++ версия», Антон Спрол

«Думай как программист. Креативный подход к созданию кода. C++ версия»
Источник: Лабиринт

Книга для начинающих программистов, которые хотят научиться создавать свой код и креативно решать разные задачи. Готовых инструкций и шаблонов здесь нет — автор учит понимать процесс написания кода, мыслить и решать задачи, а не действовать по скрипту. Каждая глава рассказывает об одной концепции программирования: классы, рекурсия и так далее. Книга написана легким, живым языком, поэтому ее можно дать даже ребенку 11−12 лет, если он заинтересован в ИТ.

Кроме теоретического материала в книге много упражнений для тренировки. Но эта книга скорее первая ступенька для входа в профессию, а не полноценный учебник по C++: после нее считать себя готовым программистом не получится.

«JavaScript для детей», Ник Морган

«JavaScript для детей»
Источник: Лабиринт

Самоучитель по программированию для детей от 10 лет, которым нравятся компьютеры и которые хотели бы попробовать свои силы в ИТ. Книга разбита на три части — базовые элементы JavaScript, более продвинутые техники и работа с Canvas для добавления графики.

Благодаря книге читатель получит азы программирования в целом и познакомится с JavaScript, научится кодить и даже сможет написать несколько простых игр. Детальные инструкции, яркие иллюстрации и забавные примеры делают путешествие в мир ИТ и JavaScript особенно увлекательным. А для тех, кто захочет глубже погрузиться в тему, в конце книги есть рекомендации по обучающей литературе и по тому, в каких направлениях можно двигаться.

«Программирование для детей», Кэрол Вордерман, Джон Вудкок, Шон Макаманус

«Программирование для детей»
Источник: Лабиринт

Руководство по двум распространенным языкам — Scratch и Python — рассказывает об их возможностях и учит создавать с их помощью анимацию и игры. Поданная простым языком теория с иллюстрациями и советами программистов подкрепляется большим количеством практики. Причем проходить знакомство с кодом и выполнять начальные задания можно даже без доступа к компьютеру.

Примеры и скриншоты даны на английском языке, чтобы стимулировать будущих айтишников к его изучению.

Несмотря на то, что книга обозначена «для детей», она подойдет и взрослым, которые ничего не знают о программировании.

«Чистый код: создание, анализ и рефакторинг», Роберт Мартин

«Чистый код: создание, анализ и рефакторинг»
Источник: Лабиринт

Одна из самых популярных книг для программистов. Она подходит как новичкам, так и продвинутым разработчикам в качестве настольного учебника с подсказками. Роберт Мартин пошагово знакомит читателя с принципами и приемами написания кода, предлагает практические сценарии разного уровня сложности для его чистки или преобразования проблемного в более точный. А в финальных главах читатель получает эвристические правила хорошего кода. Много внимания уделено мелочам и тому, почему код «портится». Максимум пользы от книги получат разработчики, которые пишут на Java.

«Чистая архитектура. Искусство разработки программного обеспечения», Роберт Мартин

«Чистая архитектура. Искусство разработки программного обеспечения»
Источник: Лабиринт

Еще один «базовый учебник» от Роберта Мартина, но уже по дизайну и архитектуре программ. Как и предыдущая книга, эта тоже подходит не только новичкам, но и опытным специалистам, которые хотят разобраться, как грамотно строить структуру разрабатываемой программы. В книге описано много нюансов и принципов проектирования архитектуры. При этом фокус сделан скорее на теории, чем на практических примерах и схемах.

«Алгоритмы для начинающих», Панос Луридас

«Алгоритмы для начинающих»
Источник: Лабиринт

Книга простым языком рассказывает желающим войти в профессию айтишника о сложных терминах и фундаментальных вещах. Рассказано, какими бывают алгоритмы, что такое структуры данных, на чем строятся основные языки программирования, по каким принципам они работают, можно ли овладеть всеми языками, и многое другое. Помимо большого пласта теории, автор также предлагает в конце каждой главы упражнения, которые помогут закрепить полученные знания.

«Идеальный программист. Как стать профессионалом разработки ПО», Роберт Мартин

«Идеальный программист. Как стать профессионалом разработки ПО»
Источник: Лабиринт

Эта книга — не учебник с правилами «как делать», а сборник методик, практики и инструментов для разработки программного обеспечения. Советы есть, но многое подается через истории и мысли Роберта Мартина о том, каким должен быть специалист и какие навыки должен иметь, помимо профессиональных. Поэтому книга читается не столько как образовательный материал, сколько как увлекательный рассказ с моралью или личными выводами автора.

«Программист-прагматик. Путь от подмастерья к мастеру», Эндрю Хант, Дэвид Томас

«Программист-прагматик. Путь от подмастерья к мастеру»
Источник: Лабиринт

В этой книге охвачен широкий набор тем, помогающий начинающему айтишнику глубже понять ИТ-сферу как с технической, так и с личностной точки зрения. Авторы описывают разные подходы к разработке и тестированию, архитектурные методики для создания идеальной программы, правила эффективного тестирования, принципы работы с командой и взаимодействия с аудиторией. И это только часть ключевых моментов, которые есть в книге. Хотя некоторые технические нюансы сегодня уже не актуальны, в книге много базовых вещей.

«Выразительный JavaScript», Марейн Хавербеке

«Выразительный JavaScript»
Источник: Лабиринт

Книга подойдет и только заинтересовавшимся ИТ-сферой, и тем, кто уже начал в нее погружаться. Автор просто и понятно раскрывает базовый синтаксис JavaScript, функции, модульность и асинхронное программирование. Он учит писать красивый код, смешивая теорию с примерами из своего опыта и практическими заданиями. На выходе получается учебник, который новичкам стоит держать всегда под рукой, чтобы в процессе работы возвращаться к нему для решения возникающих вопросов.

«Кровь, пот и пиксели», Джейсон Шрейер

«Кровь, пот и пиксели»
Источник: Лабиринт

Эта книга не расскажет о том, как написать игру с нуля и какими инструментами это сделать будет быстрее. Ее цель — погрузить заинтересованного читателя в индустрию видеоигр и в историю рождения культовых проектов вроде Diablo III или The Witcher 3. С ней можно узнать, через что проходят создатели, прежде чем игра окажется на полке магазина, почему откладываются релизы. Для кого-то это будет просто увлекательное развлекательное чтение о любимых играх, а кто-то задумается, хочет ли погружаться в гейм-индустрию уже как разработчик.

Автор: Hi-Tech Mail