Не так давно умы пользователей захватывала эпидемия MSQRD, многие помнят истерию вокруг Secret, у ветеранов до сих пор установлены Foursquare и Angry Birds, кто-то сейчас смахнул слезу, вспомнив Spot, а помните ли вы, скажем, Google Goggles? Что происходит с такими внезапно популярными приложениями в дальнейшем? Давайте проанализируем.
Выживают полезные
По данным аналитиков из Nuance, в среднем менее 5% владельцев смартфонов продолжают пользоваться тем или иным приложением спустя месяц после его скачивания.
Типичный сценарий таков: скачал, побаловался, забыл. Когда стало мало памяти в телефоне — вспомнил, чтобы удалить. «Выживают» только приложения, реально полезные в повседневной жизни — соцсети и клиенты для тех или иных сервисов.
Спрос на приложения, которые преобразуют ваши изображения (например, Prisma, MSQRD) можно охарактеризовать, как импульсный. Пользователь начинает пробовать все встроенные фильтры, картинки заполняют соцсети, друзьям нравится, возникает цепная реакция и прирост количества скачиваний в геометрической прогрессии. Но бесконечно этот процесс продолжаться не может: за периодом «хайпа» всегда следует спад.
Бесплатное быстро забывают
Чтобы долго держаться в топе, нужно или быть представителем крупного сервиса, которым итак по факту пользуются миллионы человек: Facebook, Instagram, Snapchat и т.п., или достаточно хорошо монетизироваться, чтобы иметь возможность покупать трафик в больших объёмах и окупать его, или просто много, очень много венчурных денег.
Любой человек может наблюдать за динамикой загрузок и продаж мобильных приложений через топы AppStore или Google Play. Сделать это можно через сервис AppAnnie, например, и самому увидеть жизненные циклы приложений. Кто в тренде и кого качают, а кто, кажется, ушёл с радаров, но всё равно получает свои десятки тысяч установок каждый день, не привлекая особого внимания.
По мнению Василия Мещерякова из Disrapp, практически любое приложение рано или поздно упадёт. Важно понимать, как пережить яму, которая точно будет, и как можно быстрее выйти на плато.
Быстрее всего забываются бесплатные программы, потому что то, за что пользователь заплатил, имеет для него большую ценность и пользуются ими, по статистике, чуть дольше: «удалять жалко».
Оригинальное фото — слева, к остальным применены фильтры Prisma
Соответственно, решив не брать деньги с «юзеров», разработчики должны постараться как можно быстрее монетизировать приложение, пока оно популярно. В самом примитивном случае — за счет рекламы; где-то можно попробовать freemium-модель (но она работает, как правило, только в играх, а не в «просто-прикольных-штуках»), либо, как в случае с MSQRD, быстро продать свою технологию кому-то богатому вроде Facebook.
Если говорить о поглощении со стороны крупного игрока, то это может быть нужно крупной компании по одной из следующих причин: технология, команда или аудитория.
В случае MSQRD, конечно же, это была команда и немного технология. В случае Prisma кажется, что не всё так просто. Сами по себе алгоритмы известны и распространены, авторы делают упор на то, что они сильно модифицированы с точки зрения производительности, что снижает себестоимость и потенциально открывает путь для видео.
Следующим шагом для поддержания интереса будет ускорение алгоритма и создание видео и анимированных гифок: судя по постам автора в Facebook, он уже над этим работает. Если ребятам удастся качествено реализовать такие алгоритмы, то это сильно повысит их ценность с точки зрения владельцев технологии.
Ради аудитории такой сервис в текущем его виде особого смысла покупать нет. В отличие от MSQRD, в таких приложениях гораздо ниже порог входа (то есть, их проще разработать), сейчас появится ещё больше таких сервисов и аддонов к уже существующим. Вероятно, с худшей производительностью, но это пока не является пока таким уж смертоносным конкурентным преимуществом и решается доступом к большому объёму дешёвых серверных мощностей», — говорит Василий Мещеряков из Disrapp.
Необычная монетизация
У разработчиков игр есть шанс оставаться на плаву за счет франшизы: та же Rovio получает деньги от продажи игрушек, напитков и сладостей, а еще успешно пошла в бизнес парков развлечений, и сегодня дети, которые никогда в жизни не кидались птицами в свиней на экране (потому что 5 лет назад они еще не родились), с удовольствием делают это в реальности, придя в Angry Birds Activity Park. Если же монетизации не получается, приложение тихо умирает, не обновляясь и постепенно теряя позиции в каталогах.
Иногда бывает и иначе. Например, в 2008 году одной из самых популярных игр для iPhone был Super Monkey Ball от Sega, ее даже показывали на WWDC как пример игры с управлением путем наклона смартфона, и стоила эта игра целых 9 долларов. Однако последняя версия вышла в 2009-ом, цена упала до 1 доллара, а затем приложение и вовсе было удалено из App Store.
Оригинальное фото — слева, к остальным применены фильтры Prisma
Зато в 2013-ом игру портировали на Windows Phone, и тут неизбалованные пользователи альтернативной платформы начали ее покупать, и она до сих пор находится примерно на 15 месте в рейтинге.
Очень показателен пример Foursquare: приложение несколько раз меняло категорию (из соцсетей в туризм, а потом в еду и напитки), и после смены его рейтинг вырастал, но потом снова скатывался вниз. Причиной упадка стало разделение его в 2014 году на Foursquare для отзывов и Swarm для чекинов — большинство пользователей после этого перестало пользоваться сервисом вообще: кто-то из-за неудобства, а кто-то просто не понял, что нужно установить еще один новый апп.
Тем не менее, что удивительно, разделение спасло Foursquare от смерти — после него рейтинги обоих приложений стали значительно выше, чем до перезапуска, и если бы не оно, то, возможно, сейчас сервиса уже бы не существовало вовсе. Очередной перезапуск, видимо, не за горами, потому что к началу 2016 года стоимость, в которую оценивается сервис, упала вдвое, и ведутся поиски покупателей. Аудитория его не растет уже несколько лет, сохраняясь на уровне 2012 года (50 миллионов пользователей по всему миру).
Оригинальное фото — слева, к остальным применены фильтры Prisma
Приложение как наркотик
Основным способом поддержания интереса пользователей к приложениям остается так называемая геймификация — то есть, возможность в процессе использования аппа получать «достижения» и соревноваться с друзьями; как раз на этом и взлетел Foursquare в свое время.
Бонусы за активность используются во многих играх — например, какие-то артефакты возобновляются раз в день, но только тогда, если ты не забыл запустить игру на следующий день и «забрать» их.
Push-уведомления — еще один хороший инструмент, который в два раза увеличивает число возвратов пользователей и их вовлеченность. Правда, во многих приложениях они реализованы слишком назойливо и отвлекают пользователя от других дел в неподходящие моменты: в этом случае в лучшем случае «пуши» отключают, а чаще всего просто сразу удаляют приложение.
В руководстве Urban Airship для разработчиков приложений приводят пример хорошего уведомления: Burton Snowboards сообщает о свежевыпавшем снеге неподалеку, сноубордисты такое любят. А плохое уведомление — это «Скидка 10% на сноуборды». У человека уже есть сноуборд, зачем ему скидка?
Оригинальное фото — слева, к остальным применены фильтры Prisma
Что будет с Prisma: мнение экспертов
Инвестиции получены, а значит, проект будет развиваться. Приложение продемонстрировало рекорды органического роста, заняв за четыре дня после запуска первое место в рейтинге за счет вирального эффекта. Хотя, стоит отметить, что на таком важном рынке, как США, вируальности у приложения пока нет.
Prisma уже успела побывать на вершинах чартов (выше вообще всех приложений) в 10 странах постсоветского пространства, в т.ч. России, Украине, Беларуси, Казахстане, Латвии и других. Судя по единодушному «одобрению» у приложения может быть большое будущее по всему миру.
По данным App Annie, в США Prisma набрала очень хороший рейтинг - 4,5. Так что задел для дальнейшего развития на западе у приложения есть.
Мне кажется, что они идут по пути продажи технологии наружу, а фотки — повод показать, на что способны их нейросети. Кто тут ещё потенциальный покупатель — не могу сказать, пока не будут понятны особенности технологии. Можно из этого сделать продуктовую компанию, которая вполне себе станет неплохим бизнесом на какое-то время, а потом продаться Snapchat.
Оригинальное фото — слева, к остальным применены фильтры Prisma
На большой аудитории, которая постоянно пользуется приложением, всегда можно сделать хороший бизнес. У Prisma, по моему мнению, вариантов монетизации очень много, все зависит от того, насколько у авторов получится удержать аудиторию, развивая продукт. Самый простой вариант — это делать премиум-возможности для обработки фото. Второй вариант — это ограничение количества бесплатно обрабатываемых фотографий. Вполне неплохой вариант для монетизации — это работа с брендами, которые уже начали сами размещать фотографии, обработанные в Prisma. Также всегда интересны большие объемы данных. Можно, например, анализировать те фотографии, которые загружают пользователи, и на основе этих данных делать анализ предпочтений для таргетирования рекламы.
Немногочисленные негативные отзывы связаны в основном с техническими трудностями. Но можно быть уверенным, что со временем они сойдут на нет, тогда средняя оценка еще подрастет. Однако из-за того, что приложение новое и в App Store есть великое множество других приложений с таким же названием, нужное Prisma практически невозможно найти, если вы зарегистрированы не в российском, а, например, в американском App Store. Так что если у вас нет прямой ссылки на приложение – его лучше искать в Google, чем в App Store.
Оригинальное фото — слева, к остальным применены фильтры Prisma
Что важно, у Prisma нет проблем с серверами. Их партнер Servers.com полностью закрывает этот вопрос, что тоже очень немаловажно, так как позволит сфокусироваться на развитии продукта и бизнеса», — добавляет Кумпель.
Мы предоставляем хостинг для Prisma и всю инфраструктуру под нейросеть. Под развитие сервиса ежедневно ставятся более 15 серверов. Всего запланировано устанавливать сотни серверов с GPU в неделю. Однако домен Prisma-AI.com как бы намекает на то, что дело здесь не в картинках, а в алгоритмах.
Василий Мещеряков считает, что разработчики понимают, как сделать такие же эффекты и на видео, просто для этого нужны инвестиции. Видео как форма коммуникации вытесняет фото и текст, а еще не стоит забывать о виртуальной и дополненной реальности, где будут очень востребованы максимально эффективные технологии обработки изображений в реальном времени.