Причины подобного успеха у каждого отдельного производителя второго эшелона свои. Остановимся на основных процессах, которые влияют на укрепление позиций B-брендов на рынке электронных гаджетов.
Ценовая агрессия
У каждого В-бренда портативной электроники своя стратегия на рынке и свои «фишки» для привлечения потребителя. Большинство таких производителей делают ставку на доступность и выпускают максимально дешевые аппараты с коротким жизненным циклом. Здесь вся выгода сосредоточена на внушительных объемах продаж.
![](https://resizer.mail.ru/p/2c2b8d47-7e77-52b2-a812-69f9515da4eb/AQAK5lg664_RYSZhrASPqbiqP_uITSOw1tCTNSv-VkuhsDsHQ52dUHwTLtTPZ8x_gXyY59b2woPgZ0uN05Ufb8VHrmQ.jpg)
Некоторые бренды идут по пути практически полного копирования флагманских устройств топовых производителей, выигрывая на гораздо более низких ценниках. Яркий пример — недавно появившиеся в продаже планшеты bb-mobile Techno 7.0 3G и Techno 7.85 3G, один в один повторяющие дизайн «таблеток» крупнейших игроков рынка планшетов.
![](https://resizer.mail.ru/p/184461ff-f8df-5e01-a320-a2a79c0d2b83/AQAKVXs1GUZ4y2udxmq8E32koDMDt7XI40PH_W6h9ejhGTn1WFZDZYHCumumFbn30T3M1794JjpdToUpFDu5zxC8iAQ.jpg)
В случае модели с индексом 7.85 3G сходство настолько велико, что к устройству bb-mobile идеально подходят даже чехлы от «фруктового» прототипа.
![](https://resizer.mail.ru/p/0233c338-3cfb-54a7-9720-54c47c0c1819/AQAKBOHhqfVwv4zyT6wNd4rWVA0bsC0BD8qwAJd5UmbNFZNnBLOyC2sMWY7kAqkA1tZV4nmhEtfftAFlO3pLnd3vBxo.jpg)
А у планшета 7.0 3G, копирующего одного очень известного «корейца», есть даже преимущество перед «оригиналом» — возможность использования в качестве смартфона. По сути, гаджет bb-mobile объединяет в себе три устройства: навигатор, смартфон и, собственно, планшетный компьютер.
![](https://resizer.mail.ru/p/f56cba5d-bcb2-5670-9f77-f6ce7cedfbb1/AQAKNIiRHxEcjoNDIoarXu3wELkd7eKL8VG-YaVNN_HLN081gt4pmIzO49FSIpIlAUzGVKoXsbRsGVQaZPlVXnA5fng.jpg)
При полном внешнем сходстве устройства от bb-mobile в 2,5 раза дешевле, чем их именитые «близнецы»: 3990 рублей за Techno 7.0 3G против 7 тысяч за «прототип», и 7490 рублей против 17 тысяч за «фруктовый оригинал». В то же время от типичных «китайских подделок» планшеты bb-mobile отличаются полным набором беспроводных модулей (GPS, 3G и Wi-Fi), а также надежным гарантийным сервисом.
Креатив и «фишки»
Есть и другой подход, назовем его «креативным». Например, под брендом Highscreen выпускается за год всего несколько смартфонов, но у каждого есть какая-то реальная, заметная потребителям «фишка». Продолжительность жизненного цикла каждой модели при этом — минимум полгода.
![](https://resizer.mail.ru/p/929969c4-bae0-56b8-868c-2905f83e9c1d/AQAKKuP8Ee30oDMER4JLfs5yTOPmXZv-txTBEzFDvnqoZCkTb6X-Jv14uQKP2IET_vTKuAl8KX2gLMGxXEWlSqYPzGE.jpg)
С моделью Highscreen Omega Prime Mini поставляется комплект из пяти ярких разноцветных сменных задних панелей, которые позволяют менять цвет корпуса смартфона хоть каждый день. У Highscreen Boost 2 — две сменные батареи, обеспечивающие сверхдолгое время автономной работы — до двух недель (против 1-2 дней у практически всех современных смартфонов). Об этом достижении за последние полгода успели протрубить, наверное, в каждом паблике «ВКонтакте» и на каждом тематическом сайте.
Российский бренд планшетов bb-mobile помимо «игры» на ценниках также не забывает и об оригинальных «фишках». Так, в уже описанном выше планшете bb-mobile Techno 7.0 3G аж два слота для SIM-карт. Подобным «оснащением» планшеты малоизвестных китайских марок, локальных брендов и даже производителей первого эшелона, увы, похвастаться не могут.
Еще среди привлекательных для потребителя «фишек» могут быть двухгодичная международная гарантия и пристальное внимание к упаковке и аксессуарам (как у Prestigio). Или даже особенный, оригинальный дизайн самих аппаратов, как у Just5. Последний предлагает покупателю сразу несколько необычных аппаратов, аналогов которых нет ни у кого на рынке: хипстерский «бабушкофон» кислотных расцветок Just 5 CP10S, ретрофон Just5 Surf или даже оригинальный телефон-«кирпич» с дизайном от студии Артемия Лебедева в стиле 90-х (и выдвижной антенной) Just5 Brick.
![](https://resizer.mail.ru/p/ae39421f-bc86-5c93-8ed2-637fc8167548/AQAKO2F0FAPo3Qv9bsviYs1Hs3wGIjVG4kSe1KFs7YzCPziqa4f_3lvGcYGSvPPMsEgseUNmGSxQmoh8MaNDQOxXfB0.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/ef1f0b3c-2ca9-5d6c-bd72-3b4a9b7f1bd9/AQAK_xuSwAzi-BsklH-pcl8bBzZiWT-GIv1leFRCCDwedoqff7-q35ZA-VUmY1Na77iMWeCD8vn-230flV5YxJJ4Hfs.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/dfdbaa7d-7e34-5882-a4c4-a9a163baa8ed/AQAKFCAqGVey6R0atTnyy0m8G0mkwksdgUEoTqgk0sBeGDHN8k_EuPu4fcqfMb9JVkLA3UnBN7NYhaOSl2x-ZIQ5hCw.jpg)
Те же комплектующие
Многие пользователи уверены, что даже удачные внешне аппараты брендов второго эшелона не могут быть настолько же продвинутыми в «начинке», как устройства A-брендов. Действительно, до недавнего времени это было так. Еще 2-3 года назад на рынке смартфонов и планшетов существовало четкое разделение на «премиальную» продукцию от производителей первого эшелона и второсортные китайские «поделки».
В последнее же время крупнейшие производители мобильных процессоров, MediaTek и Qualcomm, перешли от поставки отдельных комплектующих к схеме предоставления компаниям-сборщикам законченных платформенных решений. Как результат — значительное ускорение и упрощение разработки и производства смартфонов. Стоимость производимых аппаратов в среднем снизилась на 30—40 %, а качество заметно выросло. В настоящее время процесс создания смартфонов из «полуфабрикатов» примерно такой. В начале MediaTek дает авторизованным сборочным фабрикам в Китае процессор и спецификации. Грубо говоря, «инструкцию» для создания аппаратной платформы и перечень рекомендуемых компонентов. Разные заводы производят, по сути, одни и те же платы с одним и тем же набором компонентов под контролем МТК. Потом эти платы предоставляются сборщикам смартфонов. Им остается только подобрать камеру, экран, аккумулятор и подготовить корпус. Затем готовые бюджетники получают нашлепки с логотипом того или иного бренда и ложатся на прилавки магазинов.
![](https://resizer.mail.ru/p/1f722ee3-3958-50bf-ac69-77d434f536a3/AQAKQkk0ViGPvVFrC2ZkSsZKQH-nzBH3kOP3B8o7LWA2tmPS3uJtCVEHUSZL-9xF6NbfSOy4qLJN2xTPWxMmfB3JvcI.jpg)
При этом сегодня существует общий, доступный для всех производителей открытый рынок компонентов. Здесь бренды и первого, и второго эшелонов закупаются ключевыми комплектующими для смартфонов и планшетов. Опять же, примеры из российской реальности: в начале 2012 года крупнейший корейский бренд смартфонов выпускает флагман с 4-ядерным процессором, а в конце того же года у Highscreen выходит смартфон Explosion с тем же «движком» того же производителя. Но стоит аппарат Highscreen около 12 тысяч рублей, то есть процентов на 30—40 дешевле корейского флагмана. Другой пример: в планшете-«клоне» bb-mobile Techno 7.85 3G установлен экран от LG Display — ровно такой же, как и в его американском «прототипе». При этом продукт bb-mobile стоит около 7 тысяч, а гаджет, который он копирует, — около 17 тысяч рублей.
![](https://resizer.mail.ru/p/891f5811-3d6d-5577-8aed-aba1f6caf528/AQAK30MSYKQfsRuqUTIqWtwGSlpBvyRgWO7OszJmpZY5eFdRhUoN3r0CQN-mWAYywUoWm3sJOllOYWU3VCEZ7Tb_SdM.jpg)
Важно также, что сотрудничество вендоров с MediaTek и Qualcomm не ограничивается одной лишь поставкой законченных платформ. Разработчик чипсета вместе с производителями финальных устройств активно работает над дальнейшим совершенствованием продукта. Примером может быть хотя бы подготовка Highscreen к выпуску первого в мире смартфона с двумя сменными аккумуляторами разной емкости. Как оказалось, выбранная платформа от MediaTek изначально не поддерживала попеременную установку двух разноемкостных батарей. В результате совместных усилий Highscreen и MediaTek была создана системная прошивка, которая в итоге и позволила реализовать концепцию смартфона со сменными аккумуляторами разной емкости на выбранной платформе. Позже эта разработка стала доступна всем партнерам MediaTek, использующим ту же платформу.
![](https://resizer.mail.ru/p/d53fed4c-6989-50dd-a578-b00a111224a3/AQAK7AifrA1Aokrh1Dnx7Snr8gS7Wyne_har1_EAn3THRgH6pA2AE4iefLqP4lpDIpkyn2UkHWKkksb5XyfJy7cANsk.jpg)
Бизнес-аспект
Разумеется, первое преимущество B-брендов, которое приходит на ум, — это ценовая доступность выпускаемых устройств в сравнении с аналогичными гаджетами A-брендов. Справедливый вопрос: откуда такая разница, если комплектующие, «железо», да и дизайн у девайсов «второго эшелона» зачастую ничуть не уступают мировым флагманам?
Во-первых, возвращаясь к пункту об общем рынке комплектующих, можно говорить об отсутствии у большинства B-брендов значительных затрат на собственные уникальные разработки. А так как производители платформ предлагают единые унифицированные решения, то качество сборки у устройств B-брендов не сильно хуже, чем у гаджетов топовых марок. Производители второго эшелона получают те же технологии, что и ведущие «игроки» рынка портативной электроники. Разница только в сроках: самые «свежие» разработки доходят до «общего пользования» в среднем через полгода после своего релиза. Пример: самый доступный по цене на момент выхода на рынок смартфон с Full HD-экраном — Highscreen Alpha R — появился в продаже через полгода после анонса первых Full HD смартфонов на мировом рынке. Цена за Full HD смартфон от Highscreen — в районе 13 тысяч рублей, флагманы с той же самой Full HD матрицей производства Sharp на старте стоили почти вдвое дороже.
![](https://resizer.mail.ru/p/6ed285e1-22c7-5590-817c-face98edab1a/AQAKJORWWDqNcugbONUp7_maLUtiue2wqoiftODaUtJho-m6AhYrH8MEo54AZIx2XkLlNQYWq4Opeh0MyDaaUGMQ460.jpg)
Во-вторых, отличаются у производителей первого и второго эшелонов и принципы управления бизнесом. А-бренды в большинстве своем являются крупными транснациональными компаниями с десятками тысяч и даже сотнями тысяч акционеров и огромным штатом персонала. В то же время В-брендами, как правило, владеют частные компании со сравнительно небольшим числом сотрудников. Как результат — разные затраты на содержание инфраструктуры, которые в случае A-брендов естественно отражаются и на цене самих устройств.
![](https://resizer.mail.ru/p/2c550c05-434d-53c9-a70f-da47fb1b697f/AQAKq8G5n_8B_S73euznDB96i5UyVcTY-AMc6JkumE4-cKgwQx3Op4tkO8J-p0eJb0Kbyd2pMCP527ZvQPjCWZ5hyzQ.jpg)
В-третьих, В-бренды чаще всего не закладывают в цену продуктов колоссальные расходы на брендинг и маркетинг. В том числе и по этой причине некоторые устройства получаются на 30—40% дешевле при точно таком же техническом и функциональном оснащении, как у флагманов топовых производителей. А-бренды консервативны и вынуждены работать в рамках глобальных корпоративных стратегий и шаблонов, а потому закладывать огромные суммы на расходы по брендингу, соответствующему принятым международным стандартам. Игроки же второго эшелона вполне могут позволить себе смелые эксперименты, оригинальные необычные и относительно дешевые каналы продвижения. Примером удачного и «экономного» маркетинга может быть политика Highscreen. Бренд старается говорить с потребителем на его языке и не боится спорного позиционирования своих устройств. Отсюда — ставка на продвижение в социальных сетях и на развлекательных сайтах в интернете.
Еще одно неоспоримое конкурентное преимущество B-брендов — большая гибкость, способность быстро подстраиваться под локальные тренды, возникающие на отдельных рынках. Производители первого эшелона в силу глобальности структур и бизнеса не могут быстро реагировать на изменения на рынке, чутко учитывать специфику отдельно взятых рынков. Так, смартфоны с поддержкой двух SIM-карт появились впервые именно у B-брендов, и только год спустя топовые производители «ответили» выпуском своих первых двухсимочных устройств. Многие крупные бренды на европейском рынке вынуждены работать по контрактам с определенными операторами связи — а это сводит на нет широкое развитие линейки смартфонов с двумя «симками» у A-брендов. B-бренды подобными обязательствами не связаны, поэтому они могут предоставить потребителю возможность выбора тарифов разных операторов в одном устройстве.
Выгодное положение занимают B-бренды и в отношении способов реализации собственных продуктов. Если топовые марки для окупаемости своих затрат нуждаются в миллионных продажах и часто завязаны на сотрудничестве с крупными федеральными розничными сетями, то бренды второго эшелона зачастую обходятся только интернет-магазинами. Как результат — им не приходится прибавлять к цене продукта сетевые надбавки, которые сегодня могут доходить до 50%. Подобной схемы реализации товара в обход ритейлеров придерживается bb-mobile, продающий планшеты только через собственный сайт и интернет-магазины. Старается по максимуму обходиться без посредников с большими наценками и Highscreen, чьи смартфоны всегда можно заказать на сайте vobis.ru или купить в региональных розничных сетях (их «аппетиты» гораздо скромнее, чем у многих «федеральных»).
![](https://resizer.mail.ru/p/c728c8b7-3017-5984-a839-1921c0bf3b49/AQAKXdDMBMtKqSuEsNghYo0CsFkJem5TmlWnOcRN34qkc8_pMyGg7EMKolonO9NIJPxS2ukCXRzVDk2XBYPCdbIpv-c.jpg)
Еще один пример нестандартного подхода к реализации гаджетов — Just5, которые в январе выпустили самый доступный по цене в России смартфон с 5-дюймовым экраном (5250 рублей, на 1,5—2 тысячи дешевле любых аналогов). Приобрести Just5 Spacer до недавних пор было можно только на сайте бренда. Всё просто: нет посредников — нет наценок — есть возможность выставить для конечных потребителей оптовую цену на свои устройства. Как результат — пользователи и эксперты сошлись во мнении, что лучшей по соотношению характеристик и качества сборки модели за такие деньги в продаже попросту нет.
Гарантийное обслуживание
Утверждение, что пользователи продуктов В-брендов часто сталкиваются с проблемами в гарантийном и сервисном обслуживании, ошибочно. Многие из производителей «второго эшелона» реализуют максимально простые и удобные для потребителя схемы. За примером снова обратимся к российским брендам: Just 5 в случае возникновения гарантийного случая с каким-то из своих телефонов обеспечивает быстрый ремонт в течение 15 минут или замену на новое аналогичное устройство.
Highscreen — первый В-бренд, внедривший в России так называемую «европейскую» модель сервисного обслуживания. Все устройства Highscreen обеспечиваются годичной гарантией с бесплатной доставкой в московский сервисный центр из любого уголка страны курьерской службой «Почты России» (аналог американских сервисов экспресс-доставки). Фактически, у сервиса бренда Highscreen 42 тысячи приемных пунктов по всей территории России — по количеству почтовых отделений. Каждая посылка застрахована от потери и порчи. И все пользователи из любого региона могут рассчитывать на одинаково качественное и оперативное обслуживание.
Иногда в авторизованных региональных сервис-центрах даже крупнейших марок электроники пользователя просят подождать «пару недель», потому что «деталек для ремонта вашего устройства у нас нет, их пришлось заказывать из Москвы». При «европейской» модели подобная ситуация невозможна. В едином центре гарантийного обслуживания всегда в наличии все нужные комплектующие для ремонта любого смартфона Highscreen.
Несмотря на все мифы и опасения, связанные с B-брендами, доля продаж устройств таких производителей постоянно растет. Так, по данным компании «Связной», почти каждый второй планшет, купленный в России в 2013 году, принадлежал бренду «второго эшелона».