Метавселенными никто не пользуется — но начнет с приходом Apple

Издание Hi-Tech Mail.ru каждый день пишет о технологиях, которые меняют мир. Они всегда проходят циклы хайпа, разочарования, а затем стабильно развиваются или безвозвратно затухают. В этот раз объясняем, почему не оправдала ожиданий концепция метавселенных.

Техноэнтузиасты утверждали, что метавселенные окажут серьезное влияние на многие сферы нашей жизни: искусство, развлечения, спорт, виртуальные путешествия, здравоохранение. К сожалению, пока этого не произошло — наоборот, многие даже разочаровались в концепции метавселенных. Рассказываем, почему технология не оправдала ожиданий, почему это нормально и чего ждать дальше.

Почему концепция метавселенных оказалась провальной

Концепция метавселенных находится в середине «цикла хайпа» от консалтинговой компании Gartner. Технология прошла стадию триггера инноваций, при которой она появилась на рынке в связи с технологическим прогрессом: появилась достаточная вычислительная мощность и быстрый беспроводной интернет. Закончилась и стадия пика чрезмерных ожиданий, когда о метавселенных писали все технологические издания, а Facebook* даже поменял название на Meta*. Настала стадия дна разочарований: энтузиазм сменился реализмом.

График
Источник: Hi-Tech Mail

Нет точного определения и высокая стоимость входа. Метавселенная страдает от отсутствия общепринятой формулировки. Компании и эксперты видят концепцию метавселенных по-разному и называют их неодинаково:

  • Metaverse — классическое и самое популярное название
  • Magicverse — Рони Абовиц, основатель Magic Leap
  • Mirrorworld — журналисты Wired
  • Omniverse — производитель графических чипов Nvidia
  • AR Cloud — американский телеком Verizon
  • Spatial Internet — Саймон Гринворд, исследователь MIT Media Lab
  • Spatial Web — исследователь технологий Габриель Рене, автор книги «Spatial Web»

Активному развитию метавселенных также мешает высокая стоимость входа со стороны компаний и пользователей. Например, разработать с нуля игровую метавселенную стоит $30 тыс.—$300 тыс. А еще для полноценной работы метавселенной нужны серьезные технологии: устройства AR/XR/VR/ (дополненной, расширенной или виртуальной реальности), собственная криптовалюта, IoT (интернет вещей) и блокчейн.

XR-хэдсет от Meta
XR-хэдсет от Meta
Самый современный XR-хэдсет от Meta* Quest 3 стоимостью $500. Контроллеры продаются отдельно

Ограниченные возможности применения в реальном мире и высокая конкуренция. Никто пока не видит по-настоящему полезного применения технологии, и это вызывает скептицизм в отношении ее практической ценности. В теории метавселенные должны были изменить сферу развлечений, вывести образование и здравоохранение на новый уровень, а также упростить бизнес-операции. По факту прогнозы не сбылись: DAU (число пользователей в сутки) одной из самых известных метавселенных Decentraland не превышает 8 тыс. человек. Есть данные, что показатель еще ниже — 38 человек в день. Видимо, большую часть составляет команда создателей самой Decentraland.

Метавселенная также столкнулась с сильной конкуренцией со стороны устоявшихся игроков, что затрудняет выработку четкой и успешной позиции на рынке. К декабрю 2023 года собственные метавселенные в разном понимании разрабатывают следующие крупные игроки:

  • Meta Platforms (бывшая Facebook)*
  • Microsoft
  • Nvidia
  • Tencent Holdings Ltd
  • Roblox Corporation
  • Unity Software Inc
  • Bytedance
  • Epic Games, Inc.
  • Decentraland
  • Alibaba Group Holding Limited
  • miHoYo
  • ZQGame
  • Lilith
  • NetEase
  • ByteDance
  • Fastly
  • Autodesk
  • Nexon

По «Циклу хайпа» Gartner метавселенные находятся на стадии «дна разочарований». Это не обязательно означает, что технология потухнет — наоборот, на текущей стадии происходит переосмысление и корректировка на существующую реальность. Это позволит метавселенным в некотором измененном виде продолжить развитие.

Чего ждать от метавселенных дальше

Метавселенным все же обещают яркое будущее. Например, к 2030 году более 80% электронной коммерции будет связано с метавселенными, а экономический потенциал технологии для мировой экономики доходит до $5 трлн.

Из всех стратегий развития метавселенных самый перспективый и потенциально реализуемый подход — у компании Apple. Примечательно, что сама Apple в коммуникациях ни разу не произносила слово «метавселенная» и отказалась от участия в Metaverse Standards Forum — консорциуме, разрабатывающем всеобщие будущие стандарты метавселенных. Компания делает ставку на XR — расширенную реальность.

Хэдсет Apple Vision Pro поступит в продажу в феврале 2024 года и будет стоить $3500
Хэдсет Apple Vision Pro поступит в продажу в феврале 2024 года и будет стоить $3500Источник: Jason Hiner/ZDNET

В интервью GQ весной 2023 года CEO Apple Тим Кук описал эту концепцию так: «Идея о том, что можно наложить на физический мир вещи из цифрового мира, значительно улучшит связь людей друг с другом. Это позволит нам достичь того, чего раньше достичь было нельзя. Появится среда, которая может быть даже лучше, чем реальный мир». Через пару месяцев, летом 2023 года, на конференции WWDC показали революционную гарнитуру Apple Vision Pro, которая стирает границы между реальным и виртуальным миром, а также новую операционную систему VisionOS — тоже немаловажную часть «виртуального опыта» Apple.

В мире Apple нет понятий метавселенная и виртуальная реальность. Вместо них компания говорит о «spacial computing» — пространственных вычислениях, которые объединяют виртуальный и физический мир.

С устройством Vision Pro компания решает ряд проблем, из-за которых пользователи разочаровались в метавселенных. Например, интуитивный и простой опыт: у хэдсета нет контроллеров; вместо них внедрили инновационный трекинг жестов рук и движений глаз. А еще Apple позиционирует Vision Pro как отдельное устройство — без подключения к компьютеру или телефону — судя по всему, в ближайшем будущем подобные хедсеты могут заменить нам привычные компьютеры, ноутбуки и планшеты.

* Meta (бывший Facebook) признана в России экстремистской организацией и запрещена.