Аэротакси: фантастический концепт или реальный проект будущего?

Аэротакси постепенно перестает быть чем-то из области фантастики. Но такая техника не просто проектируется, но уже летает. Мы рассмотрели как реалистичные, так и довольно фантастичные концепты.

Когда в очередной раз стоишь в пробке и думаешь, что хорошо было бы взлететь на машине над всем трафиком, понимаешь, что это фантастика. Но так ли это на самом деле? Сегодня воздушные перевозки внутри городов не являются чем-то сверхъестественным. Вот только осуществляются они на вертолетах и доступны немногим из-за высокой цены. Но многие компании уже активно разрабатывают свои концепты бюджетного воздушного транспорта. Он мог бы решить проблему наземных пробок, и даже смог бы «таксовать». Рассмотрим некоторые наиболее интересные стартапы.

Аэротакси в России
Источник: Midjourney

Воздушное такси: полезный транспорт или аттракцион?

А нужно ли вообще воздушное такси? Использование летательных аппаратов для перевозок могло бы отчасти решить проблему пробок. При этом можно было бы использовать самый короткий путь, чтобы добраться до места назначения.

Но и проблем в этой сфере много. Первая — разработка действительно надежной, недорогой и безопасной системы вертикального взлета. Сегодня над этим работают многие компании, и мы еще расскажем о них в статье.

Вторая проблема — сложность управления такими средствами. Научиться летать в условиях города наверняка будет еще сложнее, чем пилотировать вертолет или маломоторный самолет. Потому в первое время пассажиров наверняка будут перевозить профессиональные пилоты-таксисты.

Наконец, еще предстоит разработать правила, ограничения и даже систему штрафов для воздушных нарушителей. Но ничего из перечисленного не кажется чем-то, что сложно или невозможно было бы преодолеть.

Volocopter

Эта немецкая компания сегодня является одним из наиболее перспективных стартапов в своей сфере. Сообщения о том, что она начала разработку собственной системы вертикального взлета появились еще в 2011 году. К 2019 году был готов первый прототип. Инвестиции в проект тогда составили внушительные 50 млн. евро. Вложились при этом такие гиганты, как Volvo и Geely.

С момента своего показа, аэротакси совершило уже тысячу запусков, пусть пока и без пассажиров. Предполагается, что площадки для остановок коптеров можно было бы разместить на крышах разных городских зданий, к примеру, отелей.

Аэротакси Volocopter
Источник: Flyingmag

Первый прототип поднимают в воздух 18 винтов. Каждый оснащается собственным электродвигателем — это помогает уменьшить шум и снизить загрязнение окружающей среды. Внутри хватит места для двух человек — водителя и пассажира. Максимальная грузоподъемность пока составляет не более 160 кг. На одном заряде летательный аппарат сможет преодолеть до 35 км. Есть у стартапа и проект другого, более мощного аппарата, способного вместить до четырех человек.

Joby Aviation

Этот американский стартап может похвастаться значительным привлечением инвестиций, в том числе, от венчурного фонда Toyota. Он уже успел привлечь более 1 млрд. долларов инвестиций.

Несмотря на такие вливания, про проект известно значительно меньше, чем про тот же Volocopter. Первые испытания состоялись только в 2021 году, а сертификация и вовсе назначена на 2024.

Аппарат Joby Aviation
Источник: Overclockers

Из опубликованных данных известно, что аппарат сможет вместить в себя до четырех пассажиров. Немецкого конкурента он обходит по всем параметрам — запас хода от одного заряда составляет до 250 км, в то время как максимальная скорость — до 300 км/ч.

Разработчики хвастаются, что их устройство минимально загрязняет окружающую среду. При этом оно работает тихо, а стоимость полетов должна быть не самой высокой. При этом никаких конкретных цифр пока не приводится.

EHang

Перспективный китайский стартап, летательный аппарат которого уже поднялся в воздух и успел принести немало пользы. Интересная особенность такого коптера заключается в том, что он беспилотный.

Дрон может развивать скорость до 130 км/ч. При этом его грузоподъемность составляет до 150 кг. Слабой стороной является непродолжительное время работы от одного заряда — всего 21 минута. Но это вполне можно будет исправить в будущем. Поднимает устройство в воздух восемь винтов, расположенных снизу кабины.

Аэротакси EHang
Источник: Uznayvse

У компании обширные планы по захвату рынка. К примеру, она планирует построить красивые посадочные станции для беспилотников, со стороны напоминающие футуристичные деревья.

Пока что прокатиться на таком беспилотнике можно только в туристическом комплексе Forest Lake. Но во время коронавируса он показал свою надежность, доставляя медикаменты в районы, закрытые на карантин.

Hover

Российские инженеры не могли остаться в стороне и одним из перспективных отечественных стартапов является Hover. У этого резидента Сколково уже есть действующий прототип системы eVTOL, а выход на рынок намечен на 2025 год.

Сам летательный аппарат способен поднять в воздух двух пассажиров. Его максимальная скорость составляет 200 км/ч. Заслуживает внимания внушительная длительность полета на одном заряде — до 100 км. Не подкачала и грузоподъемность — до 300 кг.

Аэротакси Hover
Источник: Hoversurf

От других устройств, рассмотренных в нашей статье, Hover отличается закрытыми пропеллерами. Это важно, чтобы заметно увеличить безопасность полетов.

Операционный директор компании Александр Скалов говорит о том, что подобное аэротакси в перспективе смогут арендовать сервисы перевозок. Цена будет довольно демократичной — всего около 60 рублей за километр.

Другие интересные проекты

Аэротакси
Источник: Joby Aviation

В завершении статьи кратко пробежимся по наиболее интересным проектам от других компаний.

Свой проект аэротакси есть у Rolls-Royce. Компания решила отказаться от вертикального взлета и ее аэротакси скорее напоминает маломестный самолет. Он может разгоняться до 482 км/ч и работает от электричества. Но сейчас это скорее решение для полетов между городами.

Airbus и Boeing тоже создают свои проекты в этом направлении. Беспилотники Airbus называются Vahana и пока тестируются. Boeing создает аппарат под названием Passenger Air Vehicle (PAV). Это должен быть беспилотник со скоростью полета 180 км/ч и грузоподъемностью более 500 кг. Но про его реальные испытания до сих пор ничего не слышно.

Есть и другие стартапы в области аэротакси, менее крупные, чем описанные нами, к примеру, американский Archer или британский Vertical Aerospace. Оба предлагают коптеры с вертикальным взлетом на два места и на данный момент находятся на стадии испытаний.

Всего в мире более 300 компаний, так или иначе вовлеченных в разработку аэротакси, и эта цифра постоянно растет. Пример КНР показывает, что беспилотники вполне реально запустить и, возможно именно Китай, возглавит новый тренд в завоевании городского неба.