«Контра», инди и сообщество. Как Steam завоевал компьютеры

Цифровая платформа Steam практически стала синонимом игр на персональных компьютерах. Сервис американского разработчика видеоигр Valve Corporation был одним из пионеров индустрии. Спустя 20 лет Steam остается ее лидером. И вот почему.

Компания Valve, автор хитовых игр Half-Life и Counter-Strike, хотела сделать удобную единую платформу для своих проектов и геймеров. Но дело малым не ограничилось. Valve дала голос независимым разработчикам и завоевала любовь миллионов игроков. И вот как это произошло.

Начало эпохи

К концу 1990-х годов Valve и ее основатель Гейб Ньюэлл стали звездами индустрии видеоигр. Компания выпустила шутер Half-Life, который критики считают одной из лучших игр в истории. Другим популярным проектом был шутер Counter-Strike. Он значительно повлиял на развитие киберспорта.

Гейб Ньюэлл
Гейб Ньюэлл на турнире The International в 2018 годуИсточник: Flickr

В Counter-Strike и Team Fortress Classic через интернет играли тысячи геймеров. Но Valve столкнулась с проблемами. У геймеров не было возможности получать обновления для игр удобным способом. Появлялось все больше нечестных игроков, которые пользовались специальными программами. А Valve тем временем не нравилось пиратство. Чтобы разобраться со всеми проблемами, компания решила объединить игроков на одной платформе.

Steam полноценно запустили 12 сентября 2003 года, спустя полтора года после анонса. Сервис, который со временем превратился в большой онлайн-магазин игр, геймерам сначала не понравился. Они жаловались, что платформа работает медленно и с ошибками, а античит часто ошибается. Особенно их разочаровало одно нововведение. Оказалось, что Steam нужно скачать даже при установке игры на диске. А интернет в то время был не у всех геймеров.

Такой подход был диким для того времени. Но в Valve решили, что за этим будущее. И компания хотела взяться не только за игроков, но и за разработчиков.

Скриншот Steam
Скриншот Steam, сентябрь 2003 годаИсточник: Steam Community

От инди к гигантам индустрии

В Valve считали, что Steam поможет геймерам легко и просто находить и покупать новые игры. А независимые разработчики смогут получить прямой доступ к рынку и игрокам. Вскоре Valve дала такую возможность компаниям. Первый сторонний проект, Codename: Gordon, появился в Steam в 2004 году. За следующие пять лет на платформе выпустили больше 800 игр. Вслед за небольшими разработчиками к Steam присоединились крупные издатели вроде id Software (серия Doom) и Capcom (Devil May Cry).

В 2007 году в Steam провели первую крупную распродажу. Игры можно было купить со скидками до 50%. Впоследствии распродажи превратились в большие тематические события. Например, в январе 2024 года в магазине провели «Фестиваль капитализма и экономики». А в феврале стартовала распродажа «Лунный Новый год».

Удобных фишек для геймеров и разработчиков становилось все больше. В 2008 году игроки получили Steam Cloud. Сервис позволял скачивать сохранения из облака на любой компьютер. Разработчикам дали Steamworks. Это набор инструментов, который упрощает создание игр.

Valve решила не ограничиваться только компьютерами на операционной системе Windows. Steam получил поддержку macOS и Linux в 2010 году. Но, по данным за январь 2024 года, 96,5% игроков все равно пользуются Windows.

Скриншот Steam
Скриншот Steam, август 2023 года Источник: Valve

Карточки и Dota

Любительские модификации для игр всегда были популярными у пользователей компьютеров. Valve решила не упускать аудиторию и добавить в Steam площадку для такого контента. «Мастерская» работает с 2011 года.

Через год Valve снова прокачала геймерское сообщество. В Steam улучшили внутренний форум, а еще добавили торговую площадку. Геймеры могут продавать друг другу виртуальные предметы. Чуть позже в играх появились коллекционные карточки, которые выпадают по мере прохождения. Символические предметы можно обменивать или продавать.

Немало на популярность Steam повлияли две крупные игры Valve. Сначала геймеров в 2012 году порадовал Counter-Strike: Global Offensive (сейчас его заменили на Counter-Strike 2), а через год официально выпустили Dota 2. Обе игры постоянно находятся среди лидеров по числу геймеров. С тех пор Valve активно развивает два этих флагманских проекта.

Офис Valve
Офис Valve в 2016 годуИсточник: Wikimedia, Tim Eulitz, CC BY 4.0

Сервис номер один

Также в Valve придумали новый подход к разработчикам — систему Steam Greenlight. Независимые компании могли выпускать игры, если набирали определенное количество голосов от геймеров. Благодаря этому с 2014 года число проектов в Steam значительно выросло. Пиковым оказался 2022 год — больше 10,6 тыс. игр за 12 месяцев.

Позднее Greenlight заменили системой Steam Direct: Valve стала выпускать все игры, если они не нарушают правила площадки. Однако раньше от разработчиков требовали только $100 за регистрацию. Теперь столько нужно платить за выпуск каждой игры.

Valve всегда было мало только цифрового мира. Компания разрабатывала различные гаджеты, например геймпад Steam Controller и компьютер Steam Machine. Но по-настоящему успешным стал Steam Deck. Этот портативный игровой компьютер с экраном выпустили в 2022 году. На нем можно играть даже в современные «тяжелые» игры. Steam Deck купили уже несколько миллионов раз.

Steam Deck
Steam Deck Источник: Steam

Ежедневно в Steam заходят несколько десятков миллионов игроков. Аналитики, по данным за 2022 год, оценивают стоимость Valve в $7,7 млрд. А состояние главы компании Гейба Ньюэлла превышает $4 млрд. Конкуренты вроде Epic Games Store и EA не успевают за Steam по числу игр и пользователей. Valve давно удерживает лидерство, и неизвестно, сможет ли кто-то сместить ее с трона.