«А-а-а, так ты не замужем?!»
— Однажды в компании проводилось собрание. Пятеро мужчин и я, причем все они более высокого статуса, — вспоминает Мария (имя изменено по просьбе героя), системный аналитик в крупной российской компании. — Зашел разговор о том, что я много переработала сверхурочно. Был важный проект. И как-то получалось, что я задерживалась в офисе, «пахала» на выходных и даже в новогодние праздники. Один из мужчин глянул на правую руку и иронично так: «А-а-а, так ты не замужем, да?!». Остальные посмеялись. Тогда я поняла, что быть девочкой в IT тяжеловато.
Мария улыбается и объясняет, что автор подколки позже перед ней извинился. Но осадок остался. Поэтому девушка попросила не публиковать реальные имя и фамилию и название компании. Максимум, что работает в сфере кибербезопасности.
Мария говорит, что на фундаментальном уровне сексизм сохраняется.
Мария много раз слышала, как о других женщинах (чаще привлекательных внешне или просто молодых) говорили в духе: «Да ладно, ее взяли на работу только для того, чтобы начальнику было на что посмотреть, когда станет скучно».
Иногда стереотипы проявляются неосознанно. Мария устроилась на работу сразу после стажировки, быстро в штат. Однако зарплату ей предложили минимальную для компании.
— А я была еще слишком молодой, и любая зарплата была отличной после стажерской ставки. Предложение мне объяснили предусмотренной вилкой, но я и от этого была в эйфории. Я бы не стала просить больше, — уверяет Мария.
«Женщин больше интересуют люди, а не вещи»
Проблема сексизма существует во всем мире. Этим летом в социальных сетях спорили о манифесте Джеймса Деймора, инженера Google. Тот разослал коллегам документ на 10 страниц, в котором критиковал слишком «левую» политику компании по противодействию дискриминации.
Деймор уверял, что сексизма в IT-индустрии не существует. Достичь успехов женщинам всего-то мешают биологические особенности. С программированием не складывается, потому что женщин больше интересуют люди, а не вещи. Они не так склонны к систематизации, как мужчины. Женщины хуже справляются со стрессом и более невротичны. Плюс им тяжело требовать большую зарплату и проявлять лидерские качества.
Google отреагировал на манифест не так, как рассчитывал автор. Деймора сразу же уволили. Однако его идеи взбаламутили профессиональное сообщество. Большая часть людей возмутилась высказываниями о биологическом «превосходстве». Но многие айтишники негласно поддержали Деймора, так как его точка зрения довольно популярна в Кремниевой долине.
— Соотношение мужчин и женщин в деловой среде и технологических компаниях — результат соотношения юношей и девушек в технических университетах, — отмечает Ирина Милехина, старший консультант практики Odgers Berndtson Russia. — В среднем девушки составляют 20% всех учащихся. В будущем это проецируется на соотношение мужчин и женщин на рынке труда.
Зарплата женщин на четверть ниже
Согласно статистике, разница в оплате труда между женщинами и мужчинами сохраняется. В России заработная плата женщин в среднем на 26% ниже, чем у мужчин. Такие данные предоставили вице-премьеру правительства РФ Ольге Голодец.
В докладе Мирового экономического форума The Global Gender Gap Report за 2017 год, говорится, что разрыв в зарплатах мужчин и женщин стал расти. И это впервые за последние 11 лет.
Тенденция выглядит так, что разница в зарплате не исчезнет на протяжении 200 лет. Это связано с тем, что в среднем женщины больше выполняют дополнительную неоплачиваемую работу, реже занимают ведущие должности и работают в сферах с более низким средним показателем оплаты труда.
HR-специалисты объясняют ситуацию корпоративной культурой того или иного бизнеса.
— В международных компаниях гендерного принципа распределения дохода не существует, — рассказывает Марианна Луконина, HR-директор Veeam Software. — В первую очередь учитываются поставленные цели и то, как они достигнуты. Также размер компенсации рассчитывается, исходя из веса позиции, иерархии в структуре, стоимости на рынке труда.
Эксперты сходятся в том, что женщинам, помимо финансовых показателей, важны комфорт, стабильность и слаженный коллектив. При удачном соотношении критериев они готовы согласиться на меньшую заработную плату.
Большинство руководителей IT-индустрии уверены, что ситуация с разницей в оплате труда в IT — не правило, а исключение.
— В технологических компаниях — компаниях новой экономики, которые появились в России в 1990-х и позднее, карьерный рост и, как следствие, компенсации не связаны с полом или национальностью, — считает Ирина Милехина. — Это связано лишь с профессионализмом и личными качествами кандидата на ту или иную позицию.
«Слишком сексуальное выражение лица»
В 2015 году Айсис Венгер, разработчик компании OneLogin, которая связана с компьютерной безопасностью, запустила флешмоб #ILookLikeAnEngineer. Она призвала девушек из IT делиться фотографиями в соцсетях.
Венгер придумала флешмоб после участия в рекламе своей компании. На постере была изображена Айсис и цитата, почему ей нравится работать в OneLogin. Задумка не самая оригинальная, но плакат разошелся по соцсетям. Пользователи (и многие айтишники) обвиняли Айсис, что настоящие инженеры выглядят иначе, а у Венгер слишком сексуальное выражение лица.
Венгер это задело, но оказалось, что девушек «с сексуальным выражением лица» среди айтишников немало. Через флешмоб девушки доказывали, что внешность не соотносится с профессией. И уж тем более никто не может устанавливать, как должен выглядеть инженер.
Стереотипы проскакивают в личных разговорах, в зависимости от моральных установок собеседников. Эксперты отмечают, что в рабочих вопросах большую роль играют профессиональные технические навыки и личные качества.
— В России еще рано говорить об абсолютном гендерном равенстве, — отмечает Маргарита Кашуба, маркетинг-директор EnglishDom. — Но уже и бизнесмены, и некоторые политики научились мыслить современными мерками, а не домостроевскими. Женщин принимают на работу не по внешним данным, а с учетом их профессионализма.
Чем профессиональнее становится бизнес, тем больше он «заточен» на эффективность. Стереотипы плохо конвертируются в деньги.
В сферах онлайн-коммерции и инноваций, по мнению Кашубы, о дискриминации вообще не может идти речь. Если руководитель намеренно не берет женщин на работу или предлагает заниженную зарплату, проблема в его личных заблуждениях и вере в мифы, что женщины более ранимые и менее надежные. Это ошибка именно бизнеса.
— Успешными становятся те, кто умеет работать в команде, договариваться с коллегами, клиентами, руководством, а также добиваться результата за счет качественно построенного процесса и внимания к деталям. Всеми этими качествами обладают женщины, равно как и мужчины, — объясняет Ирина Милехина.
Процент девушек в IT растет
Ирина Милехина работает старшим консультантом практики Odgers Berndtson Russia. Она подбирает руководителей для русских IT-компаний и знает много примеров успешных женщин-руководителей:
— В технологических компаниях новой экономики, которые появились в России в 90-е и позднее, карьерный рост или зарплата не связаны с полом. Тем более, если компания зарубежная. Всего несколько примеров: Марина Алексеева — генеральный директор по исследованиям и разработкам Intel в России, Татьяна Бахаревская — глава «Облачных технологий Яндекса», Алиса Мельникова — бывший генеральный директор «Сбербанк Технологии», Екатерина Санникова — руководитель технологического центра Deutsche Bank в России.
Согласно рейтингу CNN, среди самых влиятельных людей IT-мира много женщин. Сэнди Картер работает вице-президентом IBM, Джейн Моран — CIO в Thompson Reuters, Сьюи Ви — входит в высшее руководство Cisco Systems, Шер Вонг — сооснователь HTC.
— В нашей компании девушек около 46%, — уверена Марианна Луконина из Veeam Software. — Тенденция увеличения количества женщин в IT есть. Если смотреть по молодым айтишникам, среди них девушки уже не редкость. Они учатся в технических университетах, побеждают в олимпиадах — этим никого не удивишь.
Стереотипы в массах
В Рунете при запросе «девушки в IT» можно найти много «мотивационных» историй. В большинстве случаев девушки рассказывают, как им пришлось доказывать свои способности, «прыгать выше головы». Производить «вау-эффект», чтобы убедить, что они не хуже, чем коллеги-мужчины. Это приводит к тому, что работодатель начинает просто больше ценить женщин за «позитивные стереотипы»: аккуратность, ответственность, сосредоточенность.
Марианна Луконина считает, что процент женщин в IT будет расти. И постепенно рухнет один из главных мифов, связанный с декретным отпуском.
— Доход женщины сейчас имеет большое влияние на экономику семьи. И декрет не будет проблемой, потому что можно работать неполный день или вообще из дома при гибком графике. Все меньше женщин проводят в декрете возможное по законодательству время.
Ситуация разворачивается в другую сторону. Портал «Зарплата» провел исследование среди 1250 россиян (14% из них работали в IT). Среди мужчин 46% согласились уйти в декрет вместо жены.
Потому что она зарабатывает больше.