Основные характеристики PlayStation Vita
- Процессор: ARM Cortex-A9 core (4 ядра)
- Графический процессор: SGX543MP4
- Объем памяти: 512 Мбайт
- Объем видеопамяти: 128 Мбайт
- Экран (сенсорный): 5 дюймов (16:9), 960×544, около 16 миллионов цветов, сенсорный OLED-экран емкостного типа
- Задняя сенсорная панель: многозадачная сенсорная панель емкостного типа
- Камеры: на лицевой панели; на задней панели; частота кадров — 120fps@320×240 (QVGA), 60fps@640×480 (VGA); разрешение — до 640×480 (VGA)
- Звук: встроенные динамики; встроенный микрофон
- Датчики: шестиосная система отслеживания движения (трехмерный гироскоп, трехмерный акселерометр); пространственный электронный компас
- Навигация: встроенный GPS-модуль (только в модели 3G/Wi-Fi) — беспроводное определение местоположения
- Кнопки / переключатели: PS; питания; направлений (вверх / вниз / вправо / влево); действий (треугольник, круг, крест, квадрат); боковые (правая / левая); правый и левый джойстики; START, SELECT, VOL (/-)
- Беспроводное соединение: мобильная сеть (только в модели 3G/Wi-Fi); 3G-модем: HSDPA/HSUPA, GSM/GPRS/EDGE; IEEE 802.11b/g/n (n = 1×1) (беспроводная) (Режим инфраструктуры / режим беспроводного соединения); Bluetooth 2.1 EDR (A2DP/AVRCP/HSP)
- Разъемы: для карты PlayStation Vita; для карты памяти; для SIM-карты (только в модели 3G / Wi-Fi); многоцелевой (USB, DC IN, аудио, данные); для наушников (Stereo mini jack [Stereo Out / Mono In]); для подключения аксессуаров
- Питание: встроенный литий-ионный аккумулятор DC3.7V 2210 mAh; адаптер для подключения к сети DC
- Поддерживаемы форматы. Музыка: MP3 MPEG — 1⁄2 Audio Layer 3, MP4 (MPEG-4 AAC), WAVE (Linear PCM); Видео: MPEG-4 Simple Profile (AAC). H.264/MPEG-4 AVC Hi/Main/Baseline Profile (AAC); Изображения: JPEG (Exif 2.2.1), TIFF, BMP, GIF, PNG
Цена версии с Wi-Fi — от 11 290 до 15 390 руб. Версии с Wi-Fi 3G — от 13 690 до 14 900 руб.
Дизайн и конструкция
Несмотря на позиционирование PS Vita как чего-то принципиально по отношению к PSP нового (вот и слово Portable исчезает из имени) и рассказы о том, что ощущения от общения с Vita совсем не похожи на те, к которым все привыкли, имея дело с прошлыми поколениями — с первого взгляда в Vita узнается портативная консоль от Sony. Преемственность налицо, сколько бы сенсорных панелей применено ни было, и как бы ни менялось количество джойстиков. Чрезвычайно знакомая форма, черно-серебристая цветовая гамма, много глянцевого пластика. Безусловно, человек, проводящий дни и ночи в обнимку со своей PSP 3000, сразу почувствует разницу —, но она здесь прежде всего внутри, внешне это хорошо знакомая вещь.
Габариты увеличились, минимизация PSPgo кончилась провалом — не пользовавшаяся популярностью консоль была бесславно снята с производства в середине прошлого года.
При этом визуально одинокая PS Vita не кажется значительно больше PSP предыдущих поколений, разница хороша заметна, только если положить консоли рядом. Габариты PS Vita: примерно 182×18.6×83.5 мм. Вес — 279 г (модель 3G/Wi-Fi), 260 г (модель Wi-Fi). Консоль поместится далеко не во всякий карман, но держать ее одной рукой для просмотра, допустим, кино, вполне можно. Она не слишком тяжелая.
Функциональные элементы. Уже одного взгляда на PS Vita достаточно, чтобы понять — это своего рода манифест против современности: кнопок и джойстиков стало еще больше, чем раньше, и это в то время, когда бал правят гаджеты, единственным органом управления которых является сенсорный экран; можно было бы сказать, что только не на геймерской тропе, но успех игр для iOS и Android не позволяет делать и такие ремарки. Впрочем, об этом позже.
На лицевой панели PS Vita мы видим пятидюймовый сенсорный (емкостный) экран, четыре кнопки направления, четыре классические кнопки действий, два джойстика (не реагирующих на нажатие), кнопку PS (обеспечивающую мгновенный переход в главное меню), кнопки Start и Select. Тут же находятся динамики и фронтальная камера.
Правое ребро свободно, на левом находится слот для SIM-карты (в версии с 3G-модулем).
На верхнем торце располагаются кнопка включения, кнопки регулировки громкости, слот для игровой карты PS Vita и прикрытые единой крышкой аксессуарные интерфейсы. По краям мы видим привычные «уши» — боковые кнопки управления, в данном случае прозрачные.
Снизу находится универсальный порт для зарядки и соединения с ПК, миниджек для наушников, слот для фирменной карты памяти и проушины для ремешков.
Сзади находится крупная сенсорная панель, камера и выемки для более удобного хвата, покрытые резиной.
Качество сборки аппарата не оставляет нареканий. Орехи колоть с помощью PS Vita, может, и не получится (она все-таки пластиковая), но общее впечатление очень хорошее.
Комплектация
- USB-кабель
- Адаптер для зарядки
- Шнур питания
- Документация
Интерфейс и управление
Xross Media Bar на новой портативной консоли нет. Теперь интерфейс PSP следует традициям современных смартфонов, используются возможности сенсорной панели. Интерфейс разделен на несколько экранов, где колышутся иконки приложений и игр, вперемешку. Количество экранов не ограничено, каталогизации нет — забив консоль играми под завязку, придется плавать по ним в поиске нужной. При этом для каждой игры и приложения есть подменю в своем стиле, внутренний мир PS Vita разработчики постарались сделать как можно более богатым. Общее оформление выдержано в едином стиле, который хочется назвать «воздушным». Все русифицировано.
На строке состояния показываются все недавно открывавшиеся приложения, время, беспроводные сети, уровень заряда батареи, справа висит облачко сообщений, где отображаются и достижения в играх, и сообщения из встроенных социальных сетей.
PS Vita поддерживает многозадачность, так что при нажатии кнопки PS в главном меню можно быстро переходить к списку открывавшихся недавно или все еще держащихся в свернутом состоянии приложений. Но должен оговориться, что многозадачность эта не полноценна — пользоваться браузером при свернутой игре, например, нельзя, придется ее закрыть.
Для навигации по меню пользуешься только емкостным сенсорным экраном, большего не требуется, его чувствительность и приспособленность интерфейса под касание пальца хороши. Логика расположения элементов также не вызывает нареканий, заблудиться тут невозможно. Все-таки важнейшая часть аудитории консоли — дети. Для знакомства с возможностями PS Vita существует даже отдельная «Зона приветствия». Отдельно мне понравилась экранная клавиатура — с хитроумным, запоминающим ранее вводимые слова суфлером и достаточно крупными «клавишами».
Всякие важные действия, вроде обновления системы, также максимально упрощены, «колдовать» над консолью не нужно, все решается за пару касаний пальцем экрана. Даже подключение PS Vita к ПК почти никогда не требуется, разве только для переноса сделанных фотографий или видео в хранилище.
Управление во время игр, как раз наоборот, изощренное до предела. Десять управляющих кнопок, два джойстика, две сенсорные панели, датчики движения, электронный компас, задействованные в работе с дополненной реальностью две камеры — Nintendo с ее DS получила, наконец, достойный отпор. Другое дело, что в большинстве случаев можно обойтись только аппаратными клавишами, а случаи применения остальных средств управления пока смотрятся скорее притянутыми искусственно;, но ключевое слово, как мне кажется, тут «пока». Лучше иметь запас в средствах управления, чем ограничения.
Исполнение этих средств мне понравилось не в полной мере. Задняя панель, на мой вкус, недостаточно чувствительна, а кнопки неприятно щелкают при нажатии и тоже не дают достаточного фидбека. Зато джойстики (раньше он был один) стали намного отзывчивее и удобнее.
Функциональность
Закон природы: что на момент выпуска Sony новой игровой консоли она обладает передовыми технологиями и отвечает всем аппаратным запросам современного пользователя, но довольно быстро начинает отставать, держась на плаву за счет возможностей игроделов оптимизировать свои творения. PS Vita попала в еще более щекотливую ситуацию, будучи уже на момент выпуска слегка устаревшей: четырехъядерным процессором после MWC2012 никого не удивишь, 512 Мбайт памяти кажется уже маловато, 5-дюймовый OLED-экран разрешением 960×544 не впечатляет, когда на смартфоны ставятся уже HD-экраны. Даже версии с модулем LTE не анонсировано. Так что цифрами шокировать у экс-NGP получалось только на ранних стадиях разработки. Сейчас мы видим просто хороший, современный гаджет достаточной мощности, чтобы на нем заработали игры совсем иной по сравнению с PSP прошлых формаций.
Особенно в сравнении с предыдущими PSP впечатляет экран — очень яркий, с сочными красками и отличным разрешением. Впечатлять на общем фоне мобильных гаджетов он перестанет уже скоро, но любители портативных консолей от Sony его уже оценили очень высоко. При этом надо сказать, что на солнце он ведет себя не лучшим образом, блекнет сильно.
Про набор гироскопов-датчиков в компании с сенсорными панелями я уже сказал выше, скажу тут о наличии GPS-модуля, который может как водить по карте (в новой прошивке 16.1, которая вышла на днях), так и обеспечивать работу сервиса Near, и о беспроводных модулях Wi-Fi, Bluetooth 2.1 и 3G (в специальной версии, которая стоит на две тысячи рублей дороже).
Важнейшая и неприятнейшая для многих особенность PS Vita — аппаратная замкнутость на самой себе. Для ее работы требуются специальная карта памяти PS Vita (вся информация записывается на нее, встроенной памяти считайте что нет), игры поставляются на других специальных картах, разъем для зарядки и соединения с ПК также специфический, никаких вам microUSB, microSD или даже Memory Stick. Мы видим перед собой совершенно отдельное от всего остального рынка устройство, не просто девайс, а центр созданной большим взрывом где-то в недрах Sony небольшой Вселенной. Это привычный для игрового подразделения Sony путь, доведенный до предела и кажущийся столь непривычным для нашего времени общей унификации; хотя Apple, действуя по той же изолированной схеме, достигла как раз наибольшего успеха.
Соединение с ПК возможно также только посредством специального ПО, которое необходимо отдельно устанавливать.
Камеры оценивать как качественный ресурс получения фото- и видеоматериалов не стоит (запись ведется с VGA-разрешением), это просто средства для видеосвязи по Skype, допустим, и для работы с дополненной реальностью — она на PS Vita активно культивируется. Забавно, что иконка включения камеры точь в точь повторяет дизайн Fujifilm X100.
Примеры фотоснимков, сделанных на камеру PS Vita.
Дополнительная функциональность. Безвозвратно ушли времена, когда PSP использовалась буквально для всего: и в Интернет сходить, и кино посмотреть, и музыку послушать, и книжку почитать. Смартфоны успешно сожрали весь этот функционал, и доступность его на PS Vita видится уже просто данью гонке спецификаций (с возросшими возможностями по поддержке видео, конечно).
Хотя тот же браузер улучшился заметно — с поддержкой мульти-тача, возможностью просмотра страниц в полноэкранном режиме. С учетом безболезненной работы с сетями и большого экрана PS Vita годится для серфинга получше многих смартфонов.
Теперь фирменные функции. В основном они направлены, как и подобает в 2012 году, на общение и максимально простую трату денег. Первые — это «Тусовка», «Друзья», «Групповые сообщения» и Near; «Тусовка» и «Групповые сообщения» — PSP-шный варианты чата с другими пользователями Vita, Near позволяет при помощи GPS находить в округе этих самых пользователей, «Друзья» позволяют сортировать товарищей по PlayStation Network. Также призвано включить вас в непрекращающийся круговорот событий вокруг Vita постоянно работающее приложение Live Area, отражающее активность и друзей, и разработчиков.
Допускается устанавливать социальные сервисы из PS Store: от Twitter и Facebook до Foursquare и Skype (в ближайшее время). То есть зацикливать пользователей внутри вселенной PS Vita никто не собирается, слава богу.
Затратное приложение — это, конечно же, PS Store, уже переполненный играми для Vita, при том, что консоль вышла в продажу совсем недавно. Также будет быстро пополняться и набор дополнений. Безусловно, от темпов заполнения PS Store интересным контентом и зависит успех PS Vita. Причем не «в первую очередь», а именно в единственном числе — только от этого, и ни от чего кроме.
Функция дистанционного управления позволяет работать PS Vita как контроллером для игр на PS 3.
Игры
То, ради чего PS Vita и создавалась, то, за счет чего она и должна выживать. Это, конечно, игры, создаваемые специально под новую консоль. Их будет много, они будут очень хороши и часто основаны на хорошо зарекомендовавших себя франшизах. Последнее лично мне не улыбается, я люблю новые идеи и свежесть, но это субъективизм — по факту продажи сиквелов всегда высоки, люди любят уже знакомые и полюбившиеся вещи. И смогут поиграть в портативные версии Uncharted, Rayman, Little Big Planet, Asassin's Creed, BioShock и прочих. Первые три, кстати, уже есть.
Что такое игра для PS Vita? Подробности лучше поискать на специализированных игровых сайтах, здесь мы просто рассмотрим несколько примеров вкратце. Обходится без революций, новых способов играть на PS Vita нет — берет свое новая консоль сочетанием мощности и огромного количества возможностей по управлению; кнопки, джойстики, сенсорные панели, дополненная реальность, датчики. В сочетании с впечатляющей графикой и фирменным качеством игр (экосистема Sony работает без сбоев) мы имеем лучший парк игр по сравнению как с прямыми конкурентами из Nintendo (живущими за счет эксплуатации проверенных франшиз), так и с непрямыми — смартфонами и планшетами на базе iOS, Android и Windows Phone (вписана авансом).
Несколько игр мне удалось опробовать в деле. Безусловно главный хит со старта продаж — Uncharted: Golden Abyss. Превосходное приключение, которое совершенно не хочется называть «уменьшенной копией большого Uncharted». Просто еще одна глава из истории Натана Дрейка, приквел известных событий, с впечатляющей графикой и отличной динамикой. Игра в полной мере использует аппаратные возможности PS Vita и отлично смотрится на OLED-экране, но в той же степени и ставит под вопрос различные инновационные способы управления действием.
Да, многие действия можно выполнять, наклоняя консоль, тыкая пальцем в экран и скользя по задней поверхности, но значительно удобнее эти же действия выполнять с помощью механических клавиш, которыми они дублируются; некоторые задачи не дублируются, и они же сильнее всего раздражают — вроде необходимости зуммировать изображение на виртуальной камере или очищать найденные реликвии от грязи. Фактически, Golden Abyss, должная во всей красе показать все возможности новой Vita, радостно демонстрирует превосходство старых добрых кнопок. Про некоторые претензии к игровой механике я говорить здесь не буду, у нас не игровой портал, повторюсь.
Несколько по-другому смотрятся футуристичные гонки Wipeout (равно как и десткие гонки ModNation) или жизнерадостное детское развлечение Little Deviants: в первом случае рулить болидом с помощью гироскопа кажется естественным делом, во втором буйство возможных действий, порой весьма неудобных, которое, правда, подчеркивает безумие происходящего в воображаемом мире.
Впрочем, в любом случае, называть разнообразие недостатком было бы кощунственно — постепенно, уверен, включение той же задней сенсорной панели в процесс перестанет выглядеть столь искусственным, а попытки максимально выпуклым образом показать PS Vita перестанут быть такими откровенными.
Отдельно стоит упомянуть о дополненной реальности, активно использующейся в игре Reality Fighters, например, или в специально созданных для этого играх, в том числе и бесплатной Table Football. В Reality Fighters можно создавать бойца со своим лицом и телосложением и драться с друзьями в условиях окружающей обстановки. В table Football используются идущие с консолью в комплекте карточки дополненной реальности. Про перспективность этого направления и говорить ничего не буду.
Все игры, продающиеся в России (даже не надо добавлять слово «официально», консоль не взломана и взломана будет еще нескоро), полностью русифицированы — вплоть до озвучки. В целом это хорошо, в частностях, как обычно, кошмарно. Например, те же Deviants переведены как «Дурики».
Преимущество игровой экосистемы Sony над «теневыми» конкурентами из мира смартфонов и планшетов так же очевидно, как очевидна более высокая цена на игры как на физических носителях, так и в PS Store; блокбастер в России стоит в районе 1500 рублей, старая игра с PSP — 300–400 рублей, цены на дополнения варьируются, количество бесплатных игр очень небольшое. Стоимость новых игр для iOS или Android колеблется от 100 до 250 рублей. В сочетании со стремительно меняющейся культурой потребления, логичным восприятием игр на портативном гаджете как средства по убийству времени, чем серьезного времяпровождения (серьезно можно и дома на приставке поиграть) — возникают вопросы к будущему PS Vita. Хотя стоит сразу оговориться — для геймера такого вопроса, конечно, не стоит.
Батарея
Слабое место PS Vita, к сожалению, — время автономной работы. OLED-экран потребляет энергии меньше, чем TFT, но и этого достаточно, чтобы посадить консоль за 3–4 часа. Хватит на перелет в Европу, например, а вот до Таиланда Vita уже не доживет.
Мнение Mail.Ru
Любого сторонника специализации гаджетов, вроде меня, появление таких вещей, как PS Vita, не может не радовать — это максимально приспособленная для своих целей игровая консоль, мощная, с богатейшими возможностями по управлению и фантастической игровой экосистемой «за спиной»; новый король мира портативных консолей, по крайней мере до выхода новой Nintendo DS, прошлогодняя 3DS рядом с Vita выглядит просто причудливым экспериментом.
При этом полная отделенность PS Vita от общепринятой системы гаджетов — со своими картами памяти, физическими носителями для игр, разъемом питания/коммутации, — вызывает у современного человека недоумение; да, защита от пиратства максимальная, но стоит ли игра свеч? Также есть претензии к времени работы консоли. Четыре часа непрерывной игры — это слишком мало.
Так же далеко от других атрибутов современного человека стоит Vita и в плане цен на игры для нее — разница с играми для iOS и Android достигает десятикратных величин; отлично, эти игры, наверное, стоят того. Но разве Infinity Blade или Mass Effect Infiltrator в десять раз хуже (хотя бы по громкости имен)?
И последний вопрос, смежный с предыдущим, но скорее уже философский. В свое время игровые приставки сделали ставку на непринужденность, казуальность игрового процесса, вовлекая в него максимальное число человек, не заинтересованных в глубоком погружении в игровой процесс — и победили ПК на рынке домашних развлечений. Но казуальность же видится теперь предельно естественной в мире мобильных развлечений — и эстафетную палочку у Sony и Nintendo не то, чтобы готовы взять, а вырывают зубами смартфоны и планшеты, предлагающие эти развлечения и с предельной простотой доступа и значительно дешевле. Геймер в большинстве случаев предпочтет PS Vita, продвинутый гик выберет Nintendo DS, но обычный человек? Не убьет ли та самая казуальность мир портативных консолей?