Россия — страна с быстрорастущим интересом к электротранспорту, но массовое использование электромобилей остается скорее перспективой, чем реальностью. Исследование Artis и сервиса онлайн-опросов Anketolog.ru позволило понять, что именно останавливает россиян от перехода на электрокары и каким они видят будущее этого рынка.
Вместе с экспертом разбираемся, как эти барьеры можно преодолеть и что можно перенять из опыта Tesla, чтобы приблизить повсеместную популярность электротранспорта в нашей стране.
Электромобили в России: амбиции и реальность
По состоянию на 2024 год в России насчитывается около 7 тысяч зарядных станций. И хотя это в разы больше, чем пять лет назад, многие владельцы электрокаров до сих пор выстраивают свои маршруты, исходя из расположения ближайшей доступной зарядки.
Согласно новому исследованию Artis и сервиса онлайн-опросов Anketolog.ru, 50% россиян считают, что в их городе недостаточно станций. И это лишь один из факторов. Другие барьеры — высокая стоимость электромобилей (52%), низкий запас хода (31%) и привычка к традиционным автомобилям на ДВС (19%). Каждый четвертый респондент также пожаловался на неудобное расположение или долгое время зарядки.
При этом почти 45% опрошенных считают, что в течение 10 лет электротранспорт станет массовым явлением в России.
Это дает понять, что для перехода на электромобили в России важно решить две ключевые задачи: сделать их доступнее и значительно улучшить зарядную инфраструктуру.
В мире уже есть пример компании, которая успешно справилась с этими вызовами и во многом ассоциируется с популяризацией электротранспорта в принципе. Этот пример — Tesla.
Как Tesla изменила рынок электрокаров и что можно перенять в России
Tesla — это не только производитель электромобилей, но и символ глобального перехода на электротранспорт. Компания стала примером, как инновации могут не просто решить существующие проблемы рынка, но и полностью изменить поведение потребителей.
Одним из ключевых достижений Tesla считается ее сеть зарядных станций Supercharger, которая насчитывает более 6800 точек с 63 тысячами станций для зарядки. Из них значительная часть расположена в США.
Эта инфраструктура стала основой для массового перехода американцев на электромобили, предлагая владельцам:
- Мгновенную доступность. Supercharger находятся вдоль трасс, в городах и пригородах. Это позволяет владельцу Tesla забыть о проблемах планирования маршрута.
- Высокую скорость зарядки. Современные станции Tesla способны зарядить батарею на 80% всего за 15−20 минут, что делает их удобными для коротких остановок в пути.
- Единый экосистемный подход. Владелец Tesla может использовать мобильное приложение, чтобы найти ближайшую зарядку, узнать о ее доступности и оплатить ее.
Кроме того, Tesla активно внедряет новые технологии — например, зарядные станции, работающие от солнечных батарей, и системы накопления энергии. Это не только удешевляет эксплуатацию сети, но и делает ее более экологичной.
Чему может научиться Россия?
1. Масштабные зарядные хабы
Tesla не просто создала сеть зарядных станций — она сформировала стандарты удобства, которые теперь воспринимаются как обязательные требования для электротранспорта. Российский рынок пока находится в стадии активного формирования, но уже предпринимаются шаги, вдохновленные опытом американской компании.
Росатом — один из крупнейших государственных игроков на рынке — в 2024 году открыл первые два зарядных хаба с 15 местами для автомобилей. Они будут также оснащены магазинами и инфраструктурой, которая сделает процесс ожидания зарядки комфортным для владельцев электротранспорта.
Это первая попытка создать точки зарядки, способные обслуживать десятки электромобилей одновременно. Они обеспечивают высокую пропускную способность станций, что актуально для городских агломераций и оживленных трасс.
Создание крупных хабов — важный шаг, который показывает, что инфраструктура должна быть не только масштабной, но и удобной.
2. Гигафабрики: новая ступень производства
Инновации Tesla касаются не только зарядной инфраструктуры. Значимым вкладом компании в развитие электротранспорта стало создание гигафабрик — производственных комплексов, выпускающих электромобили и аккумуляторы для них. Такие заводы (Gigafactory Nevada, Gigafactory Berlin и др.) не только обеспечивают массовое производство, но и снижают себестоимость автомобилей.
В России этот подход также начинает реализовываться: Росатом уже объявил о планах строительства собственных гигафабрик для производства аккумуляторов в Московской и Калининградской областях. Этот проект может стать важным шагом для укрепления технологической независимости страны и снижения стоимости электрокаров, что напрямую отвечает запросам россиян, озвученным в исследовании Artis и Anketolog.ru.
3. Единая экосистема и цифровые решения
Tesla показала, что зарядная инфраструктура — не только про количество станций, но и удобство их использования. Владельцы автомобилей бренда получают мгновенный доступ к зарядным устройствам через удобное приложение, где можно найти ближайшую станцию, узнать ее статус и оплатить зарядку.
Такие решения уже есть и на российском рынке. Крупные игроки, как правило, обладают своими собственными приложениями, игроки поменьше — представлены в агрегаторах (IT.Charge, electro.cars и др), которые также дают возможность забронировать и оплатить зарядку.
Также найти ближайшую доступную станцию может быть удобно с помощью карт города (2ГИС, Яндекс Карты).
4. Привлечение частного капитала
Опыт компании Илона Маска показал, что развитие зарядной инфраструктуры — выгодная возможность для частных компаний. Не только задача государства.
В России сети зарядных станций активно развиваются благодаря сотрудничеству с различными коммерческими объектами. Помимо жилых комплексов, где зарядные устройства устанавливаются на подземных и наземных парковках, к развитию инфраструктуры подключаются и известные сети российских супермаркетов. Таким образом они привлекают новых клиентов и делают электротранспорт частью современного городского образа жизни. Это помогает постепенно и последовательно развивать удобную инфраструктуру для электромобилей и их владельцев.