Как сравнивали
Мы взяли два смартфона: Sony Xperia Z2 и Honor 8 и звонили с одного на другой, повторяя в микрофон одну и ту же заученную фразу: «Здравствуйте. Это тестовый звонок. Один, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». Один из смартфонов (Sony) мы соединили напрямую кабелем с линейным входом звуковой карты компьютера (SB Audigy) и записывали сигнал в формате WAV 44/16, а потом слушали.
Каждый из мессенджеров мы тестировали на трех разных каналах связи:
- хороший быстрый 100-мегабитный Wi-Fi
- мобильный интернет 3G
- мобильный интернет 2G
При использовании мобильного интернета в обоих смартфонах были установлены SIM-карты разных операторов, чтобы усложнить маршрутизацию и приблизить ее к реальным условиям — хотя, конечно, мы не стали забираться в подвалы с заведомо плохим уровнем сигнала, ибо понятно, что при нестабильном доступе разговаривать по IP-телефонии будет невозможно.
Идеальные условия: быстрый Wi-Fi
Первый же тест с казалось бы, идеальными условиями, в которых не должно быть победителя, заставил нас призадуматься: оказывается, мессенджеры различаются не только качеством передачи речи, но и привносят в нее свой окрас.
- Хуже всех показал себя WhatsApp. Мало того, что он изначально сильно ограничивает полосу передаваемых частот, обрезая и нижние, и верхние, так еще и после этого прямо во время разговора вынужден периодически уменьшать битрейт, делая качество звука еще хуже. Ну, а потеря пакетов, приводящая к выпаданию слогов и задержкам, а также к появлению металлического призвука в речи никуда не годится: никто не хочет общаться с роботом-заикой → 2 балла.
- Skype, наоборот, был «теплым и ламповым» с преобладанием низких частот — однако разборчивость речи от этого страдает, здесь больше склонности к так называемому «бубнежу» → 3 балла.
- Так, например, наиболее естественный тембр передачи речи продемонстрировала ICQ, но собеседника было слышно чуть тише, чем через другие сервисы. Естественности, наверное, прибавляло обилие высоких частот, со всеми «цыканиями» и прочими артефактами типа «песочка», характерными для дешевых встроенных в мобильные устройства микрофонов → 4 балла.
- Лучше всех по разборчивости — Viber, однако здесь голос субъективно кажется чуть сильнее сжатым, что немного меняет тембр. Однако для комфортного разговора он, наверное, лучше всего → 5 баллов.
Лучшим по разборчивости стал Viber, а самый естественный тембр голоса — в ICQ
Мобильный интернет: 3G
Мы не всегда сидим дома или в офисе: разговоры нужны и в полевых условиях. Скорости мобильного 3G-интернета вполне достаточно для IP-телефонии, но главная проблема такого канала — это не скорость, а пинги (задержки) и джиттер, то есть, неравномерность скорости прохождения разных пакетов с течением времени.
- Skype на 3G — хуже всех. Звук сочный, но какие-то слова растягиваются с характерным дабстеп-эффектом: звук как бы нарезается на множество фрагментов, между которыми вставляются микропаузы, получается металлический дребезг. Чтобы компенсировать это растяжение и «нагнать» собеседника (ведь разговор ведется в реальном времени!), последующие слова «сглатываются», речь заметно ускоряется и становится неразборчивой → 2 балла.
- WhatsApp по-прежнему сильно обрезает верхние и нижние частоты, звук получается как из ведра. Некоторые слоги просто выпадают, и это лучше, чем издевательство над речью, которое демонстрирует Skype → 3 балла.
- У Viber звук по 3G чуть глуховат и чуть сильнее сжимается, однако разборчивость речи сохраняется на высоком уровне → 5 баллов.
- ICQ по 3G работает ровно так же, как и по Wi-Fi — вообще нет никакой разницы, звук по-прежнему тише, но при этом тембр наиболее естественный → 5 баллов.
Худшим мессенджером для общения в сети 3G оказался Skype
Мобильный интернет: 2G
Буква E на экране часто равнозначна отсутствию интернета совсем, но тут уж не мы выбираем. Главная проблема сетей второго поколения — это приоритет нативного голоса над пакетной передачей данных, поэтому если на базовой станции много разговаривающих абонентов, то доступ в интернет приостанавливается или же работает крайне медленно — изменения скорости с течением времени непредсказуемы.
Самой же скорости вполне достаточно: напомним, в GSM-сетях голос сжимается в поток со скоростью 13 Кбит/сек или даже меньше, а уж такое самый вялый «ёж» способен прокачать. Но это в теории. А на практике?
- Skype за работу на EDGE получает 1 балл: мало того, что пауза между отдельными слогами достигает секунды(!), делая разговор невозможным, так еще и обрыв связи произошел, помешав закончить общение.
- Чуть лучше работает Viber, сохраняя качество речи до последнего, но все равно с паузами в промежутках → 3 балла.
- Зато WhatsApp по EDGE показывает очень хорошие результаты — изначально зажатый поток здесь становится преимуществом, его проще передать почти без заметных выпадений. Небольшие «провалы» есть, но они не раздражают → 4 балла.
- На практике опять никакой разницы с более скоростными каналами демонстрирует ICQ: это единственный сервис, который не показал никаких прерываний, искажений, кваканий и бульканий — разговор без помех → 5 баллов.
ICQ — единственный мессенджер, который поддерживает разговоры в сети 2G без помех
Нативный голос сотового оператора
В последние годы операторы хвастаются запуском HD Voice для обычных звонков. HD Voice — это набор эффективных широкополосных кодеков, как правило, с высоким битрейтом, позволяющих сделать качество речи гораздо более естественным за счет передачи более широкого диапазона частот, а не 300-3400 Гц, как в традиционной телефонии.
HD Voice, которым хвастаются операторы, работает только внутри сети и только в определенных условиях. Если же звонить, как мы, с «МегаФона» на «Билайн», то звук кодируется самым примитивным образом — обрезаются все частоты, остается только какой-то отвратительный бубнеж из бочки, при этом периодически слышны «провалы». В сравнении с любым VoIP-сервисом это просто кровь из ушей! Разница настолько ощутима, что мы теперь будем звонить только через мессенджеры.
Скорость соединения
Хуже всех Skype: от момента нажатия кнопки «позвонить» до появления входящего звонка у собеседника проходит еще больше времени, а иногда и вовсе ничего не происходит — звонящий лишь получает по таймауту сообщение о том, что ему не отвечают: 2 балла. WhatsApp и Viber начинают звонить буквально через секунду — 4 балла. ICQ на всех каналах демонстрировала практически мгновенное соединение: стоит нажать кнопку посыла вызова на одном смартфоне, и тут же звонит другой — 5 баллов.
Мессенджеры не только лучше по качеству звука, чем обычный звонок, но и быстрее. При звонке с одного мобильного телефона на другой установка соединения занимает секунд пять.
Итоги
- ICQ набирает 19 баллов
- Viber — 17 баллов
- WhatsApp — 13 баллов
- Skype — 8 баллов (Как вы им вообще пользуетесь?)