Таким образом среди участников тестирования и фигурантов нашего сравнительного обзора оказались четыре новейшие цифровые фотокамеры, оснащенные зум-объективами с кратностью от 20х до 26х, предлагающие фотографу схожие, но все же в чем-то отличающиеся наборы функций, и укладывающиеся в ценовой диапазон от 15 до 20 тысяч рублей.
В первой части обзора мы познакомим вас с особенностями дизайна, управления и функционального оснащения камер-участниц. Вторая часть обзора посвящена не менее и даже более интересному — публикации мнений нескольких фотографов, анализу качества съемки с публикацией исходных снимков, и, конечно, выводам и рекомендациям.
Читайте в первой части:
- дизайн и эргономика
- управление
- функциональность
Участники обзора:
Nikon Coolpix P90
Olympus SP-590UZ
Pentax X70
Sony Cyber-Shot DSC-HX1
Вводная часть
Работа с камерой, оснащенной зум-объективом высокой краткости (ультразумом) диктует особые требования к эргономике, и за несколько лет развития подобных камер разработчики из разных компаний независимо пришли к очень похожим конструктивным решениям.
Именно этим можно объяснить тот факт, что компоновка четырех протестированных камер по многим позициям или совпадает или имеет небольшие и, в общем то, непринципиальные различия.
Также помимо широкого спектра функций, ставших практически стандартными, в каждой из четырех камер можно найти и набор самых модных на данный момент, тех, что находятся на переднем крае конкурентной борьбы. Именно в такие функции производители стараются внести хоть что-то оригинальное, что мы обязательно рассмотрим.
Конечно, в каждой из камер имеются и полностью оригинальные фирменные «изюминки», которые еще больше выделяют ее среди конкурентов. Поэтому, сравнивая модели, мы будем уделять особое внимание именно этим особенностям.
ПРИМЕЧАНИЕ:
В обзоре часто будут приводиться серии из четырех картинок, демонстрирующих сходство или отличие камер-участниц или результаты их работы (см. во второй части обзора). Везде эти серии будут размещаться в алфавитном порядке (по марке производителя): Nikon, Olympus (в первом ряду), Pentax, Sony (во втором ряду).
Поскольку в обзоре присутствует только по одной камере от каждого производителя, для краткости камеры будут упоминаться в тексте также только по марке.
Основные технические характеристики
Nikon Coolpix P90 | Olympus SP-590UZ | Pentax X70 |
Sony Cyber-Shot DSC-HX1 |
|
Разрешение сенсора, пикс | 12 млн, 4000x3000 | 12 млн, 3968x2976 | 12 млн, 4000x3000 | 9,1 млн, 3456x2592 |
Тип, типоразмер сенсора | CCD, 1/2,33" | CCD, 1/2,33" | CCD, 1/2,33" | CMOS, 1/2,4" |
Объектив | 26—624 мм; f/2,8–5,0 | 26—676 мм; f/2,8–5,0 | 26—624 мм; f/2,8–5,0 | 28—560 мм; f/2,8–5,2 |
Кратность оптического зума | 24x | 26x | 24x | 20x |
Тип оптической стабилизации изображения | смещение матрицы | смещение матрицы | смещение матрицы | смещение матрицы |
Диапазон выдержек затвора, с | 8—1/4000 | 15—1/2000 | 4—1/4000 | 2—1/4000 |
ЖК-экран | откидной, 3", 230000 точек | встроенный, 2,7", 230000 точек | встроенный, 2,7", 230000 точек | откидной, 3", 230400 точек |
Диапазон чувствительности, ISO | 64—1600 | 64—1600 | 50—1600 | 100—1600 |
High ISO (с уменьш. разрешения) | 3200, 6400 | 3200, 6400 | 3200, 6400 | 3200 |
Творческие режимы | P/A/S/M | P/A/S/M | P/A/S/M | P/A/S/M |
Количество сюжетных программ | 14 | 19 | 23 | 13 |
Серийная съемка, скорость к/с (разрешение) | 11, 6, 4 (до 3 Мпикс) | 10 (3Мпикс), 6 (5 Мпикс) | 11, 6,3, 4 (5 Мпикс) | до 10 (н/д) |
Запись видео (разрешение/частота к/с) | 640x480/30 или 15; и 320x240/15 | 640x480/30 или 15; и 320x240/30 | 1280х720/15, 848х480/30 (16:9), 640x480 и 320x240/30 или 15 | 1440x1080/30 (выс.), 1440x1080/30 (станд.), 1280x720/30, 640х480/30 |
Форматы записи, фото/видео | JPEG/ AVI |
JPEG/ AVI Motion JPEG |
JPEG/ AVI Motion JPEG |
JPEG/ AVC(H.264) |
Тип карт памяти | SD/SDHC | xD Picture, microSD | SD/SDHC | Memory Stick Duo/Memory Stick PRO Duo |
Встроенная память, Мбайт | 47 | 22 | 33,6 | 11 |
Интерфейсы | USB/AV | USB, AV, HDMI mini | USB/AV, DC-in | USB/AV/HDMI, DC-in |
Питание | литий- ионный аккумулятор |
ААх4 | литий- ионный аккумулятор |
литий- ионный аккумулятор |
Вес, г (без батареи и карты памяти) | 460 | 435 | 390 | 453 |
Габариты, мм | 114x83x99 | 110,1x89,7x91,0 | 110,5x82,5x89,5 | 114,5х82,8х91,8 |
Ориентировочная цена, руб | 15300 | 16400 | 18990 | 19900 |
Дизайн и эргономика
Один из самых важных моментов в эргономике камеры это удобство визирования в процессе съемки. Для этого во всех камерах-ультразумах, в отличие от современных «мыльниц», имеются не только ЖК-экран, но и электронный видоискатель (ЭВИ).
Конструкция ЖК-экрана разделила участниц на две группы. У камер Nikon Coolpix P90 и Sony Cyber-Shot DSC-HX1 экраны подвижные, т.е. могут принимать различные положения относительно корпуса, а у Olympus SP-590UZ и Pentax X70 экраны жестко встроены в корпус.
Откидной ЖК-экран заметно расширяет возможности съемки, поскольку позволяет легко снимать из неудобных положений (например, от уровня земли, от уровня пояса, со штатива, поверх голов впереди стоящих людей). Отметим, что у Sony Cyber-Shot DSC-HX1 экран может поворачиваться на 180 градусов — от положения "экраном вверх" до "экраном вниз". У экрана Nikon Coolpix P90 возможности чуть скромнее — от "экраном вверх" до наклона вниз на 45 градусов. Как видно из иллюстраций, кронштейн экрана крепится к корпусу камеры тоже по-разному.
При съемке через ЭВИ обычно проще удерживать камеру неподвижно, а кроме того, такой способ визирования позволяет отключить прожорливый ЖК-экран и тем самым сэкономить заряд батарей, т.е. продлить время съемки, как по времени, так и по количеству отснятых кадров. Хотя ЭВИ имеется у всех камер-участниц, только у трех моделей он снабжен колесиком диоптрийной коррекции. Оно отсутствует только у Pentax X70, что может затруднить съемку через видоискатель для фотографов с неидеальным зрением.
Для управления зум-объективом во всех четырех камерах применяется одинаковое конструктивное решение — рычажок, совмещенный с кнопкой спуска затвора. Так что по данному показателю — паритет.
Расположены эти органы управления тоже одинаково — на краю выступа для правой руки, прямо под указательным пальцем.
Зато выступ для правой руки (далее — ручка) у всех камер имеет оригинальную форму и отделку. Сказать, что удобнее, сложно, — это очень индивидуально, потому что зависит от размера руки и длины пальцев.
У Nikon ручка не длинная, имеет нескользящее резиновное покрытие. У Olympus самая большая (по объему) ручка, также с накладкой из резины. Ручка аппарата Pentax по глубине сравнима с ручкой Nikon, но она оформлена пластиковой накладкой, имитирующей текстуру кожи. Пальцы скользят по ней немного больше, чем по резине, но не настолько, чтобы камеру можно было выронить. Похожую отделку имеет и ручка камеры Sony, но зато это самая «глубокая» ручка — она удобна даже для длинных пальцев пианиста.
Вспышки во всех аппаратах устроены по одному и тому же принципу — в нерабочем положении они утоплены в выступ корпуса над объективом, а в рабочем состоянии — откинуты кверху под углом около 45 градусов. В камерах Nikon, Olympus и Pentax для приведения вспышки в готовность нужно нажать специальную кнопку, а в камере Sony ее «выстреливает» скрытый механизм, и только тогда, когда автоматика посчитала это необходимым.
Читайте на следующей странице:
— Управление камерами
— Функциональность
%%%
Управление
На всех четырех камерах сверху на ручке расположены кнопка включения питания и диск-селектор режимов съемки. На этом диске у всех участниц имеются следующие позиции: творческие режимы (P/A/S/M), SCENE (для вызова меню сюжетных программ), видеосъемка. На этом сходство заканчивается — у каждой модели имеются особенности.
Так у камеры Nikon на диске есть отдельные позиции для простого авторежима и автоматического режима с интеллектуальным распознаванием сюжета, позиция для спортивной съемки, две позиции U1 и U2 — для сохранения и затем быстрого доступа к двум сочетаниям настроек, выполненных в режимах P/A/S/M. На стыке верхней и задней граней корпуса расположен управляющий диск, которым удобно изменять настройки и пролистывать кадры при просмотре. Расположенная рядом кнопка DISP управляет выводом информации на ЖК-экран.
Среди дополнительных функций на диске аппарата Olympus имеются позиция для сохранения одной пользовательской настройки (My), позиция для перехода в режим просмотра (она дублирует функцию кнопки на задней панели), позиция Beauty для получения снимка с улучшенной передачей тонов кожи.
На диске камеры Pentax в числе дополнительных позиций есть спортивный режим, режим цифровой стабилизации (Digital SR), позиция для сохранения одной пользовательской настройки (USER). Отметим, что автоматический режим в камере всего один, но зато сразу с интеллектуальным распознаванием сюжета. Также на верхней панели есть дополнительная кнопка для активации режима экспокоррекции. Это особенно полезно, когда фотографу нужно сделать кадр с нестандартной экспозицией (например, при съемке в светлом или темном ключе, дополнительном затемнении на снимке закатного неба и т.п.).
У камеры Sony на диске-селекторе имеется два авторежима — интеллектуальный и простой (Easy). Также здесь есть позиции для режима цифровой стабилизации и для двух фирменных функций: съемки с рук при слабом освещении и панорамной съемки. Об этих двух режимах подробно будет рассказано на следующей странице.
На верхней панели имеется еще две дополнительных кнопки. Первая (FOCUS) обеспечивает быстрое изменение режима фокусировки, а вторая (BRK) — режима записи (одиночные кадры, серийная съемка, брекетинг). Это позволяет оперативно подстроиться под сложный сюжет. Кроме того, на краю панели рядом с кнопкой просмотра есть пользовательская кнопка «С», которую можно запрограммировать на вызов одной из трех настроек: режима Smile Shutter (Съемка улыбок), баланса белого, типа экспозамера.
У всех участниц основная часть органов управления находится на задней панели. Во всех моделях применяются мультиселекторы, кнопки которых во многом совпадают по функциям. Мы же рассмотрим только отличия, а также — функции других дополнительных кнопок, находящихся рядом.
В камере Nikon кнопкам мультиселектора назначены вполне традиционные функции, так же как и трем кнопкам, расположенным вокруг. Это включение режима просмотра; удаление лишних кадров; вызов основного меню (кнопка MENU), через которое выполняются почти все настройки, т.к. специальной кнопки для вызова важных параметров съемки в камере Nikon нет. Частично компенсирует это относительное "неудобство" то, что перемещаться по основному меню можно не только при помощи кнопок мультиселектора, как в других камерах, но и вращая управляющий диск.
А вот у камеры Olympus для вызова меню быстрых настроек используется центральная кнопка мультиселектора (OK/FUNC), что позволяет быстрее добраться и более наглядно изменить самые важные параметры съемки. Кнопка для удаления ненужных кадров (при просмотре) во время съемки включает/отключает функцию осветления теней, а рядом с верхним правым углом ЖК-экрана в углулении расположена небольшая круглая кнопка, дающая возможность быстро включить/отключить систему оптической стабилизации. Это может пригодиться при съемке с проводкой.
На мультиселекторе камеры Pentax три кнопки нагружены традиционно, а нижняя (MODE) служит для входа в меню сюжетных программ, когда диск-селектор повернут в соответствующее положение SCN. Над мультиселектором имеется дополнительная кнопка для активации режима определения лиц/съемки улыбок. Внизу, рядом с кнопкой MENU находится очень полезная зеленая кнопка. По умолчанию она быстро возвращает аппарат в автоматический режим съемки, но, что важнее, ее можно запрограммировать на вызов меню доступа к четырем важным параметрам съемки (например, ISO, баланс белого, тип экспозамера, активация функции компенсации светов).
На углу задней панели камеры Sony, под большим пальцем, находится самый интересный орган управления — управляющее колесо, которое не просто крутится для изменения параметров, но и нажимается. Это действие позволяет активировать настройку текущего параметра, а в тех режимах, где их несколько — еще и переходить от одного к другому (процесс зациклен). Очень удобное и быстрое решение.
Про мультиселектор стоит сказать только то, что его верхняя кнопка-стрелка (DISP) служит для управления выводом информации на ЖК-экран. У всех остальный камер для этого имеется отдельная кнопка. Рядом с мультиселектором находятся лишь две традиционные кнопки — MENU и «мусорный бак».
Функциональность
В данном разделе будут рассмотрены не все возможности камер-участниц (для этого существуют инструкции пользователей), а только их ключевые особенности, дающие им какие-либо особые преимущества при творческой и нестандартной съемке.
Nikon Coolpix Р90
В этой модели имеется четыре режима фокусировки: автоматическая (AF), ручная (MF), установка на бесконечность, макросъемка. Последний режим позволяет делать снимки с минимального расстояния в 1 см от объектива.
Для ручной фокусировки применяется управляющее колесо, что очень удобно, а для контроля расстояния фокусировки используется вертикальная шкала в правой части ЖК-экрана.
Среди особых режимов съемки отметим автоспуск по улыбке и отслеживание моргания фотографируемых людей. Меню с этими функциями вызывается через кнопку на мультиселекторе.
Для улучшения качества съемки сюжетов с большим перепадом яркостей применяется функция высветления глубоких теней (D-Lighting), которая имеет три градации интенсивности.
Серийную съемку камера способна производить с тремя значениями скорости 4, 6, 11 кадров/с, правда только в низком разрешении (максимально 3 Мпикс).
Панорамы камера снимает традиционным способом — с отображением в окне кадрирования области, необходимой наложения следующего кадра. При съемке панорамы камера может двигаться в любом (заранее выбранном в меню) направлении. Количество кадров может быть большим, т.к. склеивание панорамы оставляется самому фотографу. Входящее в комплект камеры приложение Panorama Maker поможет даже не очень искушенному пользователю создать на компьютере панорамный снимок из серии кадров, сделанных в панорамном режиме.
Olympus SP-590UZ
У этой камеры среди особенностей, которых нет у других участниц, отметим наличие режима заполняющей вспышки, полезного, например, при съемке портрета напротив окна.
В списке необычных сюжетных программ имеются такие творческие режимы как «Мультифейерверк» и режим мультиэкспозиции, позволяющие накладывать друг на друга два кадра.
Режим определения лиц и съемки улыбок в Olympus SP-590UZ включается при помощи отдельной сюжетной программы.
Уникальная функция Beauty, вынесенная на диск-селектор, позволяет при съемке продублировать кадр, записанный в высоком разрешении, кадром с разрешением 2 Мпикс, на котором улучшена передача тонов кожи на лице модели.
При съемке видео будет очень полезна сюжетная программа "Пре-съемка видео". В этом режиме запись видео как бы начинается примерно на две секунды раньше, чем фотограф нажал на кнопку спуска.
Для расширения динамического диапазона в Olympus, так же как у Nikon и Sony, применяется функции осветления теней. Среди режимов фокусировки отметим наличие режимов макро и супермакро, а также отсутствие ручной фокусировки.
В отличие от конкурентов, камера Olympus предлагает два разных стиля создания панорам, "склеиваемых" прямо в камере, но, правда, только из трех кадров. В одном варианте после съемки первого кадра автоматика с помощью специального маркера показывает на ЖК-экране позицию, куда фотографу нужно направить «прицел». Во втором варианте после записи первого кадра она традиционно показывает область необходимого перекрытия со следующим кадром.
Примечание:
Данная камера после тестирования побывала в двух путешествиях, и наш коллега поделился своими личными впечатлениями от съемки в поездках.
Pentax X70
В плане удобства съемки камера имеет очень интересную фирменную функцию памяти настроек (практически всех основных).
Это может здорово сэкономить время, если фотограф регулярно или с небольшими перерывами снимает одинаковые сюжеты (например, выполняет макросъемку в одном масштабе и с автоспуском или снимает много портретов в одном стиле).
Pentax также имеет широкий выбор вариантов фокусировки: автофокусировка, ручная фокусировка, режимы макро и супермакро, установка на бесконечность.
В режиме приоритета лица, который активируется отдельной кнопкой, камера распознает до 32 лиц и помещает на ЖК-экране до 15 рамок. Этот режим расширен функцией распознавания моргания. Имеется и другое модное расширение — Smile Capture (съемка при распознавании улыбки).
Очень удобно реализована функция отображения зоны фокусировки в режиме следящей автофокусировки, которая применяется при съемке спортсменов и других быстро движущихся объектов. Рамка меняет форму с прямоугольной на круглую, ярко подсвечивается зеленым и перемещается по экрану вслед за отслеживаемым объектом.
Во время съемки динамичных сюжетов, когда нет времени отслеживать настройки, также будет весьма полезна функция автокорректировки чувствительности в пределах заданного диапазона (ISO100–200, 100–400, 100–800, 100–1600).
Стоит отметить, что в отличие от всех остальных камер из нашего обзора, в Pentax X70 для расширения динамического диапазона (ДД) применяется не функция для осветления теней, а функция для компенсации ярких зон, что, по моему мнению, более востребовано, поскольку в камерах с небольшим ДД чаще безвозвратно пропадает информация как раз в самых светлых областях изображения (например, белые облака, блики на воде, ярко освещенные волосы).
Sony Cyber-Shot DSC-HX1
Разработчики снабдили камеру очень гибкой функцией для съемки портретов. Начнем с того, что помимо уже ставшего «стандартным» автоматического распознавания лиц здесь имеются расширенные возможности: помимо авторежима определения лиц можно сделать приоритетным распознавание лиц детей, либо более высокий приоритет отдать определению лиц взрослых.
Если у конкурентов имеется функция автоспуска при распознавании улыбки в кадре, то в модели Sony Cyber-Shot DSC-HX1 имеются более гибкие настройки — можно задать необходимую интенсивность улыбки, причем двумя способами — ступенчато (три значения) или при помощи движка на экране.
Уникальной и весьма впечатляющей по скорости работы функцией в данной камере является панорамная съемка. Начнем с того, что она подразделяется на стандартный и широкий режимы, что влияет на угол захвата. Далее скажем, что съемку можно вести, двигая камеру в любом требуемом направлении (влево, вправо, вверх и вниз). При этом ничто не мешает развернуть камеру вертикально, чтобы получить снимок с большим разрешением по высоте. И самое главное — панорама «сшивается» в камере автоматически, почти мгновенно — она готова через пару секунд после завершения съемки. Приведем возможные размеры панорамы: стандартная – 3424х1920 или 4912х1080, широкая — 4912х1920 или 7152х1080.
Возможности скоростной серийной съемки (до 10 к/с), применяемые при создании панорам, также используются в еще одной уникальной функции — съемке с рук при плохом освещении. Так при съемке неподвижного предмета в сумерках камера, записав серию кадров, совмещает изображения, избавляясь от нечетких деталей и цифрового шума (съемка ведется на высокой чувствительности). Весьма впечатляющие результаты можно оценить во второй части обзора.
Напоследок отметим, что Sony Cyber-Shot DSC-HX1 способна снимать видео в наибольшем среди участниц количестве режимов, в том числе, с HD-качеством. Но видео лучше увидеть, чем прочесть о нем. Примеры тестовой съемки опубликованы во второй части обзора.
Итак, читайте во 2-й части обзора:
— Мнения пользователей
— Качество съемки
— Примеры съемки (превью и исходные файлы)
— Дополнительные снимки самих фотокамер
— Подведение итогов
— Резюме