Суть проблемы
Пока криптовалюта остается за рамками российского правового поля, инвесторы не спешат отчитываться о доходах от сделок с такими активами перед ФНС. Такая позиция грозит негативными налоговыми последствиями для криптовалютных инвесторов в будущем.
«Налоговый кодекс РФ указывает, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Именно данная формулировка позволяет говорить о том, что доходы от операций с криптовалютами могут подлежать налогообложению», — поясняет эксперт налоговой практики Елена Потапова.
В поисках налогооблагаемой базы
Итак, платить налог с криптовалютных операций все-таки нужно. Открытым остается вопрос о том, как правильно рассчитать сумму для отчисления в бюджет.
Минфин в письме No 03-04-07/33234 отсылает физические лица к положениям абз. 1 пп. 2 п. 2 ст. 220 Налогового кодекса РФ. Там сложным бюрократическим языком налоговая база по сделкам с криптовалютами определена как «превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение».
На первый взгляд, описанный порядок определения налогооблагаемой базы не должен вызвать затруднений у налогоплательщика. Между тем инвесторы рискуют столкнуться со сложностями при попытке рассчитать налоговую базу и отразить её в налоговой декларации.
«Наиболее актуальным вопросом является определение момента возникновения налогооблагаемого события и применение соответствующего метода расчета налогооблагаемой базы, что может привести к спорам между налогоплательщиком и налоговыми органами. В этом смысле вопрос распоряжения криптовалютой, полученной в результате произведенных на криптобирже транзакций, является одним из ключевых для выбора подхода по налогообложению полученных доходов. Например, в случае если право распоряжения криптовалютой остается у криптобиржи, одним из вариантов может быть указание в налоговой декларации доходов от операций с криптовалютами, выведенных с криптобиржи на личные счета», — рассуждает Елена.
Однако дело не всегда обстоит именно так. Условия работы на криптовалютной бирже могут закреплять за инвестором некоторые права на распоряжение криптовалютой. В таком случае подход к налогообложению может быть иным. «При расчете налоговой базы налоговые органы могут настаивать на том, что получение криптовалюты на криптокошелек является налогооблагаемым событием и, таким образом, налоговая база должна быть рассчитана по каждой из проведенных на бирже операций. В связи с этим для применения корректного подхода необходим тщательный анализ каждой отдельной ситуации и отношений, закрепленных между криптобиржей и инвестором», — отмечает эксперт.
Подтверждение расходов
Чтобы при расчете налогооблагаемой базы иметь возможность вычесть из суммы доходов от продажи криптовалюты затраты на ее приобретение, налогоплательщик должен подтвердить такие расходы документально. При этом нет пояснений о том, какие именно документы для этого можно использовать, а существующие положения Налогового кодекса РФ не учитывают специфику криптовалютных транзакций.
Однако это не безвыходная ситуация. «Налоговое законодательство РФ не содержит закрытого перечня подтверждающих документов для расчета налоговой базы. Исходя из практики, в таком случае подтверждающими документами могут являться сводный реестр совершенных транзакций, сгенерированный криптобиржей, банковские выписки или выписки с электронных кошельков, подтверждающие списание или поступление фиатных средств в соответствующем периоде», — поясняет Елена.
Майнеры остаются без внимания
Минфин дал пояснения о сделках с криптовалютой, но майнинг не упомянул. Между тем майнеры тоже осуществляют операции с криптовалютами и получают от них доход. Что же делать данной категории под риском: ждать новых рекомендаций ведомства или руководствоваться уже имеющимися?
Налоговый эксперт рекомендует майнерам не ждать и отчитываться в соответствии с положениями существующей нормативной базы, учитывая актуальные разъяснения ведомства. Последние, как уже упоминалось выше, говорят о необходимости уплаты НДФЛ с доходов в виде экономической выгоды в денежной или натуральной форме, к которым Минфин в том числе отнес операции с криптовалютами.
Что ждет «молчунов»?
Инвесторы, которые не уделяют достаточного внимания налоговым аспектам или намеренно обходят их стороной, пока регулятор определяется со статусом криптовалют в России, могут столкнуться с неприятными последствиями в будущем.
«Налоговый кодекс РФ закрепляет за налоговыми органами право провести выездную налоговую проверку в отношении в том числе налогоплательщиков — физических лиц. Таким образом, в отношении таких инвесторов может быть открыта проверка за 3 календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Результатом может оказаться доначисление НДФЛ, штрафов и пени за каждый день просрочки платежа. Обнаружение неуплаты НДФЛ в крупном или особо крупном размерах может повлечь уголовную ответственность», — предупреждает Елена.
Как можно отследить неплательщиков?
«Для того чтобы наказать нарушителя, его прежде всего нужно найти» — такой логикой могут руководствоваться принципиальные «уклонисты» от уплаты налогов. Действительно, инструментарий налоговых органов для отслеживания незадекларированных доходов от операций с криптовалютами на данный момент достаточно скуден. Несмотря на это рычаги воздействия все-таки существуют.
«Если известно, что налогоплательщик пользуется услугами криптобиржи, информация по операциям с криптовалютой может быть получена налоговыми органами через запрос необходимой информации у данной криптобиржи (в том числе через суд), если она идентифицирует клиентов и ведет внутренний учет переданной ей криптовалюты. Так, например, известно об успешных обращениях американских налоговых органов к крупным криптовалютным площадкам с требованиями раскрыть нужную информацию», — поясняет эксперт юридической практики Михаил Жужжалов.
Также к решению проблемы непрозрачности криптовалютных транзакций приступила Международная группа разработки мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). Странам-участницам FATF, включая Россию, теперь рекомендуется ввести лицензирование или регистрацию всех операторов криптовалютных кошельков, обменников, а также площадок для проведения ICO и обязать указанные организации соблюдать стандарты борьбы с отмыванием денег, а значит вести учет всех пользователей и их транзакций.
Это тоже интересно: