Город солнца нашего времени
Автор идеи «15-минутного города» — профессор Карлос Морено — озвучил ее еще в 2016 году. Но окончательно оформилась в полноценную концепцию она лишь во время пандемии COVID-19, когда большинство людей оказались буквально привязаны к своему району. С улиц городов исчезли пробки, люди стали больше ходить пешком и ездить на велосипедах — тогда идею Морено подхватили городские администрации. В частности, ее активно продвигала мэр Парижа Анн Идальго. Ее поддержали в управах Мельбурна, Оттавы, Шанхая, Осло и Стокгольма.
При всей своей простоте концепция «15-минутного города» выглядит весьма многообещающей. Прежде всего она способствует снижению выбросов вредных веществ. В Европейском Союзе на автомобильный транспорт приходится около 71,1% выбросов углекислого газа, при этом основным загрязнителем являются легковые автомобили (60%). А по данным Агентства по охране окружающей среды США (EPA), среднестатистический легковой автомобиль в Штатах выбрасывает около 4,6 тонны углекислого газа в год. Это приводит к десяткам тысяч смертей и миллионам потерянных рабочих дней каждый год. А ведь помимо углекислого газа и оксида азота, с выхлопными газами в атмосферу поступают углеводороды, альдегиды, сажа и различные канцерогенные вещества. Помимо онкологии, интенсивному автомобильному движению мы обязаны повышенным уровнем заболеваний дыхательных путей — таких, как астма, бронхит, снижение дыхательных функций легких. И если есть возможность снизить давление автомобилей на окружающую среду и наше здоровье, почему бы ею не воспользоваться?
Не менее важна и экономия времени: затраты на дорогу сокращаются до получаса в день. Вместо ежедневной потери часов в пробках или толкотни в общественном транспорте вы комфортно добираетесь до работы или школы.
Кроме того, эксперты Science отмечают, что люди, которые добираются до работы дольше часа, на 16% чаще склонны к депрессии, чем те, у кого поездка до работы занимает менее 30 минут. Сильнее всего связь между депрессией и долгой дорогой до работы наблюдается среди работников с низким доходом, а также женщин, у которых есть дети, и мужчин в браке. Основная проблема — отсутствие свободного времени у этой категории работников. Они не могут снизить стресс с помощью хобби, сна или других занятий.
Наконец, передвижение пешком или на велосипеде полезны для физического здоровья: даже 40 минут ходьбы способны компенсировать 10 часов сидячей работы и помочь сохранить здоровье.
Москва, обогнавшая Европу
Однако внедрение концепции «15-минутного города» требует жертв. Та же Анн Идальго предлагала инвестировать €350 млн в велодорожки, ликвидировав при этом около 60 тыс. парковочных мест. И это при том, что в Париже и так хватает проблем с парковкой. Кроме того, требуются и запретительные меры: например, платный въезд в центр города, повышенная плата за парковку.
Однако постойте: ведь в Москве нечто похожее произошло еще до пандемии. Протяженность сети велодорожек, согласно различным данным на 2018 год, достигала 773 км. В то же время в столице были расширены тротуары — да так, что суммарная их ширина с обеих сторон получилась примерно равной ширине проезжей части. Кроме того, стоимость парковки в центре города подняли до 380 рублей в час, что должно отбивать желание лишний раз использовать автомобиль. По сути, это как раз те меры, о которых говорят сторонники «15-минутного города». Привело ли это к тому, что Москва стала таковой? Однозначно нет.
Почему «15-минутный город» — утопия?
Благодаря той же пандемии коронавируса удаленная работа многими работодателями стала рассматриваться как приемлемый вариант занятости. Да и поездок в центр на личном автомобиле многие москвичи стараются избегать — из-за стоимости парковки и нехватки парковочных мест. Но сама необходимость перемещаться по городу не исчезла: люди возят детей в школы и ездят в медицинские учреждения в других районах города. Студенты посещают учебные заведения, а люди, привязанные к посещению рабочих мест, по-прежнему совершают длительные поездки.
Опыт Москвы невольно показывает: чтобы «15-минутный город» стал реальностью, нужно не только расширить тротуары и проложить велодорожки, а в первую очередь убрать причину поездок. То есть речь должна идти об изменении социально-экономической концепции города: организовывать городские районы со всей необходимой инфраструктурой вокруг предприятий и офисных центров. При этом каким-то образом добиваться того, чтобы люди либо редко меняли работу, либо легко относились к переезду. Так что пока логичная и красивая идея «15-минутного» города похожа на утопию.
Тем временем европейские конспирологи упрекают Морено в том, что его задумка — лишь трюк, призванный запереть горожан в их районах для лучшего контроля и превратить жилые кварталы в тюрьму под открытым небом. Что, конечно, не соответствует действительности — ведь никакого запрета на перемещение предлагаемая схема не предусматривает.