В начале XX века с развитием морской и воздушной транспортной системы возникла необходимость в едином сигнале для спасательных операций. В то время каждое государство использовало свои собственные сигналы, что создавало путаницу и затрудняло спасение людей.
3 октября 1906 года сигнал бедствия SOS был принят на Международной радиотелеграфной конвенции из-за простоты набора и расшифровки. Его было легко запомнить и невозможно спутать с каким-либо другим сигналом. С тех пор его активно используют для привлечения внимания спасателей и окружающих в случае возникновения ЧС.
Значение аббревиатуры
Вариантов расшифровки сигнала много. Не будем описывать все. Остановимся на самых распространенных. Все они переведены с английского языка.
- «Спасите наши души»,
- «Спасите наше судно»,
- «Плывите или утонем»,
- «Прекратите другие сигналы».
В русском языке преимущественно используются две трактовки: «Спасите От Смерти» и «Сигнал Особой Срочности». С терминами и историей разобрались, теперь перейдем к интересным фактам, которые мы собрали для вас.
Первым был не «Титаник»
По этому вопросу существует несколько мнений. Считается, что первым судном, подавшим сигнал SOS, был не «Титаник», а пароход «Славония». Событие датировано 10 июня 1909 года. Судно направлялось из Нью-Йорка в Триест и по пути налетело на рифы. Вовремя отправленный сигнал привлек внимание нескольких судов поблизости, которые и пришли на помощь. Однако в том же году, но уже 11 августа, американский пароход «Арапахо» потерял ход и дрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джэксонвилл, также подав сигнал бедствия.
«Титаник» подавал сигнал бедствия тремя способами
Как мы уже говорили и выше, «Титаник» был не первым судном, которое подало сигнал SOS. По подсчетам историков, это был восьмой или девятый случай.
Важно отметить, что изначально с лайнера передавали сигнал бедствия CQD. Все из-за аппаратуры компании «Маркони К°», которая использовала именно аббревиатуру CQD. Однако, спустя некоторое время радисты начали подавать сигнал SOS, чтобы привлечь к себе больше судов. В ту ночь, в качестве альтернативы радиограммам и после отказа радиооборудования с судна запускали сигнальные ракеты, которые были приняты за праздничные салюты.
Подать сигнал можно не только звуком
Стоит отметить, что сигнал SOS касается не только моряков. Это универсальный сигнал бедствия. Его можно подать в любой доступной форме. Самый эффективный способ подачи: использование дымовых шашек и сигнальных ракет. Если их нет, то рекомендуется использовать огонь.
Интересный факт: одинокий костер не так сильно привлекает внимание, как три сразу. В особенности, если они выложены в форме треугольника относительно друг друга. Свет и дым от них быстро привлекут внимание и укажут на местоположение. В случае, если отсутствует возможность разведения огня, рекомендуется вырыть буквы в земле. Оптимальным считается размер букв от 3 метров.
Функция SOS присутствует в современных гаджетах
Многие современные гаджеты имеют опцию экстренного вызова. Самым простым и обыденным примером являются смарт-часы Apple Watch. При завершении вызова они отправляют данные избранным контактам о вашем местоположении. Также опцией оснащаются современные GPS-трекеры и навигаторы. Канал передачи информации зависит от устройства. Это может быть мобильный интернет, сотовая и спутниковая связь.
Системы с SOS устанавливаются в транспорт
Системы с возможностью подачи сигнала SOS устанавливаются в обязательном порядке в любое транспортное средство на территории государств-членов Таможенного союза. Простой пример: УВЭОС «Горизонт А-2.1».
Подобные системы монтируется в легковые, грузовые автомобили и автобусы. В них имеются датчики фиксации ускорения и угла наклона, анализирующие движение транспортного средства. Наличие УВЭОС является одним из требований растаможки автомобиля и получения электронного ПТС.