Что такое цифровая зрелость и в чем ее измеряют

Последние годы компании обращаются к цифровому аудиту как к реальному инструменту выживания на рынке. Вместе с экспертом разбираемся, что такое цифровая зрелость и как оценка цифровой зрелости помогает трансформировать бизнес и находить точки роста.
Олеся Тибирькова
Коммерческий директор ZeBrains
Об эксперте: Олеся Тибирькова — коммерческий директор ZeBrains, эксперт в области цифровой трансформации бизнеса. 

По данным McKinsey, 30% компаний достигают желаемых результатов при цифровизации. Почему так происходит? Вместе с экспертом изучаем современные вызовы цифровой трансформации. Причина может лежать в любой области: «лоскутности» автоматизации, отрыве цифровых решений от реальных бизнес-процессов компании, нехватки цифровых компетенций у сотрудников, устаревшей IT-инфраструктуре, внутреннем сопротивлении команды и так далее.

Приведу пример из собственного опыта. Недавно я консультировала крупную производственную компанию. На первый взгляд у них было все: современное оборудование, ERP-система, автоматизированный документооборот. Но при детальном анализе выяснилось, что системы не интегрированы между собой, сотрудники дублируют данные в Excel, а руководители принимают решения на основе устаревшей информации.

Поэтому успешная трансформация начинается с понимания текущего уровня цифровой зрелости компании.

Статистика
Источник: Pexels

Что такое цифровая зрелость

Цифровая зрелость — комплексный показатель, отражающий уровень цифрового развития компании и ее готовность к трансформации бизнес-процессов. Выделяют четыре уровня цифровой зрелости:

Начальный уровень

  • Преобладают традиционные инструменты;
  • Отсутствует базовая автоматизация процессов;
  • Ограниченная функциональность имеющихся цифровых решений.

Базовый уровень

  • Внедрение цифровых инструментов в ключевых процессах;
  • Частичная интеграция систем;
  • Формирование цифровой культуры;
  • Базовое моделирование бизнес-процессов.

Продвинутый уровень

  • Комплексная автоматизация;
  • Развитая аналитика данных;
  • Цифровые инновации в продуктах и сервисах;
  • Внедренная система управления бизнес-процессами.

Передовой уровень

  • Полная цифровая трансформация;
  • Процессы на основе искусственного интеллекта;
  • Инновационные бизнес-модели;
  • Постоянная оптимизация процессов.

Когда особенно полезна оценка цифровой зрелости?

В условиях растущей конкуренции и неопределенности рынка топ-менеджмент компаний все чаще инициирует проведение цифрового аудита. Согласно статистике ведущих консалтинговых компаний, основными катализаторами становятся не только очевидное падение эффективности бизнес-процессов (37% случаев) и усиление конкуренции (28%), но и необходимость стратегической оптимизации затрат (22%).

Особую актуальность цифровой аудит приобретает в периоды значимых организационных изменений, таких как слияния и поглощения, масштабирование бизнеса или смена управленческого состава. В этих ситуациях комплексная оценка цифровой зрелости становится критически важным инструментом для принятия стратегических решений и обеспечения устойчивого развития бизнеса.

Итого, цифровой аудит необходим в следующих ситуациях:

Изменение структуры компании

  • Слияния и поглощения;
  • Масштабирование компании за счет собственной или франшизной сети.

Оценка эффективности инвестиций в IT

  • Прозрачная отчетность по задачам;
  • Контроль затрат на цифровизацию.

Импортозамещение

  • Бесшовный переход на отечественное ПО;
  • Корректная миграция данных.

Стратегическое планирование

  • Формирование целей и инициатив по цифровому развитию компании;
  • Разработка дорожной карты цифровой трансформации.

Смена управленческого состава или IT-подрядчика

  • Определение текущего статуса цифровизации;
  • Оценка существующих IT-систем и процессов.

Self-чекап — первый шаг к оценке цифровой зрелости

В практике часто встречаются вопросы «С чего начать цифровой аудит компании?». Предлагаю простой, но эффективный инструмент самодиагностики, который эксперты нашей компании разработали на основе своего опыта. Этот этап позволяет топ-менеджменту получить верхнеуровневую картину текущего состояния цифровых процессов, определить проблемные зоны и приоритетные направления развития. Особое внимание уделяется оценке клиентских операций, интеграционных процессов и информационной безопасности.

Оценка цифровой зрелости — это важный этап на пути к автоматизации. Мы рекомендуем начать с селф-чекапа уровня цифровой зрелости — самостоятельной оценки уровня цифровизации процессов. Это поможет компании выявить области, требующие внимания, и сосредоточиться на оптимизации ключевых участков.

Где искать методики оценки цифровой зрелости:

  • Методология CDMM (Corporate Digital Maturity Model) от компании Microsoft;
  • Фреймворк оценки цифровой зрелости от SAP;
  • Модель DMMM (Digital Maturity Model) от Массачусетского технологического института;
  • Методики оценки от крупных консалтинговых компаний (Accenture, BCG, McKinsey);
  • Инструменты самодиагностики на платформе национальной программы «Цифровая экономика».

На российском рынке практики оценки цифровой зрелости активно развивают:

  • Центры компетенций по цифровой трансформации при ведущих вузах;
  • Российские системные интеграторы;
  • Профильные департаменты крупных корпораций;
  • Специализированные консалтинговые компании.

После проведения анализа можно определить ключевые метрики и изучить бизнес-процессы более детально, чтобы найти возможные зоны роста.

Уровень цифровой зрелости по ключевым направлениям
Уровень цифровой зрелости по ключевым направлениямИсточник: Дизайн-отдел ZeBrains

Ключевые шаги:

  1. Консультация с экспертом, погружение в методику оценки self-чекапа;
  2. Самостоятельная оценка уровня цифровой зрелости на основе готового чек-листа;
  3. Разбор результатов аудита с консультантом, определение потенциальных проблемных зон и дальнейших шагов.

Ключевые направления для самооценки

Инфраструктура и безопасность

  • Насколько современно ваше оборудование?
  • Как защищены ваши данные?
  • Есть ли у вас план аварийного восстановления систем?

HR и внутренние коммуникации

  • Автоматизирован ли рекрутинг?
  • Как организовано обучение сотрудников?
  • Используете ли вы цифровые инструменты для внутренних коммуникаций?

Финансы и бухгалтерия

  • Насколько автоматизирован документооборот?
  • Есть ли интеграция с банковскими системами?
  • Как быстро формируется управленческая отчетность?

Продажи и маркетинг

  • Используете ли вы CRM-систему?
  • Автоматизирован ли маркетинг?
  • Как собираете и анализируете данные о клиентах?

Производство и логистика

  • Насколько автоматизированы производственные процессы?
  • Как организован складской учет?
  • Есть ли система отслеживания поставок?

Как использовать результаты самодиагностики

По каждому направлению рекомендую оценить текущее состояние по шкале от 1 до 5, где: 1 — процессы не автоматизированы 2 — базовая автоматизация 3 — системы работают, но не интегрированы 4 — процессы автоматизированы и интегрированы 5 — используются передовые технологии.

Важно помнить, что цель самодиагностики — не получить высокие баллы, а честно оценить текущее состояние и определить приоритетные направления для развития.

Что дальше?

Следующий логический этап оценки цифровой зрелости — привлечение экспертов к аудиту проблемных зон, разработка и внедрение инициатив по цифровой трансформации бизнеса.

Основываясь на реальном опыте компаний и рекомендациях ведущих консалтинговых агентств, мы выделили ряд ключевых рекомендаций по проведению эффективного цифрового аудита:

  1. Начинайте с четкой постановки целей;
  2. Вовлекайте ключевых стейкхолдеров;
  3. Используйте проверенные методологии оценки;
  4. Фокусируйтесь на быстрых победах наряду с долгосрочными целями;
  5. Регулярно пересматривайте и обновляйте стратегию;
  6. Развивайте насмотренность в области инноваций, используйте бенчмарки и опыт цифровой трансформации других компаний.

Опыт цифровой трансформации

Несколько реальных примеров успешной цифровой трансформации крупных российских компаний, демонстрирующих потенциал внедрения инноваций в различных отраслях.

Кейс 1: Трансформация инженерных процессов в торгово-производственной компании

Оптимизация
Источник: Freepik

Клиент: Крупный национальный дистрибьютор промышленного оборудования.

Задача: Повысить эффективность инженерных подразделений через внедрение ИИ-решений.

Решение:

  • Провели аудит бизнес-процессов;
  • Разработали пул ИИ-инициатив для оптимизации процессов;
  • Отобрали наиболее перспективный проект — автоматизацию подбора промышленных систем;
  • Рассчитали экономическую эффективность проекта;
  • Протестировали гипотезу на работающем прототипе.

Результаты:

  • Экономия времени инженеров на 50%
  • Увеличение числа обрабатываемых заявок
  • Бюджет проекта: 25 млн рублей
  • Прогнозируемый срок окупаемости: 1 год

Экономический эффект: Оптимизация трудозатрат и ускорение бизнес-процессов

Кейс 2: ИИ-трансформация в финансовом секторе

Экономисты
Источник: Freepik

Клиент: Крупная российская финансово-кредитная организация.

Задача: Повысить эффективность внутренних коммуникаций и клиентского сервиса.

Решение:

  • Аудит процессов и генерация 10 ИИ-проектов;
  • Составление детального плана внедрения;
  • Запуск ИИ-ассистента (первого проекта в соответствии с дорожной картой).

Результаты:

  • Внедрение ИИ-ассистента (ведет к ускорению поиска информации в 2 раза и увеличению индекса потребительской лояльности (NPS) на 13%)
  • Оптимизация внутренних коммуникативных процессов
  • Улучшение качества клиентского сервиса

Экономический эффект: Повышение операционной эффективности и удовлетворенности клиентов

Взгляд в будущее

По прогнозам IDC, к 2025 году регулярная оценка цифровой зрелости станет стандартной практикой для большинства компаний. Я согласна с этим прогнозом — в современном мире это уже не преимущество, а необходимость.

Цифровой аудит — это инструмент, который при правильном использовании помогает компаниям не только оставаться конкурентоспособными, но и находить новые возможности для роста. Главное — подходить к этому процессу системно и помнить, что цифровая трансформация — это марафон, а не спринт.