Туманный, дождливый Лондон принимает фотосообщество по случаю проведения конкурса Sony World Photography Awards уже второй год. До этого традиционным местом развития событий был знаменитый Дворец фестивалей и конгрессов (Palais des Festivals et des Congrès) в Каннах. Но вопреки более дружелюбному климату Прованса и богемному флеру самого города в преддверие ежегодного Каннского кинофестиваля времени на организацию полноценной фотоэкспозиции, которую имели бы возможность посетить все желающие, почти не оставалось. Тем временем, Лондон оказался готов распахнуть двери выставочного центра Сомерсет-Хаус для посетителей почти на целый месяц: с 27 апреля по 20 мая там очень кстати проходит Международный фестиваль фотографии, в рамках которого все любопытствующие и смогут увидеть работы победителей SWPA 2012. Пресс-показ работ финалистов и непосредственно сама церемония вручения наград, как водится, организовали 26 апреля - накануне открытия экспозиции взору широкой публики.
Надо сказать, рост интереса и степени уважения к этому событию мира фотографии год от года только усиливается и крепнет. Впрочем, и расширяется география стран-участниц. Так, если в 2010 году на конкурс было подано около 80 000 работ из 148 стран мира, в 2011 организаторы получили более 105 000 снимков, сделанных участниками из 162 стран, то в текущем 2012 году поступило уже более 112 тысяч заявок из 171 страны. Положительная динамика, как говорится, налицо.
Что касается роли компании Sony, чье имя даже вынесено в название этого действа, то в общем-то именно благодаря ее участию и спонсорской поддержке с самого момента зарождения это событие и получило возможность существовать в том виде и с тем размахом, что есть сейчас. На одном из этапов студенческого состязания World Photography Student Focus современное фотооборудование Sony стало инструментом для воплощения творческих задач участников. Кстати, студенческая номинация достойна того, чтобы остановиться на ней подробнее: судя по тому, какой свежий, не замутненный всевозможными штампами и клише, смелый и самобытный взгляд на мир продемонстрировали некоторые участники, у них есть чему поучиться и что позаимствовать даже профессиональным фотографам.
Итак, в студенческом состязании мог принять участие студент любого университета, где в учебном плане значится фотокурс. Основой конкурсного задания участников стала философия жанра японской поэзии хайку, где центральное место занимает природный образ, явно или неявно соотнесённый с жизнью человека. Подобно японским поэтам студенты-фотографы своими работами должны были раскрыть тему мимолетного, ускользающего момента. 10 победителей первого этапа получили следующее задание: создать серию снимков, объединенных темой «Мир в цвете». Для воплощения задуманного им выдали современные камеры Sony Alpha, что заодно несколько уравняло шансы. Среди финалистов оказался и наш соотечественник. Никита Баранов, студент Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, объяснил свое видение творческой задачи примерно следующим образом: «Порой кажется, что зима не закончится никогда. Все кругом будто заморожено и лишено красок. На самом деле мир наполнен всеми цветами радуги. С весной мой мир становится многоцветным. Цвета находят свое отражение в любви и ненависти, войне и мире».
Но победа вместе с наградой в виде фототехники Sony на сумму 45 тысяч евро ушла к другому участнику – Асефу Али Мохаммаду из Великобритании. Для создания своей серии мрачных работ с социальным подтекстом, посвященных жизни молодежи Кабула, Асеф использовал фотоаппарат Sony SLT-A65.
Правда, если бы выбрать лучшую серию работ доверили мне, я бы остановилась на более жизнеутверждающих снимках, где акцент сделан на ярких образах детей на фоне монохромного мира взрослых. Дети здесь символизируют юность, магию и цвет, живующие внутри нас, - все то, с чем мы появляемся на свет, и что меркнет и тускнеет с течением времени. Так Лила Майа Абенте из Аргентины напоминает всем нам, как важно не расплескать самостийность личности, дарованные нам от рождения.
В этом году наряду с привычными номинациями SWPA среди профессионалов и продвинутых любителей стартовал конкурс совсем юных фотографов, которым еще не исполнилось и двадцати лет. Самыми же внезапными и неожиданными номинациями для меня оказались работы с применением технологии 3D и категория Moving Image – короткое арт-видео, проще говоря. Хотя, по большому счету, чему тут удивляться: трехмерное изображение сейчас можно воспроизвести даже в бытовых условиях, благо производители не скупятся и регулярно пополняют ассортиментные ряды своих телевизоров моделями с поддержкой 3D, а профессиональные зеркальные камеры стабильно оснащают возможностью записи видео. Так незаметно стереоизображения и видео постепенно выделяются в отдельный жанр фотоискусства.
Все вышеперечисленные категории с точки зрения количества участников, номинаций и многообразия поданных работ не идут ни в какое сравнение с двумя главными соревнованиями в рамках SWPA 2012: профессионалов и продвинутых любителей, то есть тех, кто в принципе интересуется фотографией на высоком, но все же любительском уровне. Cреди победителей Открытого конкурса, что порадовало и здорово подпитало патриотическое чувство гордости за талатливых соотечественников, оказался фотограф из России. Работа Натальи Беленцовой под названием «Огненная симфония» оказалась лучшей в категории «Недостаточная освещенность».
На мой вкус, достойный снимок получился и у Анны Грегович из Словении: победительница в категории «Люди» представила на конкурс эмоционально окрашенную работу под названием «Разрыв между поколениями». Поймать этот удачный кадр получилось, как ни банально, на свадьбе.
Всего в Открытом конкурсе было отмечено 10 победителей, в таких категориях, как архитектура, искусство и культура, увеличение, недостаточная освещенность, природа и животные, панорама, люди, улыбка, доля секунды и путешествия. Лучшей же среди всех любительских фотографий была признана фотография в категории «Доля секунды» Тобиаса Бройнинга (Tobias Bräuning) из Германии. Как говорят, на создание «Танцующей королевы», работы яркой и нетривиальной, его вдохновили фотографии обычных капель дождя на одном из интернет-форумов. За интересную реализацию своей идеи 29-летний программист получил $5000 и новейшее фотооборудование от Sony.
Что искренне позабавило, но вместе с тем и огорчило, - так конкурсные работы фотографа из Нидерландов. Жюри выбрало именно его победителем в категории «Искусство и культура». Каково же было мое умиление, когда, хоть и опосредованно, но победила Россия: серия снимков Роба Хорнстра сделана в курортном городе Сочи. То, что для нас дело обычное и совсем не удивительное, здорово впечатлило нашего гостя с Северного моря. Честь стать объектами его съемки выпала тем самым певцам, что ночь за ночью исполняют столь любимый народом «русский шансон». Термин «фоновая музыка» им чужд, а потому громкость выкручена на полную мощность, так что разговаривать посетителям кафе и ресторанов категорически невозможно. Очень жаль, что культура и искусство России в принципе вызывает ассоциации с таким низкопробным явлением, к искусству имеющим отношение разве что номинальное.
А вот «Золотая диафрагма» (L’Iris d’Or ) - главная награда Sony World Photography Awards - ушла к американцу Митчу Добраунеру. Звание фотографа года, на мой взгляд, ему присудили вполне заслуженно. У меня есть гипотеза, объясняющая такой выбор: дело в том, что в подавляющем большинстве работ от фотографов-профессионалов сквозят мастерски исполненные, но оттого не менее замусоленные клише и штампы, как, например, аскетичный, минималистичный фон и безучастные лица моделей на портретах. А то и вовсе автором управляет желание сыграть на эмоциях и продемонстрировать изнанку жизни людей из неблагополучных стран, последствия войн или стихийных бедствий. Безусловно, об этом важно говорить и нужно показывать. Но гораздо уместнее и эффективнее транслировать это по каналам средств массовой информации, чтобы о последствиях войн и катастроф смогли задуматься миллионы. Поразить же подобными кадрами воображение и впечатлить лишь девятерых членов жюри конкурса фотографии, на мой взгляд, слишком мелко и даже не совсем корректно. Возможно именно потому фотографом года признали укротителя бури – того, кто шел буквально по следам стихии и на свой страх и риск сумел собрать целую коллекцию молний и ураганов из Техаса, Новой и Южной Дакоты, Колорадо, Миннесоты, Нью Мексико и Вайоминга. Картинка вышла действительно впечатляющая, при этом лишенная штампов и чернухи.
Получая заветную «Золотую диафрагму» Добраунер сказал: «При создании фотопейзажей, ты сохраняешь момент, который никогда не повторится в том виде, в каком ты его видишь. Я хочу, чтобы мои фотографии говорили со зрителем. Думаю, в этом и есть задача фотографии».