Seamless Autonomous Mobility (SAM) – это технология Nissan, созданная на основе разработок NASA, которая должна обеспечить естественное сосуществование миллионов автономных автомобилей на дорогах общего пользования без каких-либо проблем. Конечно, не сейчас, а примерно к 2020 году, ко времени распространения сетей пятого поколения 5G.
С помощью этой технологии автономные автомобили станут достаточно умными для определения, когда следует и не следует принимать решения самостоятельно. Кстати, SAM представлена не только для автомобилей марки Nissan, она предназначена для всех транспортных средств.
Покажите мне автономную систему, в которую не включен человек, и я покажу вам бесполезную систему. Автомобилям все равно придется взаимодействовать с людьми, и чтобы они это делали хорошо в любых ситуациях, они должны естественно интегрироваться в общество, чему и будут способствовать такие системы, как SAM.
Основа SAM — это интеграция человека и машины. Задача не в том, чтобы отстранить водителя от управления автомобилем, а в том, чтобы использовать интеллект человека для поддержки большой системы автономной мобильности и совершенствования искусственного интеллекта автомобилей в режиме реального времени.
Собственно, это и было продемонстрировано на выставке CES 2017. Операторы получают сигналы от самоуправляемых автомобилей, если они обнаружили препятствие на дороге, с которым ранее не сталкивались. Далее оператор принимает решение, что автомобиль должен предпринять, строит для него новую траекторию движения и отправляет в компьютер машины. После успешного маневра этот тип препятствия вносится в базу и другие умные автомобили уже будут знать, как реагировать на возникновение такого препятствия.
Нужно понимать, что это лишь первые шаги к полностью самоуправляемым автомобилям. Далее в моделирование поведения на дороге будут приниматься и прочие участники движения (люди, машины), знаки, разметка и даже покрытие трассы (грунт, асфальт). Так что мы в начале долгого, но интересного пути развития автомобилестроения.
Технологически в России все готово для запуска беспилотников. Технологии есть, разработчики математических моделей и ПО есть, а также есть непосредственно производители беспилотников. Однако есть две трудности. Первая в том, что в России не создана инфраструктура для запуска автономных машин на дороги (V2I). На дорогах не всегда хорошая разметка и сами дороги часто не соответствуют запросам. Вторая в том, что на сегодняшний день нет юридического обеспечения со стороны законодателя. Сегодня по всему миру проводят тесты, в том числе в России, но вопрос останется открыт пока не будет обоснован законодателем.