Всемирный день полетов. Как отпраздновать его на земле?

Всемирный день полетов над землей традиционно отмечают 6 сентября. Можно подумать, что этот праздник посвящен работникам авиации и космонавтам. Однако это совсем не так! О загадочной истории этого праздника и о том, как вы сами к нему причастны, — читайте в материале.

С незапамятных времен человек мечтал научиться летать, и многое делал для достижения цели. Художники изображали полет на своих полотнах, а ученые изучали законы физики и строили причудливые летательные аппараты. Энтузиасты и вовсе пытались сделать крылья, подобные птичьим: но попытки «полетать» на них обычно заканчивались травмами или смертью.

Леонардо Да Винчи, например, был просто очарован идеей летающего человека. Это сподвигло его на создание эскиза летательного аппарата, который позволит человеку плавно передвигаться по воздуху — своеобразный парашют. Да Винчи представил чертеж еще в XV веке, когда знаний об аэродинамике почти не было. Однако современные инженеры реализовали проект, и он действительно работал так, как это задумывал его создатель.

История без истории

Примечательно, что истории у празднования дня полета над землей нет. Некоторые связывают его появление с первым свободным полетом человека в воздухе. В 1783 году его совершили сразу двое: французский химик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз де Арландес. Они пролетели около 9 км над Парижем на воздушном шаре, который соорудили братья Монгольфье.

Первый полет людей на воздушном шаре. Париж, 1783 год
Первый полет людей на воздушном шаре. Париж, 1783 годИсточник: Vperedsp

Однако связывать празднование дня полетов 6 сентября с этим событием неверно — воздушный шар с людьми на борту впервые поднялся в воздух даже не в сентябре, а в конце ноября. Существует также мнение, что день полетов над землей был анонсирован Ассоциацией ветеранов гражданской авиации в 1967 году, однако убедительных подтверждений этой версии нет. Так что история возникновения праздника до сих пор остается загадкой.

Они «научили» нас летать

Раньше всех появился вертолет: он был оснащен паровым двигателем и был беспилотным. Его создал Энрико Форланини в 1877 году. Изобретение поднялось на высоту 13 метров над Миланом и находилось там еще около 20 секунд. Лететь дольше эта конструкция не могла. Зато она стала первой летающей машиной, которая поднялась над землей, используя тягу двигателя.

Вертолет Поля Корню, построенный в 1907 год
Вертолет Поля Корню, построенный в 1907 годИсточник: Wikimedia

Уже пилотируемый вертолет был сконструирован Полем Корню. Полет на новой разработке состоялся в 1907 году. Однако транспорт не был достаточно устойчив и имел недостатки в управлении. Первый стабильно управляемый вертолет в мире, Focke-Wulf Fw 61, появился только почти 30 лет спустя в Германии. Он был оснащен двумя роторами, которые вращались в противоположных направлениях. Располагались они по бокам фюзеляжа и помогали достигать скорости до 112 км/ч. Взлетал такой вертолет на высоту около 2,6 км и мог улетать на 200 км вдаль.

Реплика вертолета Focke-Wulf Fw 61 на Берлинском авиасалоне
Реплика вертолета Focke-Wulf Fw 61 на Берлинском авиасалонеИсточник: Wikimedia, Stahlkocher, CC BY-SA 3.0

Первыми летательными аппаратами, которые стали выполнять регулярные контролируемые рейсы, стали мягкие дирижабли, их еще называли «блимпами», что переводится как «толстяки». Самый успешный ранний проект этого вида транспорта разработал бразилец Альберто Сантос-Дюмон. Средство передвижения представляло собой воздушный шар с установленным на нем двигателем внутреннего сгорания.

Кстати, создатель дирижабля стал всемирно известен после того, как на своем дирижабле «Номер 6» пролетел над Парижем вокруг Эйфелевой башни.

Сантос-Дюмон «Номер 6» у Эйфелевой башни
Сантос-Дюмон «Номер 6» у Эйфелевой башни Источник: Wikimedia

«Блимпы» завоевали свое призвание, однако им на смену пришли всемирно известные жесткие дирижабли — Цеппелины. Их преимуществом была большая грузоподъемность: она была выше, чем у самолетов. А в 1910 году немецкая компания DELAG открыла первую в мире пассажирскую авиалинию: именно Цеппелины использовали для перевозок пассажиров.

Параллельно с дирижаблями развивалось и самолетостроение. Первый удачный опыт конструирования самолета, который смог взлететь, принадлежит американским братьям Райт. Создатели назвали его «Флайер-1».

Первый успешный полет самолета «Флайер-1» братьев Райт. 1903 год
Первый успешный полет самолета «Флайер-1» братьев Райт. 1903 годИсточник: Wikimedia

Первый полет этого летательного средства состоялся в 1903 году. После отрыва от земли машина пробыла в воздухе 59 секунд, и пролетела 260 метров. Доработанная модель «Флайера» взлетела через год и смогла выполнить полет по кругу, а после — целых 39 км по замкнутой территории. Самолет оснастили бензиновым двигателем и винтом из дерева, все это было установлено на деревянном каркасе. Размах крыльев в аппарате был равен 12 метрам, а масса составляла 283 кг.

Почему всем стоит отметить 6 сентября?

Конечно, в день, посвященный полетам над землей, стоит вспомнить тех, кто «научил» нас летать. Однако праздник посвящен не только великим изобретателям: 6 сентября обязательно нужно вспомнить о том, что каждый способен летать. Если в этот день вы не собираетесь в рейс, а желание отпраздновать есть — попрыгайте на батуте, покачайтесь на качелях или просто полежите на гамаке в саду. А если и это вам не подходит, попробуйте насладиться чем-то своим — и воспарите душой.