В этом году ожидается начало серийного производства нового российского истребителя «Сухой Т-50» (он же ПАК ФА, он же И-21). Эта машина относится к так называемому пятому поколению истребителей и буквально напичкана суперсовременными технологиями. Ранее велась разработка похожей машины — МиГ-35, однако в начале 2000-х годов проект был свернут, поскольку Минобороны сделало ставку на более перспективную «Сушку». Интересно, что в конце 2015 года «МиГ» реанимировали и решили выпускать, но все-таки это машина так называемого поколения «4++», а «Сухой» — это настоящее «5G». В мире пока есть только один самолет такого класса — американский F-22 Raptor, и вот его-то и стояла задача превзойти. За счет чего?
Маскировка
Одно из главных требований, предъявляемых к истребителям пятого поколения — это малозаметность. Электронные средства обнаружения за последние двадцать-тридцать лет совершили настоящий рывок: помните гулявшую по интернетам картинку со сбитым "Стелсом" и подписью: "Простите, мы не знали, что он невидимый"? Так вот эскадрилья старых самолетов для современных систем - это примерно как стая уток для охотника с ружьем.
Поэтому, например, никакие элементы самолета не примыкают друг к другу под прямым углом (потому что такая форма очень хорошо отражает сигнал, испускаемый радиолокатором), а вся конструкция просчитана таким образом, чтобы тот максимально рассеивался. Кроме того, нанесено специальное радиопоглощающее покрытие. В результате вражеские РЛС, если и обнаружат самолет (стопроцентной гарантии незаметности дать нельзя), то не смогут определить его направление и скорость. А для тех, кто использует инфракрасную (т.е. по теплу двигателей) и акустическую (по их шуму) систему обнаружения, придуманы новые двигатели — "холодные" и "тихие", например, с ними Т-50 выходит на сверхзвуковую скорость без использования режима форсажа.
Разведка
Т-50 имеет так называемую "умную обшивку" - помимо традиционной одной радиолокационной станции здесь несколько РЛС и ОЛС (оптолокационных станций) размещены по всему фюзеляжу; имеется 5 встроенных антенн, а 25% фюзеляжа выполнено из радиопрозрачного углепластика. Традиционная РЛС с активной фазированной антенной решеткой "Н036 Белка" X-диапазона разработана специально для нового истребителя. В ней 1526 приемопередатчиков. А в передней части крыла установлена еще одна РЛС L-диапазона, которая делает заметными вражеские истребители — у них технологий защиты от таких локаторов нет, ведь они эффективны лишь для определенных диапазонов частот, и во время их разработки таких РЛС не было. Имеется также два радара бокового обзора. Главная особенность новых систем — преимущественное использование пассивных, а не активных датчиков, чтобы не "выдавать" самолет работающими локаторами.
Пилотирование
Самолет имеет новейшее катапультное кресло, управляемое компьютером. Тот непрерывно отслеживает параметры полета (скорость, углы крена и тангажа, высоту полета, угловые скорости и даже вес летчика), и в нештатной ситуации катапультирование произойдет быстрее, чем сам пилот успеет сообразить, что что-то пошло не так. Это как раз тот случай, когда лишняя секунда может спасти жизнь.
В кабине установлено два основных 15-дюймовых дисплея и несколько дополнительных, а некоторая информация выводится прямо на стекло шлема пилота; при этом есть также речевой информатор. Подробности держатся в секрете, но мы не удивимся, если можно будет сказать: "Окей, шлем, покажи врагов поблизости". Впрочем, шлем отслеживает положение зрачков пилота и самолет сможет захватить цель, если просто на нее посмотреть. Система работает на скоростях до 1000 км/ч.
Вооружение
У истребителей пятого поколения вооружение располагается во внутренних отсеках — опять же, для маскировки. В первую очередь это управляемые ракеты класса "воздух-воздух" малой, средней и большой дальности. Несмотря на то, что они тоже новые (РВВ-МД, РВВ-СД, РВВ-БД), концептуально они являются модернизированными ракетами, разработанными в 1980-1990-х годах и отличаются в основном дальностью полета да более современной электронной начинкой: то есть, это более высокая точность наведения, помехозащищенность и чувствительность. В остальном принцип действия тот же: ракета захватывает цель и летит за ней, после чего на оптимальном расстоянии до нее (оно определяется с помощью лазерного дальномера) происходит активация взрывателя и поражение вражеского самолета.
Кроме того, для Т-50 разрабатываются и ракеты "воздух-земля", корректируемые авиабомбы, падающие строго по заданным координатам. Также на нем будет устанавливаться новая скорострельная пушка, способная работать в любом режиме полета.
Илья Шатилин