Почему первое в мире гигантское «хомячье колесо» так и не взлетело и как Джон Первес превратил человека в хомяка

Пока современный дизайн автомобиля еще не стал чем-то классическим, предпринималось много попыток создать экспериментальный транспорт. И про один из этих концептов мы расскажем в статье.

В 1930-х годах инженер доктор Джон Арчибальд Первес представил миру динасферу — транспортное средство, которое, по его мнению, должно было стать «высокоскоростным автомобилем будущего». Эта необычная концепция привлекла внимание многих изданий того времени, которые всерьез задавались вопросом: не начинается ли новая эра в сфере путешествий? Спойлер: не началась, хотя перспективы были.

Моноколеса можно было выпускать в разных размерах
Моноколеса можно было выпускать в разных размерах Источник: Bygonely

Но что же такое динасфера и как она устроена? В 1934 году Маргарет Партридж, один из основателей «Общества женщин-инженеров» (WES) и «Женской электротехнической ассоциации» (EAW), в своей статье для журнала «Женщины-инженеры» постаралась дать ответы на эти вопросы.

По описанию Партридж, динасфера представляет собой «легкую полую сферу с отрезанными боковыми частями. Внутри нее находится рельсовый путь, а внутри него — тяжелая кабина, передвигающаяся по гладким рельсам». Она также отметила, что управление похоже на управление обычным автомобилем, а ее движение не зависит от сцепления колеса с дорогой, что исключает возможность скольжения. Иными словами, доктор Первес разработал уникальное моноколесо, способное с комфортом вместить двух человек и обеспечить долгий срок службы благодаря отсутствию трения и износа.

Это смелая попытка заглянуть в будущее транспорта и переосмыслить традиционные представления о передвижении. Несмотря на то, что этот проект так и не получил широкого распространения, он остается ярким примером инновационного мышления и стремления к прогрессу, свойственного пионерам инженерной мысли.

Проблемы с видимостью и преимущества динасферы

Одним из первых вопросов, возникших у публики, была видимость из кабины. Маргарет Партридж, сторонница проекта объяснила, что твердые части решетчатой сферической оболочки проносятся перед глазами так быстро, что становятся невидимыми. Взгляд пассажира сосредоточен только на открывающейся впереди картине.

Партридж с энтузиазмом отзывалась о будущем динасферы. По ее мнению, это транспортное средство обладало рядом преимуществ перед существовавшими на тот момент аналогами: мобильность, экономичность и надежность.

Она верила, что эти качества помогут транспорту завоевать популярность и стать транспортом будущего.

Причины неудачи

Если бы история пошла другим путем, вполне вероятность динасферу мы бы увидели и на гоночных треках
Если бы история пошла другим путем, вполне вероятность динасферу мы бы увидели и на гоночных треках Источник: Pinterest

К сожалению, несмотря на оптимизм создателей, динасфера не снискала коммерческого успеха. Журнал «Популярная наука» выдвинул одну из возможных причин провала проекта. По мнению издания, пассажиры испытывали неприятные ощущения при торможении или ускорении. Внутри колеса людей буквально закручивало — результаты понятны любому, кто хоть раз катался на аттракционах в парках развлечения, основанных на вращении.

Маргарет Партридж не только публично поддерживала проект динасферы, но и имела тесные профессиональные связи с доктором Первсом. Первс помогал развитию электротехнического бизнеса Партридж, рекомендуя ее в качестве подрядчика для схем электрического освещения. Это дало некоторым современникам основание полагать, что многие позитивные оценки изобретения от Маргарет были не самыми объективными. Но даже это в конечном итоге не помогло — сфера уступила место классическим автомобилям.

Хотя динасфера не оправдала возложенных на нее надежд, этот проект остается интересной страницей в истории транспорта. Она демонстрирует, как инженерная мысль стремилась найти новые, нестандартные решения в эпоху бурного технического прогресса. И пусть сфера не стала транспортом будущего, ее создатели вписали свои имена в летопись инноваций.