HealthTech для продакт-менеджера: возможности и вызовы отрасли

Игорь Володин рассказал о развитии HealthTech в России и заграницей, его влиянии на рынок здравоохранения. В статье описал, какие есть возможности для развития и сложности для продакт-менеджера в этой сфере.
Игорь Володин
Директор по продукту
Об эксперте: Игорь Володин — директор по продукту с опытом более семи лет в Яндексе, Simple App и Holland & Barrett.

Сегодня спрос на услуги в области здоровья растет со стремительной скоростью. Сфера здравоохранения требует новых решений: технологии становятся ключевыми инструментами в ее трансформации. Поэтому HealthTech для продакт-менеджера — сфера больших возможностей. Специалисты могут совершить настоящую революцию, меняющую подход к здоровью.

Развитие HealthTech и как она меняла рынок

Зачастую специалисты, которые только начинают «продуктовый путь» в сфере здоровья, путают понятия HealthTech и MedTech. Первое связано с технологиями в разрезе здоровья и направлено на большую аудиторию. В то время как второе — часто применяется в медицине. Другими словами, это медицинские варианты применения технологий. Например, с их помощью создают некоторые препараты или технические устройства для медицины. Остановимся на первом направлении.

Лекарства
Источник: Freepik

Впервые я косвенно столкнулся с технологией HealthTech, когда работал над проектом по доставке продуктов в Яндекс. Еде. Мы с командой хотели расширяться на аптечный сегмент — доставлять лекарства, и для проработки идеи были привлечены коллеги из Яндекс. Здоровья. Они поделились некоторыми инсайтами, а им после запуска телемедицины стало понятно, что этот сегмент сложен и интересен одновременно. Прежде всего, из-за юридических ограничений и особенностей предоставления услуг. Тогда и пришло осознание потенциала HealthTech, который пока не раскрыт из-за не успевающего за прогрессом законодательства.

Более «глубокое погружение» в HealthTech у меня произошло в проекте Simple — компании, создавшей приложение для интервального голодания. Тогда я начал погружаться в вопросы здоровья, питания и похудения. С того времени многое изменилось: люди стали больше заботиться о здоровье, в том числе ментальном. Еще появилось множество Health коучей и диетологов, однако не все диеты выдержали проверку временем. Например, кето. А другие были на волне популярности и заняли свою нишу среди остальных: интервальное голодание, которое требует от пользователей времени, дисциплины и мотивации.

Девушка сидит в офисе за столом и держит в одной руке яблоко, а в другой бургер
Источник: Freepik

Примерами выше я показал эволюцию HealthTech на своем опыте и подкрепил мнение: число знаний растет, и люди уже не так легко справляются с их обработкой. Здоровье также осталось важным и многогранным понятием и требует комплексного подхода — появляются новые заболевания или меняется форма проблем со здоровьем из-за изменения жизни — удаленка, рост информации и стресса, с которым люди не были эволюционно приспособлены справляться.

Увлекательные возможности и необычные сложности для продакт-менеджера

Когда продуктовый менеджер развивает карьеру в HealthTech, он должен понимать, что тема здоровья индивидуальна и многогранна одновременно, поэтому несет риски и открывает возможности. А какие именно — давайте разбираться.

1. Про здоровье нужно знать

Работая в HealthTech, вы как продакт-менеджер должны иметь дополнительную базу знаний, связанную с медициной. Когда вы создаете продукт, заранее или в моменте глубоко погружайтесь в вопросы психологии или биологии.

Рассмотрим на примере. Будучи продакт-менеджером в компании Simple, я сталкивался с изучением вопросов питания, хотя раньше мог ими не задаваться. Самое главное — интерес. Постарайтесь синхронизировать собственную базу знаний под ту, которую еще придется изучить. Обладая скиллами в IT, мне оставалось только изучить вопросы диет, пищеварения, веса и адаптироваться под них. Если вы глубоко изучите аспекты здоровья — вам легче будет ориентироваться в создании продукта.

Питание
Источник: Freepik

2. Не забывайте учитывать персонализацию

Данные о здоровье — не только конфиденциальная, но индивидуальная история. Все люди разные, и под каждого должно быть отдельное решение. Продукт, который подойдет одному пользователю, окажет неожиданный и отличающийся эффект на другого.

Например, заполняя анкету профиля в Яндекс. Еде, клиент вводит адрес, телефон и имя. В то время как регистрируясь в приложении тренировок, он заполняет данные о весе, сне, физической нагрузке, питании и других аспектах здоровья. От них будет зависеть, какое решение или продукт предложит компания. На этапе активного пользования приложением персонализированные данные также помогают продакт-менеджерам отслеживать и разрабатывать инновационные решения.

Совет для продакт-менеджеров: развивайте эмпатию к людям и внедряйте точечный подход, чтобы детально подходить к каждому продукту или решению.

Здоровье
Источник: Hi-Tech Mail

3. Синхронизируйте продукты с носимыми устройствами и трекерами

Следующий интересный момент, который связан с разработкой HealthTech продукта, а также может быть использован для других — интеграция с носимыми устройствами и трекерами. Приведу пример: в Simple мы с командой активно использовали данные активности с Apple Watch, которые пользователь подключал к своему телефону. Так мы получали срез информации про физическую активность пользователя и могли лучше предсказывать его успех или вовремя напоминать про цель.

Кроме того, во многих приложениях существуют уведомления, которые периодически всплывают на экране телефона. В HealthTеch появляются не только ранее согласованные тексты для уведомлений, но и запрос на индивидуальные формулировки. Надо как можно подробней объяснить, зачем и куда мы будем использовать данные. К примеру, если вы поделитесь большим количеством данных, приложение подберет прогнозы по похудению или советы для тех, кто долго не трекал воду. Так, пользователь скорее не отключит уведомления от приложения, а наоборот, будет охотнее делиться информацией.

Совет для продакт-менеджеров: интегрируя в продукт носимые устройства с трекерами, используйте их тоже. Тогда вы будете точно осознавать, как они работают и где удобны. Более того, вы поймете, почему какую-либо функцию приложения клиент не подключает или наоборот, использует часто. Синхронизации с Apple Health и Google Fit будет достаточно, чтобы покрыть большую часть рынка.

Здоровье
Источник: Hi-Tech Mail

4. Адаптируйте продукт под каждый рынок

Другими словами, локализация. Выводя продукт в разные страны, вы столкнетесь с тем, что вопросы здоровья сильно отличаются. Также они требуют больших эмпатии и погружения в жизнь пользователя. Когда вы доносите пользователю информацию, как правильно питаться или когда нужно ложиться спать — вы используете информацию, понятную и релевантную человеку определенной местности.

Для команды Simple, с точки зрения локализации, было нерелевантно писать контент про картошку и оливье для людей Латинской Америки. Поэтому мы работали с целой командой локализации. В связи с чем мы столкнулись с повышенными сроками проработки различных контентных частей. Для этого можно использовать особые настройки в разработке, что будет работать универсально. Например, мы даже меняли размер шрифта или кнопок в зависимости от страны: в России текст достаточно большой, в то время как в США слова короче или есть много сокращений.

Здоровье
Источник: Hi-Tech Mail

5. Учитывайте юридические особенности

Технологии HealthTech напрямую связаны с вопросами здоровья людей, что делает решения HealthTech уязвимыми с юридической точки зрения. В каждой стране действуют свои законы, которые регулируют использование таких сервисов.

Например, когда я работал над созданием проекта для британской компании Holland & Barrett, я столкнулся с особенностью: чтобы сделать приложение с советами для пользователей — оно должно пройти аккредитацию как медицинский сервис или устройство.

Более того, данные о здоровье — это конфиденциальная информация, их правильное использование и защита критически важны. В связи с этим существуют законы, через которые тоже необходимо пройти.

6. Постройте правильную коммуникацию с пользователем

Раскроем на примере работы в Holland & Barrett. Помимо разработки well-being препаратов, мы с командой хотели дать возможность пользователям глубоко изучать общую информацию о себе в приложении и в последующем записываться к врачам. Тогда я разрабатывал стратегию для проекта про пищеварение и получил инсайт: разговор о здоровье — тяжелая история. Люди не всегда готовы делиться проблемами даже с близкими и врачами, а уж тем более с другими экспертами сферы.

Совет для продакт-менеджеров: внедряйте в работу психологический подход. Клиент может не иметь потребность или желание поделиться информацией. Поэтому, изучайте, как правильно задавать вопросы пользователю и как постепенно выстраивать диалог. На данную тему есть книга для продакт-менеджеров — «Спроси маму».

Сердце
Источник: Freepik

В каких направлениях HealthTech вы поможете обществу

Когда вы узнали о рисках и перспективах HealthTech, самое время раскрыть основные направления, в которых вы можете развиваться как специалист. Некоторые из них с точки зрения ценности для пользователя:

  • «А как мне об этом узнать заранее?» или другими словами — сбор и анализ данных. Превентивная медицина, которая основана на сборе данных, позволяет выявлять потенциальные проблемы на ранней стадии болезни и без участия человека.

Здесь вы можете использовать все возможности технологических решений, чтобы подсказывать пользователям — анализ больших данных. Например, для того, чтобы помогать пользователям на ранней стадии: просить их делать различные чек апы, а в последующем использовать информацию в продукте.

  • «Что делать именно мне?» Речь пойдет о персонализации. Здоровье каждого человека уникально, что создает пространство для улучшения средств помощи.

Например, благодаря телефону вы можете получить информацию, как далеко или близко от глаз человека находится экран. Так вы можете предлагать людям с очками определенные яркость или шрифт. Или зная загрузку человека по календарю, предлагать встроить активности в свободное время. Например, в iOS есть данные screentime — сколько пользователь проводит за телефоном. Эти данные можно интегрировать в продукт.

  • «А мне это доступно?» или демократизация здравоохранения. Кажется, что медицинская помощь сейчас доступна каждому, но технологии делают ее еще доступнее.

Вы, как продакт-менеджер в области технологий, видите потенциальные возможности на пересечении здравоохранения и технологий, которые могут изменить индустрию, сделав её более доступной и понятной. Простой пример — развитие AI-технологий, которые позволяют все большему числу людей получать первичные консультации, диагностику и ответы на вопросы через удобный диалоговый интерфейс. Другой пример — в новой операционной системе Apple можно сделать интеграцию с Apple intelligence.

  • «Как не потерять мотивацию?» или вовлечение общества в вопросы здоровья. Первая проблема — многие люди относятся к здоровью халатно. Как правило, идут решать проблему при ее возникновении. Вторая проблема — они теряют мотивацию к лечению, когда получают большой список процедур и лекарств. На помощь приходят технологии с различными решениями, в том числе из игровых индустрий, психологии и коучинга.

Для экспертов в области здравоохранения и технологий необходимо разрабатывать продукты, используя принципы геймификации из игр и приложений: награды, задачи на день. С их помощью можно закрыть следующие вопросы: как вовлечь пользователя в процесс лечения и как показать пациенту эффект уже сейчас, а откладывать позитивный эффект на годы.

На изображении показана стилизованная рука, выполненная в виде сетки из светящихся линий и точек, которая поддерживает сердце
Источник: Recraft

Как создать новый продукт для здоровья

Спрос на HealthTech продукты особенно высок в тех областях, где пользователям не нужны специальные знания, минимален риск ошибки, и проблема встречается часто. Например, фитнес-трекеры, программы для отслеживания циклов в женском организме, приложения для похудения и решения для работы с ментальным здоровьем пользуются популярностью.

Мой ответ на вопрос «а как создать такой продукт» — зависит от рынка. HealthTech продукты имеют возможность хорошо масштабироваться и помогать пользователям. Для создания нового проекта следите за открытиями или теми сферами, где текущие решения не очень помогают пользователям. Кроме того, часто действенные решения создаются основателями, которые сами столкнулись с проблемой здоровья и нашли ее решение. Это качественный подход для проверки гипотез и создания востребованных продуктов.

HealthTech будет расти и делиться на более узкие направления. Поскольку в нашем организме еще много неизведанного, место для новых изобретений точно найдется. Будущее HealthTech — это комплексные сервисы, которые объединяют данные из разных источников. К ним относятся медицинские карты, носимые устройства и ДНК-тесты. Такие сервисы будут предоставлять пользователям персонализированные рекомендации.

Например, как Apple Watch, который анализирует подвижность пользователя и предлагает пройтись. Или новые наушники от Apple, которые помогают слышать те частоты, которые человек перестал воспринимать. Новые сервисы также смогут анализировать данные о сне, уровне стресса и других аспектах здоровья, предлагая конкретные рекомендации для улучшения качества жизни. А также мотивировать действовать, а не ждать симптомов.

Уже сегодня существуют технологии, которые помогают людям заботиться о здоровье, и с развитием сферы их будет становиться только больше.

Медицина
Источник: Recraft

Подводим итоги

Так, HealthTech — быстрорастущая отрасль, которая изменила подход к здравоохранению. Искусственный интеллект, носимые устройства и персонализированные решения уже сегодня улучшают качество жизни миллионов людей.

Технологии решают не только текущие задачи клиентов, но и открывают новые перспективы для специалистов. HealthTech-продукты востребованы на всех уровнях — от частных пользователей до корпораций и государственных программ.