Тимерлан Рахматуллин, Казань:
Два года назад я закончил техникум связи, сейчас учусь на заочке в Казанском национальном исследовательском технологическом институте. Работаю в компании ТЕКО, которая занимается разработкой умных домов. Создаю мобильные приложения.
На моем счету где-то три интересных проекта. Некоторые приложения уже приносят пользу, например, Security Hub. Люди могут контролировать свой дом. Если температура повышается, то датчики автоматически срабатывают и регулируют это. Если человек уезжает, то нет смысла топить впустую и с помощью приложения все это легко отключить.
Также это удобный доступ к счетчикам, статистике: можно посмотреть, где сэкономить. Это казанская компания, и ее разработками пользуются в разных городах СНГ. Сейчас идет тренд на умные дома, и это не такая дорогая технология. Проблема в том, что массы еще об этом не знают.
Хочу разработать еще что-то полезное для людей. У меня была идея сделать приложение «Пошли гулять» — найти человека поблизости и пойти вместе бродить. Не знакомиться для отношений, а просто один раз сходить погулять, когда одиноко.
Что касается научной деятельности: однажды я подчищал для «Яндекса» карты: у них не совсем дописанная карта на Android, нет кластеризации — это когда отдаляешь карту и точки объединяются. У них этого до сих пор нет, поэтому я написал свою библиотеку и выложил на GitHub, чтобы люди пользовались.
Снежана Ашихмина, Казань:
Я участвую в World Skills в разработке мобильных приложений, но это не основная моя компетенция, скорее как дополнительные знания. В следующем году хочу поучаствовать в администрировании. Я учусь в школе и работаю на интернет-провайдера в техподдержке. Сейчас пишу пользовательские приложения. В науке каких-то конкретных целей пока нет. Надо поступить в университет, хочу уехать в Питер. Потом устроиться на работу, надеюсь, в CISCO. Потому что это один из мировых лидеров в области информационных технологий. Люблю их оборудование и системное администрирование в целом.
Михаил Городничев, Москва:
Я работаю в Московском техническом университете связи и информатики доцентом кафедры математической кибернетики и информационных технологий. Я кандидат наук, поэтому определенный вклад в науку, конечно, внес. Во всяком случае так решила Высшая аттестационная комиссия.
Я исследую моделирование сложных систем посредством современных информационных технологий. Вы ездите на машине? Вы же не хотите каждый день в пробках стоять? Мы продумываем, как оптимизировать безопасность, устранить пробки, и чтобы при этом работала независимая оценка. То есть когда этим занимается робот, мы можем прогнозировать, как он поведет себя. Когда человек — прогноз невозможен. Из-за этого сложность систем возрастает в разы и нелинейно.
Планы на будущее? Люди, которые идут в науку и остаются в институтах, рассчитывают на то, что смогут что-то сделать — поменять российскую науку, прославить ее. Это потом у них, конечно, развивается оскал и непонимание.
Наука ради науки — это неинтересно.
Нужно сразу приучать студентов к практике, развивать подготовку кадров, и теорию, которая ведет к развитию практики. Но не исследовать все это отдельно друг от друга.
У нас есть достаточно взрослые преподаватели, которые придерживаются только теории. Есть молодое поколение, и между ними огромное недопонимание из-за отсутствия какой-то средней группы, которая объединяла бы и знание теории, и стремление к практике. Это влияет на то, что образование в целом пока что ухудшается.
Максим Султаков, Санкт-Петербург:
У меня своя компания по разработке мобильного ПО. Это небольшая компания в Санкт-Петербурге, занимаемся заказной разработкой. В науку мы вклад не внесли. У нас стоят более прикладные задачи.
Некоторые приложения полезны людям, некоторые оказались не очень полезными. Все понимают, что из стартапов выживает только процентов десять. И иногда гипотезы оказываются неверными.
Я учился в Санкт-Петербурге на программиста. Продолжать обучение пока не планирую, хотя думаю об этом. Хотел бы освоить инновационные области — машинное обучение, Big Data, либо управленческие навыки. Есть цель развивать направление блокчейна. Любое новое, еще не освоенное направление, если оно вырастает внутри страны, может «приподнять ее с колен», помочь занять какое-то место на международной арене.
Что для этого нужно? Обучение в университетах, колледжах, то есть разработка программ обучения, которые объяснят, что это и как этим пользоваться. Спрос на специалистов в области блокчейна высокий, а академических программ таких у нас нет.
К счастью, есть те, кто думает об этом, но при этом много тех, кто мыслит старыми шаблонами. Сейчас мы уже видим яркое проявление в виде криптовалют. Надо понимать, что это только одна область применения — идея децентрализованности, неизменности данных, анонимности. Это можно распространять и на другие области.
Какие выводы мы можем сделать?
Просто научные открытия и степени — это не про подрастающих айтишников. Они хотят изменить техническое образование, сделать его полезным и умеющим решать конкретные проблемы. Некоторые уже этим занимаются.
Другие работают в частных компаниях, где хорошо платят. Но о человеческих бедах они все же помнят, и пытаются помочь со своей IT-колокольни. Хочется верить, что большие деньги их не испортят и не увлекут за границу. И что наши компании смогут предложить им достойные зарплаты и возможности делать мир лучше.