Electrolux Design Lab 2014: виртуальная охота, платья из пластика и чистые полотенца

Придумали летающий пылесос? А может, гаджет для организации лунных затмений в домашних условиях? Устройство для быстрой и нескучной очистки моркови, анализирующее ее происхождение и рекомендующее рецепты?  Следующий за владельцем девайс для того, чтобы легче дышалось в любом месте города? Чем фантастичней и нереальней – тем лучше. Если вы при этом студент-дизайнер или познаете секреты инженерии (сегодня понятие промышленного дизайна – это всегда симбиоз функциональности и внешнего вида) – вам на конкурс Electrolux Design Lab (EDL). Здесь даже самые неожиданные замыслы, порой имеющие мало общего с реальностью, могут стать путевкой в жизнь – началом карьеры. В этом году мы побывали на финале этого международного конкурса и предлагаем вашему вниманию рассказ о технических (и околотехнических) экспериментах и задумках участников.

Столица Франции, а именно на берегах Сены прошла в этом году финальная церемония международного конкурса инноваций для дома и быта Electrolux Design Lab 2014, – город, где сбываются мечты. Не у всех, конечно, но в рамках этого смотра новых идей они точно сбылись у одного из финалистов. Какие домашне-бытовые технофантазии в тренде в этом году? Чем подпитывается инновационный пыл сегодняшних студентов, получающих профильное образование в разных университетах мира? Подробности – в нашем репортаже из парижского выставочного центра Electric, где состоялся завешающий этап ежегодного фестиваля студенческих технологических разработок.

Как все происходит

Начинается конкурс с предварительного этапа подачи заявок. В этом году (EDL проводится с 2003 года) их, например, было 1 700, из разных стран. Дальше, благодаря работе жюри, а также голосованию за различные проекты обычных интересующихся граждан, количество сокращается. Финалистов в конкурсе Electrolux Design Lab обычно шесть. Это шесть студентов (могут быть и группы разработчиков), шесть проектов гаджетов, способных облегчить нашу жизнь.

Каждый год конкурс имеет какую-то основополагающую тематику, на которую и ориентируются претенденты. В этом году тем даже три: увлекательная кулинария, уход за тканями и очистка воздуха. Именно в этих сферах трудились студенты-соискатели – разрабатывали и представляли свои проекты. Надо сказать, что бороться было за что. Победитель получил все, а именно 5 000 евро и полугодовую оплачиваемую стажировку в дизайн-центре Electrolux. Согласитесь, неплохо, учитывая, что после стажировки пойманная в сети международного концерна «голова» вполне может (если хорошо себя проявит, заинтересуется и заинтересует) получить постоянную работу в известной шведской компании – такое с финалистами EDL случалось. Получают денежные вознаграждения и участники, занявшие второе и третье места.

Вершители судеб

В финале главное решение – о победителе – принимается уже только жюри. Хотя есть и своего рода приз зрительских симпатий, который может получить один из проектов и его создатель. В этом году в большую тройку судей вошли Маргарет Ван Ден Бош – креативный консультант сети H&M, Робин Эдман – исполнительный директор Шведского Промышленного Фонда (SVID), Ларс Эриксон – глава Electrolux Design. Именно им предстояло вместе с гостями церемонии – представителями различных мировых СМИ – наблюдать за презентациями проектов, а потом, уже в узком кругу, распределить награды.

Финалисты

Чистый воздух – это важно. В этом году в финале целых два проекта были посвящены теме его очистки. Турчанка Фулден Денели явила миру свой внешне привлекательный концепт Lotus («Лотос»), смысл которого в том, что базовое устройство, которое как раз и напоминает цветок лотоса, является очистителем-ионизатором воздуха, а также зарядным модулем для малых очистителей, выполненных в форме шаров (с системой фильтров), которые пользователь волен всегда иметь рядом с собой: на рабочем месте или, например, в детской комнате, где чистота воздуха особенно актуальна. Можно оставить шары-очистители на базе – процесс очистки воздуха может осуществляться и таким образом.

Поляк Михаил Поспич учится в Краковском университете. Смысл его проекта – очистка воздуха не только дома, но и во всем городе (Краков, по словам, Михаила, очень загазованный мегаполис). И вот тут уже начинается настоящая фантастика – Поспич представил на суд жюри проект летающего очистителя воздуха UrbanCONE. В нерабочем состоянии девайс – конической формы, а при включении раскрывается и превращается в супервещицу из фантастического голливудского фильма. Летать очиститель мог бы (но если вспомнить аэродинамику – вряд ли у него это выйдет) с помощью мотора в нижней части, а также специальных крыльев, выполненных (презентационная цитата) «из суперматериала». В верхней части фильтрующий воздух блок. Предусмотрены также солнечные батареи и навигационная система, чтобы в полете над Краковом очистители не сталкивались с друг другом и, например, с колокольней Краковского замка.

Свою речь на презентации UrbanCONE Михаил Поспич, почти не говорящий по-английски, просто выучил наизусть. Так что после нее, при ответе на вопросы жюри, ему иногда требовался переводчик.

Переносимся в Румынию, вернее, к концепту румынки Сорины Растену из университета Бухареста под названием Set to Mimic. На родине графа Дракулы родился проект достойный мистического дворянина – это имитатор вкуса различных блюд. Тут уже вспоминается и граф Монте-Кристо. Смысл в том, что на специальную тарелку-подставку кладется любая еда. Например, полезные, но надоевшие вам овощи, приготовленные на пару. Есть их надо, а хочется, например, гамбургер с колой или чипсы. Нет проблем – говорит Сорина – вы просто прикасаетесь к сенсору и выбираете желаемый вкус. После этого начинается самое интересное – к вам в мозг, благодаря закрепленным на голове беспроводным датчикам-сенсорам (малозаметным и не мешающим), поступает информация об изменении вкуса продукта. То есть вы едите овощи, а чувствуете вкус гамбургера и жареной картошки. Предусмотрен и волшебный стакан для напитков – обычная вода станет колой, а то и чем покрепче. В общем, все – на подсознательном уровне. Как видите, в сфере технологий для здорового питания (в рамках конкурса это называется, напомним, «увлекательная кулинария») Румынию уже никому не догнать.

Будапешт – прекрасный город! Его еще называют восточным Парижем (впрочем, это звание, как водится, носят еще несколько городов), а всякий Париж все же, в той или иной степени, столица моды. Надеемся, венгерские модницы и модники когда-нибудь оценят на практике разработку своего соотечественника – будапештский студент Апор Ковач придумал гаджет PETE, который перерабатывает пластиковые бутылки, но не в брикеты какие-нибудь, а в... платья, юбки и брюки. Алгоритм: сверху в устройство поступает пластиковая бутылка, а далее, по сути, работает 3D-принтер, которым сегодня никого не удивишь, только вместо abs-пластика подойдет и расплавленный ПЭТ-пластик. Конечно, на целое платье одной бутылки вряд ли хватит, но это и хорошо – чем больше их будет переработано, тем лучше для экологии.

Концепт следующего гаджета-финалиста «приехал» из Мексики вместе со своим создателем Леобардо Армента. Надо сказать, что технически это, пожалуй, наиболее реалистичный из всех проектов. Богатые перестали бы плакать, а Мария Лопес навеки обрела бы счастье, имея все они дома Pure Towel – автоматический полотенцесушитель с функцией обеззараживания. Все просто: полотенце вешается на специальный крючок-вешалку, продевается в кольцо, которое при нахождении устройства в активном состоянии перемещается по всей его длине, быстро сушит ткань с помощью встроенного блока-тепловентилятора, а также обрабатывает ультрафиолетовыми лучами. По сути, осталось решить лишь несколько проблем: контроль размера полотенца, например (они ведь все разные, а это может отражаться на качестве сушки), а также, на наш взгляд, важно научить гаджет определять степень загрязнения полотенца, чтобы пользователю не нужно было помнить, когда он начал им пользоваться. Пусть Pure Towel сам напомнит, что пора полотенце поменять. В конце концов, на первом этапе, это можно сделать даже без использования каких-то дополнительных датчиков, оценивающих степень загрязнения ткани, а просто научив автополотенцесушитель подавать сигнал через определенное время (звуковой, световой), чтобы владелец был в курсе того, что он использует полотенце, например, два дня.

Из четырех российских студентов, попавших в Топ-100 международного конкурса, в следующий этап отбора (Топ-70) прошла лишь одна претендентка – студентка Уральской государственной архитектурно-художественной академии Виктория Гаджиева. Ее концепт компактной стиральной машины Cactus получил одобрение Директора по дизайну компании Electrolux Томаса Йоханссона. Название концепта неслучайно: как и кактус, творение Виктории очень экономно использует воду и благодаря магнитному двигателю позволяет не расходовать электричество. Но, к сожалению, дальше, в Топ-35, Виктория и Cactus не попали.

Победитель

Как уже отмечалось, концептов в финале было представлено шесть, но первое место – только одно. Выделим его в отдельный сегмент: 5 000 евро и полугодовую оплачиваемую стажировку в дизайн-центре Electrolux получил проект китаянки, которая учится в одном из лондонских учебных заведений на факультете дизайна. Пан Ван представила гаджет, смысл которого явно не для всех очевиден. У ее концепта две функции: первой никого не удивишь – можно заказывать продукты питания в интернет-магазинах, но вот другая – опять из серии «увлекательная кулинария». Пользователь может наполнить квартиру голограммами разной еды (не пачками масла, конечно, а например, рыбами или птицами, овощами, фруктами и ягодами). Зачем? Чтобы дети владельцев этого чудо-гаджета понимали, что еда, в ее первоначальном виде и состоянии, берется не из супермаркета, а вообще-то, обитает (живет, растет) в окружающем нас мире. Правда, устройство еще и довольно безжалостное – детям предлагается поохотиться на наполнившую дом голографическую еду с помощью виртуального оружия – поиграть в добытчика. Все добытое и собранное детским трудом в итоге и будет привезено из интернет-магазина (но, конечно, если ребенок поймает голографическую медузу ее не привезут – элемент игры изобретательница предусмотрела). Алгоритм простой – взрослый пользователь задает нужные продукты, ребенок за ними «охотится», а потом заказ отправляется в магазин. Можно, конечно, и сразу его отправить, а потом активировать голограммы – вдруг дитю надоест гоняться за рыбами или собирать кабачки и что-то в итоге не будет заказано. Future Hunter-Gatherer («Будущий охотник-собиратель») – так назвала свой проект молодая китаянка. Мы бы назвали его «Голодные игры».

Тот, кто мало знает о конкурсе Electrolux Design Lab, конечно, оказавшись на финальном подведении итогов, был бы уверен в победе наиболее реалистичного гаджета – в нашем случае это полотенцесушитель из Мексики. Его же, доработав, можно и в серию запустить. Но в том-то и дело, что организаторы не ставят перед собой задачу обязательно внедрять представленные проекты в жизнь (хотя осуществимые идеи, безусловно, могут найти отражение в каких-то продуктах). Смысл в другом – в необычности мышления и в смелости подходов авторов. По сути – это поиск нестандартно мыслящей молодежи, которая способна легко выходить за рамки привычного, что, конечно, может быть полезно компании Electrolux в создании продуктов сегодняшнего и завтрашнего дня. Разумеется, есть у конкурса и другая задача – рекламная: шведы таким образом поддерживают имидж инновационного бренда.

Второе и третье места (3 000 и 2 000 евро соответственно) заняли турецкий проект очистителя воздуха Lotus (тот, что с отдельными шарами для очистки и базовым модулем) и польский летающий воздухоочиститель UrbanCONE.