Dungeons & Dragons, она же D&D, «Подземелья и драконы» — это ролевая настольная игра в жанре фэнтези. В ней есть фантастические существа и предметы, ведущий (Dungeon Master) и группа персонажей, отправляющаяся под командованием игрока на поиски приключений. Каждая игра неповторима и имеет свой сюжет, а длиться может от пары часов до бесконечности.
Кстати, 30 марта фанаты гик-культуры отмечают день настольных игр. Эта и другие интересные даты отмечены в нашем гик-календаре.
4 апреля 2024 года в продаже появится Legо-набор по Dungeons & Dragons, приуроченный к юбилею легендарной настолки. Поклонники D&D получат комплект из персонажей, монстров и настоящего дракона — всего шесть фигурок в комплекте. В оригинале набор из 3745 деталек называется Dungeons & Dragons: Red Dragon’s Tale и стоить он будет $359,99. Судя по фото на сайте производителя, конструктор станет отличным дополнением во время игры в настолку с компанией.
Что такое D&D и почему она популярна
D&D придумали в 1974 году Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон. Впервые была издана в 1974 году компанией Tactical Studies Rules, после 1997 года стала издаваться компанией Wizards of the Coast (WotC).
По словам Гайгэкса, впервые его игру купили в конце января 1974 года. Чтобы запустить продажи, в последнее воскресенье января этого же года Гайгэкс пригласил потенциальных покупателей заглянуть к нему домой, чтобы поиграть в новую настолку и оценить ее потенциал.
История D&D берет свое начало в другом жанре настольных игр — варгеймах. Это настолки, имитирующие военные конфликты. Такие игры посвящены разным историческим эпохам, в каждой есть свои игровые правила. Общий смысл таков: сражение ведется между отрядами, которые представлены на игровом поле в виде фигурок. Кубики бросают за каждую фигурку в отряде. Исход действия (атака, защита, бегство) зависит от цифр на кубике, характеристик вашей фигурки и фигурки соперника. Победа присуждается тому игроку, кто смог победить в сражениях и сохранить свои отряды.
В 1960-х годах Гэри Гайгэкс любил сыграть пару партий в варгейм, но его влекла непопулярная в то время тема Средневековья. Среди игроков бытовало мнение, что битвы данного исторического периода трудно перенести на игровое поле и закрепить правилами.
А Гэри был увлечен военной стратегией и темой фантазии. В определенный момент ему стал надоедать классический варгейм. И, чтобы вернуть интерес к игре, Гэри решил добавить немного элементов фэнтези в игровой процесс. Вместе с Дэйвом Арнесоном, который также проявлял интерес к фантастическим историям и военной стратегии, они начали экспериментировать с созданием своих настольных игр.
Первоначально Гэри и Дэйв разработали серию тематических военных игр, которые они называли Chainmail. Эти игры моделировали сражения с использованием миниатюрных фигурок, представляющих различные типы войск.
Постепенно, Гайгэкс и Арнесон начали добавлять элементы фантазии и ролевой игры в Chainmail. Они внедряли идеи о волшебных существах, подземельях и квестах, где игроки принимали на себя роли персонажей в вымышленном мире. Так, например, появились волшебники, метающие огненные шары. Правила для них были списаны с катапульт. Фактически это была та же катапульта, только у нее была другая фигурка.
«Подземелья и драконы» выходят в свет
В 1974 году Гайгэкс и Арнесон опубликовали первое издание Dungeons & Dragons. Это была комбинация правил Chainmail и новых элементов, связанных с фэнтезийным миром. Игра предлагала уникальную концепцию: вместо сражений между войсками игроки могли принимать роли своих персонажей, и мир был описан в масштабах всего подземелья.
В D&D каждый игрок создает своего персонажа, который представляет собой индивидуума в вымышленном мире. Эти персонажи отправляются в приключения в рамках фэнтезийной вселенной. Мастер Подземелий (Dungeon Master, DM) выступает в роли судьи и рассказчика игры, поддерживая окружение, в котором происходят приключения, и играя роль обитателей игрового мира, известных как неигровые персонажи (NPC).
Игроки выбирают класс, когда создают своего персонажа, что дает им специальные преимущества и способности на каждом уровне. Популярны такие персонажи, как:
- варвар (barbarian): воин, который может впадать в боевую ярость.
- бард (bard): маг, чья сила — в музыке.
- клирик (cleric): священник и целитель, который способен сражаться.
- друид (druid): маг, использующий силы природы и принимающий облик животных.
- воин (fighter): боец, знающий толк в обращении с различным оружием и броней.
Впитав все самое лучшее из настолок-предшественников и получив ряд новых необычных улучшений, Dungeons & Dragons быстро стала популярной. По меркам того времени масштаб продаж был невероятным. За 10 месяцев авторы продали 1000 книг с правилами игры, а в ноябре вышел дополнительный тираж в 2 тыс. экземпляров, который распродали к апрелю 1975 года. Третий тираж в 3 тыс. книг распродали за три месяца.
Успех игры был очень громким. Игроки требовали новых историй-приключений, которые вскоре и получили. «Подземелья и драконы» получили дополнения со своими событиями и новыми интересными приключениями.
В 1970-х года выпускались и другие похожие игры, но именно Dungeons & Dragons предложили самую интересную механику и простор для фантазии, фактически создав отдельный жанр настольных ролевых игр и завоевав всемирную популярность.
Со временем правила D&D менялись, выходили новые издания, но суть игры, — создание мира, где можно безудержно фантазировать и придумывать новые приключения, — осталась неизменной. Поэтому «Подземелья и драконы» остается важной частью культуры игр и литературы, привлекая новых поклонников и вдохновляя людей по всему миру.
Влияние D&D на литературу и медиаиндустрию
Поскольку в игре «Подземелья и драконы» есть эльфы, полурослики, драконы, орки и другие персонажи, бытует мнение, что мир D&D близок к миру Дж. Р. Р. Толкина. Сам Гайгэкс это отрицал. Зато игра оказала влияние на творчество других авторов. Например, начинающий писатель Оливер Ригни-младший во время игр в Dungeons & Dragons с сыном обдумывал свою книгу. Результат увидел свет под названием «Колесо Времени» за авторством Роберта Джордана.
А пресс-секретарь атомной электростанции по имени Терри Пратчетт из Великобритании поучаствовал в провальной кампании в D&D, когда сидел с друзьями в пабе. Но зато игра подарила ему идею сундука, который передвигается на множестве маленьких ножек и несет снаряжение приключенцев. Так в цикле «Плоский мир» появился тот самый сундук из книг про Двацветка и Ринсвинда.
В 1983 году вышел мультсериал «Подземелье драконов», состоящий из трех сезонов и 25 эпизодов. Его показывали в том числе и в России. В 2000 году вышел фантастический фильм режиссера Кортни Соломона и студии New Line Cinema «Подземелье драконов», а также два его продолжения, «Источник могущества» в 2005 году и «Книга заклинаний» в 2012 году. Критики и общественность прохладно приняли фильм.
Зато вышедший в 2023 году фильм Paramount Pictures «Подземелья и драконы: Честь среди воров» смог добиться признания аудитории. Его назвали фильмом года такие издания, как Collider, Empire, Time Out, Vulture, «Кинопоиск». Журнал «Мир фантастики» назвал «Честь среди воров» лучшим фильмом года. Hasbro, материнская компания Wizards of the Coast, показала три новые фигурки монстров: Ксанатара (Xanathar the Beholder), Совомедведя (Owlbear) и Ускользающего зверя (Displacer Beast). Их создавали по образцу версии только что вышедшего фильма.
Упоминания и отсылки к «Подземельям и драконам» можно встретить в «Симпсонах», «Футураме», «Теории большого взрыва», «Гравити Фоллз», «Очень странных делах». В марте 2023 также стало известно, что игра Minecraft получит тематическое DLC Dungeons & Dragons. А в настольной версии D&D появились мобы из Minecraft.
В 2024 году ценителям станет доступна коллекция из 10 марок D&D. Дизайн был взят из разных моментов истории D&D: один из использованных дизайнов первоначально появился в «Руководстве игрока», которое было впервые опубликовано 40 лет назад. Марки вполне можно будет клеить на конверты, но маловероятно, что кто-то захочет так поступить.
Почему стоит сыграть в Dungeons & Dragons
Хотя бы потому, что это классика. А еще увлекательная, хорошо продуманная игра с невысоким порогом вхождения, которая способна развить социальные и когнитивные навыки. Вы никогда не сможете предсказать, что ждет вас на этот раз. Ведь единственное, чем ограничены игроки, это их фантазия и воображение.
Пожалуй, именно возможность свободного полета фантазии, гибкость правил и условностей помогли игре «Подземелья и драконы» получить статус культовой. За столом в D&D нет обычных людей. Только герои, отправившиеся по дороге приключений.
Даже если вам обычно не нравятся настольные игры, миры Dungeons & Dragons могут прийтись по душе. А познакомиться с ними можно в самых разных форматах.
Как играть в Dungeons & Dragons
В стартовый набор Dungeons & Dragons входят пять фигурок персонажей, шесть игровых костей, правила и книга приключений для Мастера. Книги, фигурки и кости можно покупать отдельно.
Перед началом нужно:
- Изучить основы игры. Можно купить свежую книгу или найти какую-нибудь в интернете. Так вы сможете понять базовые принципы D&D включая особенности игровых рас и классов.
- Найти Мастера Подземелий (DM). Этот человек создает мир, описывает сценарии, управляет NPC (неигровыми персонажами). Он должен хорошо знать правила и иметь игровой опыт.
- Собрать группу. Оптимальное количество участников для путешествия — от 3 до 6 человек.
- Создать персонажа. Каждый игрок создает себе персонажа, выбирая расу, класс, моральные установки персонажа, его навыки и бэкграунд. Это делается с использованием правил Player’s Handbook или других доступных ресурсов.
- Выбрать кости. Существуют (четырех-, шести-, восьми-, десяти-, двенадцати- и двадцатигранные версии, используемые для определения случайных результатов. Например, успеха атаки, урона или результатов проверки навыков.
Решения и действия персонажей влияют на развитие сюжета. Приключения дают опыт и новые навыки. Чем опытнее Мастер и активнее фантазируют игроки, тем ярче и интереснее будет партия.