Движение за гендерные права часто заставляет мам-домохозяек чувствовать себя виноватыми.
Я работаю над продвижением моего стартапа Classkid, единого детского абонемента во все детские клубы Москвы и Санкт-Петербурга. Идея появилась, когда у меня родился сын, и я поняла, что нет единого ресурса, где можно легко найти детский кружок поблизости.
Путь в технологии для меня был непростым. Представьте: ты ничегошеньки не понимаешь в IT и в целом не технарь, при этом надо общаться с айтишниками и понимать, как вокруг всего этого строится бизнес. Когда я поняла, что проект будет востребован, подключила свою команду, и мы начали работать параллельно со своими основными местами работы. Это позволило выйти на рынок без привлечения инвестиций со стороны.
Я ощущаю, что социум заставляет чувствовать себя неполноценной, находясь в декрете. Ты дала жизнь [ребенку], но у тебя гормональный сбой, ты не в самой лучшей форме. Потом за ребенком нужно следить, убирать, воспитывать, не забывать про быт, мужа, да голову помыть. И этого мало! Надо быть социально активной, пахать на трех работах и чтобы попа как орех.
Многие мои подруги — мамы-домохозяйки. Их роль очевидно благоприятна для общества, но движение за гендерные права часто заставляет их чувствовать себя виноватыми.
В силу моих внутренних стремлений, я, к сожалению, не могу просто осесть дома с ребенком, поэтому я выбрала направление бизнеса, которое позволяет мне проводить с ребенком время и в то же время решать вопросы компании.
Пока он «тестит» тот или иной клуб, я со съемочной группой снимаю видеоролик о нем, а после мы идем с ребенком гулять. Во время сна ребенка борюсь с желанием прилечь вместе с ним и решаю все вопросы по ведению портала.
При обдумывании бизнес-идеи, выбирайте те, которые помогают людям становиться лучше. Не откладывайте на завтра ваш старт: пока вы ждете, конкуренты уже далеко впереди.
Задайте себе точку «А», где вы сейчас, и куда вы движетесь — точка «Б». Как вы будете достигать этих целей? Ответьте максимально подробно на эти вопросы, чтобы избежать траты времени и сил на заплыв в противоположную сторону или против течения.
Порой серьезные лысые дяденьки отказывались верить, что молодая женщина способна научить чему-то полезному.
Несколько лет я преподавала и вела тренинги. В 2014 году решила создать площадку для вебинаров «Бизон 365», что и сделала в партнерстве с главным разработчиком. Бизон начинался как дополнение к моим тренингам, изначально обслуживал внутренние потребности компании. Сейчас это мой основной бизнес.
Я частенько сталкивалась с сексистским отношением в оффлайне, когда вела тренинги. Порой серьезные лысые дяденьки отказывались верить, что молодая женщина способна научить их сотрудников чему-то полезному.
А вот зависть, месть, козни, сплетни шли со стороны женщин-коллег. В свой бизнес я стараюсь не брать манипуляторов, считаю их поведение проявлением больной психики.
Большинство стартапов, особенно в IT, начинаются с «гениальной идеи» и ожидаемо прогорают. Лучше идти от рынка. Хотите запустить интернет-магазин, онлайн-сервис или мобильное приложение? Для начала узнайте, чего не хватает потенциальным клиентам, чем их раздражают ваши конкуренты. Кстати, отсутствие конкурентов показывает: скорее всего, на продукт нет спроса.
Нарисовав структуру бизнеса в воображении, а еще лучше на бумаге, найдите свое место. Пахать придется в любом случае, вопрос — на какой позиции. Глобально их всего две: мастер и руководитель.
Мастер — это эксперт в одной области (программист, копирайтер, маркетолог и т.д.), он видит только часть бизнес-процессов. Руководитель находится «над» бизнесом, управляет сотрудниками и процессами.
До сих пор соотношение женщин и мужчин среди руководителей далеко от равновесия.
Последние семь лет моя деятельность неразрывно связана с образованием, а точнее — с проектом «Нетология». Мне удалось объединить хобби с любимым делом. В 2010 году, работая в издательском бизнесе, я столкнулась с тем, что мне не хватает знаний в области интернет-маркетинга и digital-профессий. Я искала курсы и конференции и столкнулась с тем, что не смогла найти единый «источник знаний».
Так возникла идея самостоятельно создать полноценный образовательный продукт, который бы содержал практическую и актуальную информацию об интернет-маркетинге. Все началось с очных программ, и потом, постепенно меняя форматы и стараясь отдалиться от конкурентов, мы пришли к онлайну.
Преград было много, на каждом этапе ведения бизнеса были свои трудности. Вместе с тем, как росла компания, приходилось полностью перекраивать сам бизнес, менять команды, страховать личными средствами невыполнение планов продаж.
В какой-то момент, мы столкнулись с жесткой конкуренцией — когда мы выводили на рынок новый продукт, у конкурентов мгновенно появлялся похожий, но бесплатный, через который они продавали свои основные услуги.
До сих пор соотношение женщин и мужчин среди руководителей далеко от равновесия. Причина зачастую кроется в стереотипах и неуверенности в себе, которые мешают женщине развиваться в бизнесе наравне с мужчиной.
Это же целое искусство — соблюдать баланс между работой, руководством коллективом и отношениями, семьей. Но это возможно, если ставить себе такую цель. И я знаю множество таких примеров.
Иногда мужчины по наивности полагают, что я могу быть глупее, чем они. Это смешно.
Identity Exchange — это удаленное удостоверение личности. Мы помогаем компаниям подтвердить, что клиент — именно тот человек, за которого себя выдает. Это может быть водитель, берущий машину в каршеринге, няня, рабочий, клиент сервиса по подбору персонала, продавец товаров на интернет-площадке.
Идея мне пришла в голову примерно полтора года назад. Меня позвали в качестве эксперта в проект, связанный с распространением новых идентификаторов в интернете. Решили, что бизнес из этого не вырастить, но обнаружили, что на рынке есть проблема аутентификации и идентификации.
Мне повезло: я еще молодым специалистом после окончания МИЭМ попала в Институт космических исследований, где тогда зарождался интернет в России. И всю свою жизнь я занимаюсь бизнесом, связанным с интернетом.
Сначала я работала в больших компаниях, которые инертны и сильно бюрократизированы. Хотелось, чтобы решения принимались быстрее, и было больше свободы для экспериментов. Для этого надо было взять ответственность на себя. И стартап — самая подходящая форма. Рождается идея и она кому-то продается. Главная проблема всегда в акционерах — найти единомышленников.
Если вы сразу чувствуете, что не находите общего языка с инвестором, то лучше не брать у него денег. Даже если он очень хочет вложиться в ваш проект.
Моими коллегами в основном были мужчины. И сейчас большинство моих подчиненных — тоже мужчины. Но с сексизмом я столкнулась только несколько раз.
Однажды в компанию позвонил абонент. Ему надо было проконсультироваться по поводу интернета. Я начала отвечать, и он меня оборвал: «Ну есть у вас кто-нибудь с мужским голосом?!» Конечно, ведь я сидела в комнате, где было много мужчин. Но их начальником уже тогда была я.
И сейчас иногда мужчины по наивности полагают, что я могу быть глупее, чем они. Это очень смешно.
Как говорил мой начальник: «На работе ты не женщина, а руководитель»
С раннего детства моей страстью были литература и русский язык, но я пошла по стопам отца и поступила на Географический факультет МГУ. Потом два года работала в журнале «Нефтегазовая Вертикаль» и получила мощный опыт нетворкинга и организации мероприятий. Затем меня пригласили в другую компанию, одну из крупнейших на буровом рынке России. Там я впервые поняла, что непросто быть женщиной в мужском бизнесе.
За два года я выросла до старшего специалиста, но путь на место заместителя директора был закрыт. Разговаривать с заказчиками нужно на одном языке — мужском. Женщины в качестве технических экспертов не воспринимаются. Сейчас ситуация немного улучшилась, но не кардинально, в некоторых российских компаниях все еще преобладают патриархальные настроения.
Я ушла в другую компанию, где с нуля выстроила департамент маркетинга, открыла офисы представительств компании в странах СНГ. Отдельной сложностью стал мой пол и светлые вьющиеся волосы.
Поначалу приходилось постоянно доказывать, что ты не верблюд, состязаться в профессиональной компетенции и выдерживать пристальное сравнение с коллегами-мужчинами. Я коротко постриглась и стала ходить только в брючных костюмах, полностью исключив из гардероба юбки. Как говорил мой начальник, которого я безмерно уважаю: «На работе ты не женщина, а руководитель».
Через некоторое время я завоевала уважение и репутацию. Мне уже не приходилось «оправдываться» за внешность. В последней компании я доросла до директора департамента маркетинга.
А потом я решила все кардинально поменять. И основала свой бизнес — краудшеринг-сервис BERU. Идея пришла ко мне неожиданно, после рождения второго ребенка.
У всех родителей остается много одежды и ненужных детских девайсов, пока дети растут. Я предложила знакомым не продавать их, а отдавать бесплатно за внутренние баллы сервиса. Потом брать себе на эти баллы что-то нужное — от айфонов до мебели.
Развивать собственное дело — это совсем не то же самое, что работать по найму: все функции от продаж до саппорта приходится закрывать самостоятельно.
Для меня также отдельным челленджем стала кардинальная смена отрасли, когда твое имя и профессиональный статус уже не имеют веса, записная книжка не работает, а сообщество приходится строить с нуля.
Главный совет девушкам, только начинающим свой путь: не бойтесь нового. Человеку свойственно концентрироваться на привычном. Нужно себя переламывать, самосовершенствоваться и выходить из зоны комфорта.