Программировать
Старшее поколение привыкло относиться к программированию, как к чему-то очень сложному и требующему особых познаний. На самом деле, осваивать этот навык можно с детского сада: большинство производителей «умных» игрушек призваны научить основам создания алгоритмов.
Даже если ребенок не умеет читать, он с раннего детства знает все цвета. Для примитивного программирования этого достаточно. Используя несколько цветных фломастеров, можно написать простейший код, который распознает робот Ozobot Bit.
Принцип работы очень прост: ребенок рисует на любой поверхности линию или точку определенного цвета. Робот едет по ней, распознает цветовую комбинацию и выполняет действие: ускоряется, замедляется, крутится или поворачивает. Возможности для фантазии абсолютно безграничны – маршруты робота могут быть любой длины и сложности.
Собирать роботов
Дети постарше могут не только программировать, но и собирать роботов. Получается две игрушки в одной: и конструктор, и обучение программированию. Сборка робота Lego Mindstorms предполагает не просто конструирование из «кубиков», но и знакомство с принципами соединения плат и деталей в технике. Ребенок узнаёт, зачем нужны инфракрасные сенсоры и маяки, датчики касания и цвета.
Собранный робот подключается к ноутбуку через USB и программируется в специальной программе EV3. Все движения записываются в цепочку, где можно настроить длительность, скорость, угол поворота. Но это еще не все: роботы могут не только двигаться, но также бросать шарики в цель, попадать маркером в мишень на бумаге и даже пугать домашних животных. Если надоест программировать – можно просто поиграть с железным «питомцем», управляя им через приложение на смартфоне.
Совершенствоваться в робототехнике
Следующий шаг в развитии – робототехнические платформы, такие как Scratchduino. Они помогают ребенку понять, как устроены микроконтроллеры, как калибровать датчики и как происходят процессы передачи информации. В отличие от конструкторов, они более гибкие: набор сенсоров и их расположение определяет сам «юный инженер».
Программировать робоплатформу можно на базовом языке скретч. Школьники легко его усваивают: движения, звуки и работа сенсоров в нем настраиваются при помощи блоков, которые вставляются друг в друга простым перетаскиванием. Освоив программную среду скретч, можно впоследствии переходить к изучению «взрослых» объектно-ориентированных языков программирования, например, C++ или С#.
Концентрироваться
Недостаток внимания – проблема, известная многим родителям. Многие дети не могут сосредоточиться на одном деле дольше 5 минут: с книги переключаются на мультики, потом на планшет, и так по кругу. Научить ребенка концентрироваться можно при помощи игры Star Wars Force Trainer II.
Перед ребенком возникает голограмма из «Звездных войн» и задание – например, силой мысли разбросать дроидов или поднять из болота истребитель. Чтобы сделать это, нужно развивать Силу – а точнее, концентрироваться на изображении. Чтобы ребенок развивался, на каждом новом уровне задания становятся сложнее. Секрет тренажера прост: на голову надевается обруч, который фиксирует импульсы электроэнцефалограммы.
Печатать игрушки
Совсем недавно 3D-принтеры были чем-то вроде фантастики, а сегодня их можно запросто заказать себе домой. Правда, стоят они примерно как смартфоны средней ценовой категории. Зато проблему с игрушками можно решить раз и навсегда – их можно просто печатать.
И главное здесь не результат, а сам процесс: создать 3D-модель тоже нужно самому. Более того, в продаже уже появляются принтеры-конструкторы. Их сначала нужно самому собрать по инструкции. Например, чтобы «скрутить» вместе с родителями принтер MC5 D.R.O.V.A., уходит примерно 12 часов – не говоря уже о месяцах увлекательного семейного досуга за моделированием и печатью.