Принять участие в конкурсе может каждый желающий – для этого достаточно заполнить специальную форму на сайте и загрузить свою фотографию или серию снимков. Nikon не делит участников на профессионалов и любителей. Как итог: 1,7 миллион поданных работ, в числе которых лишь 12% сделаны профи. Но среди победителей людей, для которых фотография просто хобби, оказалось не так много – меньше половины, а смартфонных снимков не оказалось вовсе. Все-таки мастерство и техника еще играют свою роль, просто жать на кнопку недостаточно.
Ключевой темой 35-го по счету Nikon Photo Contest был дом. Большая часть номинаций была посвящена именно ей. И в одной из них (фотоистория) победил россиянин.
Эти снимки петербуржец Эмиль Хафизов сделал в родительском доме в Сызрани прошлой зимой. Сначала он зафиксировал на фото красивый свет, и лишь собираясь участвовать в Nikon Photo Contest, обратил внимание на то, что, собранные в серию, они говорят о чем-то большем, нежели просто о бликах и отражениях. Это и отметило жюри под началом опытного мастера Стефена Чоу (Stephen Chow), отметив меланхолично-светлое настроение фотографий и отсутствие на них людей, придающее кадрам некую интимность. Нам удалось поговорить с Эмилем.
Ты профессиональный фотограф или это просто твое хобби?
Я только что закончил СПбУГИК на кафедре кино- и фотоискусств и защитил диплом со странным названием «Художественный руководитель кино- и фотостудии» по специальности режиссер/фотограф. Сначала меня больше привлекала именно режиссура, я снял короткометражное кино для диплома, но сейчас я больше склоняюсь к тому, чтобы профессионально заниматься фотографией.
Ты в первый раз участвовал в Nikon Photo Contest?
Да, я узнал о конкурсе в интернете, послал довольно давно свои фотографии и, если честно, забыл об этом. Когда некоторое время назад мне пришло письмо с сообщением о том, что мои фотографии попали в шорт-лист, я подумал, что это спам и открыл его, по сути, случайно. А потом мне сообщили, что я выиграл. До сих пор не верится.
На какую технику ты снимаешь?
Моя постоянная камера, на которую я снял эти фотографии – Canon EOS 6D (да, на конкурс можно было подавать фотографии, сделанные на любую технику – прим. ред.). Почему именно эта камера? Все просто – это самый доступный полнокадровый Canon, а я уже давно работаю именно с камерами этой компании, перескакивать на другую систему не вижу смысла. Хотя теперь, получив приз (возможность выбрать технику Nikon на 500 000 йен – прим. ред.), придется подумать.
Краеугольный вопрос, насчет которого постоянно идут споры: настоящий фотограф может снять шедевр на любую технику или все-таки камера важна?
Зависит от задачи. Я, например, свой диплом сделал на свою камеру с дешевым объективом lens-baby – мне нужен был именно этот эффект. А до этого много лет снимал на Canon EOS 450D со штатным объективом 18-55mm f/3.5-5.6, который все ругают, а меня устраивало качество. Но вот, например, сейчас я ищу камеру, способную одинаково давать высокое качество и на фото, и на видео. И найти ее не так уж просто.
Поздравляем с успехом в конкурсе и желаем удачи в будущем!
Другим победителем с уже одиночной фотографией на тему «Дом» стал польский свадебный фотограф Катаржина Анна Павлица (Katarzyna Anna Pawlica). На ней изображена польская традиция класть монету в туфлю невесты перед свадьбой: в комнате собралась вся семья и ожидает. Не самый типичный свадебный снимок – обычно на них мы видим глянцевое счастье, - рассказывает историю, показывает изнанку традиций и рисует гамму эмоций, словно полотно Ильи Репина. Именно такие снимки сегодня воспринимаются как искусство в большей степени, отмечает Стефен Чоу. На конкурс пришло очень много классически красивых снимков, сделанных мастерски - но помимо простого умения фиксировать реальность или даже приукрашать ее от фотографа сегодня ждут нестандартного подхода и умения рассказывать истории. У Катаржины это получилось.
Эта работа китайского фотографа Руиюаня Чена (Ruiyuan Chen) победила в пользовательском голосовании. Здесь мы видим классический портрет, сделанный по всем канонам.
Фотография-победитель конкурса на свободную тематику. Канадский фотограф с китайскими корнями Фанг Тонг (Fang Tong) на этом идеальном геометрически снимке пытается достичь сюрреалистического эффекта, стремится уйти в чем-то от фотографии к живописи, не прибегая к монтажу – и добивается своего.
Фотоистория-победитель конкурса на свободную тематику. Венгр Балаж Шимич (Balasz Simics) назвал свою историю Beautiful mechanism – в ней он действительно рассматривает человеческое тело как механизм и «смотрит» под кожу, насквозь.
Главный приз в фотографической части конкурса. Фотоистория японского фотографа Кацухиро Ногучи (Katsuhiro Noguchi). Рассказывая об итогах фотоконкурса Sony Photography Awards, мы говорили о противопоставлении чистого искусства суровой реальности. Кацухиро Ногучи мастерски совместил это в своей блестящей работе. Очень красивые натюрморты-коллажи, собранные из фотографируемых на протяжении четырех лет цветов, ласкают взгляд. Но истинную глубину коллажам придает подпись. «Цветы Фукусимы».
Кацухиро Ногучи до 2011 года был довольно успешным фотографом в Фукусиме, видевшим в своей работе в первую очередь способ заработать денег. Катастрофа поменяла и его жизнь, и взгляды на нее. Он захотел что-то сделать для своей родины, пережившей землетрясение и аварию на атомной электростанции. И стал... фотографировать цветы. На этих снимках мы видим силу природы, ее красоту, чудо жизни, не останавливающейся никогда. Это довольно сложные технически, по исполнению, снимки, но простые по своей сути – простые, как сама жизнь.
Видеоистория «BACK». Победитель в категории «Дом», тайваньский видеограф Му Джен Ву (Mu-jen wu), сделал ее с помощью камеры Nikon в стиле stop-motion – с очень интересным использованием возможностей этой техники.
Юная студентка-аниматор Эй Ти Чонг (Hui thing chong) победила в видеономинации с зарисовкой на свободную тему. Если конкретнее – на тему трудностей общения и радости дружбы. Простая и трогательная история, сделанная в оригинальном стиле.
Главный приз в видеоразделе Nikon Photo Contest получил поляк Кржиштоф Рудзь (Krzysztof rudz), живущий и работающий в Амстердаме. Большой поклонник японской культуры, в своем коротком сюрреалистическом ролике он попытался перенести в другую область искусства хайку. Сделать «видео-хайку».