От детских мультиков до геймдева: чем занимается и где работает аниматор

Профессия аниматора-мультипликатора открывает возможности для старта не только в сфере производства анимационных фильмов, но и в других, в том числе, и в достаточно перспективных. Узнали, где художник-мультипликатор может сделать отличную карьеру.

Мультипликатор — профессия будущего

Мультипликатор
Источник: Midjourney

Мультипликатор (или аниматор) умеет работать в современных программах, эффективно использовать различные инструменты — то есть, обладает технологической грамотностью, и, как представитель творческой профессии, креативностью. По данным опроса, проведенного организаторами Всемирного экономического форума в 2023 году, именно эти навыки станут ключевыми для развития и построения карьеры в ближайшие пять лет — их отметили более 80% респондентов из числа крупных компаний.

​​Как отмечает руководитель школы мультипликации и автор фестиваля уличных мультфильмов Анна Ленкова, получить профессию аниматора можно и очно, в творческом вузе, и онлайн, что сегодня особенно актуально. «И в вузе, и на курсах научат создавать сценарии, снимать полноценные фильмы, работать с современными графическими и другими программами. С таким багажом даже начинающий специалист сможет успешно стартовать в одной из как минимум трех сфер», — считает эксперт.

3D-моделирование и визуализация

Корабль
Источник: Midjourney

Создание интерактивных музейных экспозиций, реставрация и реконструкция архитектурных памятников и техники в 3D делают сокровища мировой культуры доступными. Пример одного из таких проектов — масштабная 3D-модель легендарного корабля «Лефорт» с возможностью виртуального перемещения на морскую глубину и детального изучения судна.

Виртуальные выставки сегодня в тренде. Достаточно запечатлеть на фото панорамы экспозиции и создать ее модель в 3D, чтобы даже после того, как выставка завершится, ее экспонаты оставались доступными — например, на сайте. Современные игровые движки позволяют совершать полноценную экскурсию по такой выставке.

3D-визуализация востребована в сфере туризма — она позволяет совершать полноценные виртуальные путешествия и экскурсии, в сфере промышленности, где необходимо визуализировать сложное техническое оборудование, конструкции различных устройств, например, показать, как работает двигатель.

В сфере дизайна интерьера и архитектуры художник-аниматор, имеющий в распоряжении не только высокотехнологичные инструменты, но и вкус, навыки пространственного мышления, может стать очень востребованным специалистом. Уже сегодня аниматоров активно привлекают для создания макетов домов, квартир и даже зданий.

3D-технологии востребованы и в сфере медицины. Так, 3D-моделирование позволяет подготовиться к предстоящей операции, изучить особенности заболевания. К примеру, при подготовке к операции по удалению опухоли тщательно изучаются ее форма, размеры, очертания — все это становится возможным благодаря трехмерной модели новообразования.

На 3D-принтерах сегодня печатаются ортопедические корсеты для коррекции сколиоза, зубные имплантаты, активно изучается возможность печати даже отдельных органов.

Геймдев

Геймдев
Источник: Midjourney

Пожалуй, одно из самых востребованных и перспективных для аниматора направлений. Игры создаются в форматах 2D и 3D, и даже в формате VR — то есть, с «опцией» полного погружения в виртуальную реальность. 3D-игры позволяют использовать все принципы и законы физики, в которых мы живем в своей реальной жизни.

Микаэл Караманянц, основатель игровых стартапов, отмечает, что на создание действительно интересной, захватывающей и реалистичной игры уходит много времени — от полугода до нескольких лет. «Однако MVP [англ. minimal viable product — минимально жизнеспособный продукт] часто выходят и спустя несколько месяцев — разумеется, в формате закрытого тестирования. Владеющий базовыми программами и инструментами художник-аниматор может вырасти в полноценного специалиста в сфере геймдева достаточно быстро, в среднем за два или три года», — рассказывает Караманянц.

Графический дизайн и 2D-анимация

2D анимация
Источник: Midjourney

Основные заказчики 2D-анимации — маркетинговые агентства, компании, находящиеся в постоянном поиске креативных решений для разных видов рекламы. Это и интерактивные страницы, и баннеры, и ролики для социальных сетей. Одно из наиболее перспективных направлений — создание информационных роликов, объясняющих работу приложений. Без анимации сложно представить и современные проекты в сфере здравоохранения, цель которых — объяснить путем визуализации сложные процессы, происходящие в организме человека.

Работа аниматора всегда открывает новые горизонты. «Технологии постоянно совершенствуются, и каждый день возникает огромное количество контента, в котором всегда найдется место для креативности. Художников-аниматоров приглашают к сотрудничеству многие рекламные агентства, студии, которые занимаются производством документальных фильмов. Специалисты востребованы и в театральной сфере, где анимация и проекция используются в постановках для фонов и создания атмосферы», — рассказывает аниматор, графический дизайнер и моушн-дизайнер Натю Чирва.

Построить карьеру можно и в сфере разработки и реализации образовательных проектов, тем более, что в них есть большой потенциал. В этой сфере анимация применяется в рамках создания электронных учебников и презентаций для проведения уроков — наглядный материал получается более оживленным и запоминается гораздо лучше. Это, в свою очередь, стимулирует учеников к получению знаний. Согласно результатам проведенного исследования, эффективность учебного процесса с применением анимации повышается на 88%. Так что спрос на услуги художников-аниматоров в сфере образования и, в частности, в EdTech очевидно будет расти.