Вспомните здание мэрии в своем городе. Теперь мы вам расскажем о мэрии Иннополиса. Напротив детского сада стоит трехэтажный жилой дом. Вход в мэрию от других подъездов отличают только табличка и флаги. Внутри уютный офис с большими окнами и яркими картинами на стенах.
Отсюда руководит Иннополисом Руслан Шагалеев — второй мэр в истории города. Он сел в кресло в ноябре 2016 года. До переезда в Иннополис Шагалеев работал менеджером проектов в Yota.
Искусственный интеллект, Го, Илон Маск
— Глава «Сбербанка» Герман Греф сказал, что век айтишников прошел. Мы сейчас находимся в целом техногороде. Проект Иннополиса бессмысленный?
— Фраза могла быть вырвана из контекста. Я [с такой позицией] не согласен. Пока не придуман язык программирования, который бы понимал обычную речь человека. Когда это станет возможно, профессия перестанет быть нужной. А сейчас айтишник — посредник между машиной и человеком.
Программист фактически имеет два интерфейса: направленный на машину и понятный простому человеку: клиенту, например. Программист должен понять запрос и переложить в математическую модель. Самоорганизующиеся системы — это тоже алгоритм, заложенный человеком, и от этого зависит, как именно он обучится.
Был такой фантаст Роберт Шекли, в одном из его рассказов была мысль: когда мы программируем машину, то закладываем в нее свое понимание человечности. Мы можем думать, что она поняла нас именно так, как мы хотели, но она не обладает базовыми характеристиками человека и может буквально по-другому поднять руку. Это не дело ближайшего будущего.
— То есть, не зря Илон Маск говорит об опасности искусственного интеллекта?
— У него есть все основания переживать. Во все игры, которые когда-либо придумало человечество, компьютер нас уже обыграл. В шахматы, в Го, даже в DOTA 2 обыгрывает чемпионов мира. С точки зрения интеллекта машины нас уже «делают». В творчестве пока нет, но это вопрос времени: уже есть, например, нейросеть, которая умеет писать стихи на манер Егора Летова. Тем, кто мало знаком с его творчеством, тяжело отличить, где его строки, а где их придумала машина.
Жители, «Пятерочка», мизантропы
— Мы прогулялись днем по Иннополису и почти не встретили людей. Где все?
— Тут рай для мизантропов. Если ты захочешь побыть один, тебе в этом никто не помешает. Даже если сильно захочет. Студенты постоянно в университете, в стороне от жилого квартала. Остальные резиденты — на работе, вечером — в своих квартирах или в магазине, кафе. Это устоявшаяся поведенческая модель в городе. Ближе к обеду выходят мамы с детьми. В детском саду, например, жизнь постоянно кипит.
— Правда, что вы сейчас выполняете функции ЗАГСа?
— Так точно.
— Если вдруг неожиданно роды. Вы их примете? Роддома-то тут нет.
— От вида крови я в обморок не падаю, у меня у самого трое детей и я присутствовал при их рождении. Если понадобится, то, наверное, и роды приму, не испугаюсь. Но лучше, конечно, чтобы такого не было. Надо рожать в специализированных условиях.
— В прошлом году на дне рождения города выступал музыкант Сергей Мезенцев, он же DJ Oguretz. Вы его фанат?
— Не совсем, эту идею предложил не я, а наш сотрудник. Но вообще мне Мезенцев нравится и как диджей, и как журналист, ведущий программ. «Реутов-ТВ» я в свое время затер до дыр. С точки зрения профессионального троллинга — он мастер.
— Он снял в Иннополисе два выпуска блога «Сережа и микрофон», где пристает с вопросами к разным людям. В первом выпуске он показал Андрея, конюха, а потом помог ему собрать деньги на конюшню. Получается, в Иннополисе не только айтишники живут?
— Андрея я знаю, вожу к нему детей заниматься конным спортом летом. Сюда он приходил в магазин, а сама конюшня недалеко, но не в черте города. Дядя Андрей, конюх, — очень колоритный персонаж, увлеченный. Он работает с особенными детьми, которым очень помогает общение с лошадьми. Но он не житель Иннополиса.
Вообще люди съезжаются с округи, потому что здесь есть супермаркет «Бахетле». С января гостей будет еще больше — открывается «Пятерочка».
Цены, безопасность, образование
— Сколько точно людей в городе?
— Прописано 116 человек, 103 имеют право голоса. Постоянно проживают 2590 человек, почти тысяча приезжает из Казани и близлежащих городов каждый день.
— Вы знаете лично все 116 человек?
— Очень немного тех, кого я не вспомню по имени. В основном, эти люди — первопроходцы. Те, кто приезжали сюда только ради идеи, когда здесь еще города толком не было. Условия были тяжелые: например, воду включали два раза в день. Первые жители — это преподаватели университета.
— Много ли людей ждут очереди на покупку квартиры здесь?
— Пустующих домов у нас нет. Очередь из людей, которые ждут квартир, чтобы сюда переехать, больше, чем скорость, с которой эти самые новые дома появляются. Некоторые выпускники университета пока проживают в кампусе и стоят в очереди на квартиру.
— К 2030 году, по плану, здесь должно быть 155 тысяч человек. Это возможно?
— Количество жителей — не самоцель. Цель — обеспечить устойчивый рост специалистов в ИТ-индустрии и обеспечить их достойной работой, чтобы они жили и развивались в нашей стране. Необязательно в Иннополисе. Если человеку дать качественное образование, работу, комфортную среду обитания, низкий уровень криминальной угрозы — то ему нет смысла куда-то уезжать. Здесь есть все, чтобы жить и развиваться. Нет ничего плохого в том, что человеку хочется хорошо жить и хорошо зарабатывать.
— Как часто тут случаются преступления?
— Редко. Но бывает. Недавно одна из жительниц наткнулась на мошенников в интернете, заплатила за товар, который ей в итоге не прислали. Это регистрируется по месту проживания потерпевшего. Летом было несколько случаев, когда крали велосипеды. Наши жители в этом плане немного расслабленные: они привыкли, что здесь можно оставлять вещи без присмотра, ведь вокруг — люди с высшим образованием, определенного склада ума, которым не придет в голову делать ближнему гадость. У Иннополиса особенная ДНК. Приезжие, так скажем, «гастролеры», решили, что чужие велосипеды можно брать без спросу.
— Высшее образование в Иннополисе очень дорогое — 700 тысяч рублей за семестр.
— По конкурсу оно бесплатное. Да, здесь очень высокий конкурс — средний балл ЕГЭ 87, также надо пройти собеседование. В университете готовятся специалисты самого высокого уровня, которые, возможно, будущие Стивы Джобсы и Биллы Гейтсы.
— Джобс и Гейтс бросили университеты...
— Но это же не правило, а исключение. Плюс у нас хорошо развиты курсы профессиональной переподготовки в IT. Они дают практические знания, и вы сразу же после выпуска можете идти применять их на работе. Такие курсы, наполовину оплачивает компания-резидент, которой необходимы сотрудники, а вторую половину платит город. Такие сотрудники — это наш будущий ресурс, который в виде налогов начнет возвращать эти деньги. Такое вложение отбивается меньше, чем за год.
Блокчейн, ICO, шутки про биткоин
— Иннополис имеет статус особой экономической зоны. Почему бы не стать пилотной зоной для использования криптовалют?
— Технология блокчейна сейчас, конечно, вне конкуренции с точки зрения моды и востребованности. У нас есть несколько стартапов, которые работают над использованием блокчейна и криптовалют. Нам бы очень хотелось стать особой зоной [для криптовалют], но в этом есть юридическая загвоздка.
— Что это за стартапы?
— Один из них делает площадку для обмена криптовалютами. Как биржа, чтобы было удобно, например, перевести «эфир» в «биток». Есть проект по удобному выходу на ICO. Чтобы самому не процессить весь этот этап, создается платформа по типу конструктора сайтов. Компании могли бы быстрее и менее затратно пользоваться ICO, сосредотачиваясь на своей основной деятельности. Фактически ICO — это как краудсорсинг, инструмент поднятия денег от сторонних инвесторов.
— Многие твердят, что криптовалюты — как пирамида МММ.
— Последние деньги в биткоин, конечно, вкладывать нельзя. Взрывной рост его стоимости даже пугает. Когда будет коррекция стоимости, люди, которые попадут в этот промежуток, могут вообще потерять все свои сбережения. Нельзя вложить десять рублей и без риска заработать миллион. И не хотелось бы, чтобы люди вкладывали последние деньги и все теряли.
— Вы успели закупиться криптой?
— Нет, и думаю, уже поздно. Хотя так же говорили ребята, когда биткоин стоил 28 долларов. Теперь всегда так: «Хотел придумать шутку про биткоин, но понял, что уже поздно».
Чаты, ярмарка, бот-помощник Инна
— Зачем Иннополису так много Телеграм-чатов?
— Сейчас их около 200, там обсуждается почти все. Если человек чувствует себя одиноким, если хочет поделиться какими-то идеями, он открывает чат и пишет туда все, что хочет. Это интересный социальный опыт: мы уже примерно понимаем, чем закончится та или иная тема. Идеи из чатов воплощаются в жизнь. Например, недавно люди начали обсуждать фермерские продукты — где можно взять домашние яйца, молоко. И мы сделали ярмарку, где стали продаваться недорогие домашние продукты от производителей, которые живут недалеко.
— И ЖКХ контролируете через чат?
— Да, мы так быстрее узнаем о какой-то поломке, протечке или о каком-то происшествии. Информация приходит очень быстро, и это круто. Намного быстрее, чем классические каналы связи: позвонить в ЖКХ, сообщить, дождаться ремонтников...
Еще мы гордимся нашим виртуальным сотрудником — «Инной». Сначала это был просто бот, которому можно было задать вопрос по определенному тегу. Потом наш выпускник написал нейросеть, которой можно задавать неструктурированный вопрос, и она по ключевым словам понимает его и отвечает. Так снимается нагрузка с людей, работающих в консьерж-сервисе. А «Инне» часто шлют приглашения на свидания.
— Будет ли в Иннополисе какая-то религиозная постройка?
— Не знаю. У жителей такого запроса нет. Говорят про транспорт, тарифы на ЖКХ. Вопрос религии — сложный, верующие люди очень обидчивые. В шаговой доступности полно объектов с историей, и там можно реализовывать свое желание пообщаться со Всевышним.
Киберспорт, 5G, интернет вещей
— Есть ли в городе киберспорт?
— Мы проводим турнир для киберспортсменов, пока на базе университета, но скоро будем строить площадку. В Иннополисе есть киберспортсмены, не знаю только, насколько они титулованные. Я сам в свое время играл в CS, Starcraft, Command & Conquer. Мои дети играют в Mineсraft, и я поощряю их за это. Эта игра развивает алгоритмическое мышление у ребенка, это не какая-то бегалка или стрелялка. В общем — highly recommended.
— Вы недавно подписали соглашение о развороте 5G. Как это будет выглядеть? Устройств же пока нет.
— Нет устройств, нет разрешения на использование частот, нет конечных устройств и базовой станции. Опытные образцы есть только в тестовых лабораториях. Как только технология расширится, мы, как заказчик, готовы опробовать ее в Иннополисе. В следующем году мы будем внедрять аппаратно-программную систему «Безопасный город». 5G очень хорошо подходит для реализации системы видеонаблюдения в городе — не надо никуда протягивать провода. Повесил камеру, обеспечил ее питанием и все, голова не болит. Очень хотелось бы, что это сработало.
Когда появилась технология 3G, все думали, что голосовые сообщения умрут и люди будут общаться через видеосвязь. Вы часто делаете видеозвонки? Нет, это не вошло в обиход так, как ожидалось. Что делать с 5G? Высокая скорость и мобильность — это будет нужно, например, при создании беспилотного транспорта, чтобы на высокой скорости все машины общались между собой. Это вопрос ближайших пяти лет. Было бы удобно проводить ежедневный обход по городу, не выходя из кабинета, в VR-очках.