Китайский рынок технологий совершает невероятный прорыв, и конечной точки не видно. Всего несколько лет назад техника, произведенная в Китае, считалась чем-то стыдным. «Сделано в Китае», «китайское» было синонимом слова «хлам». Гаджеты местных брендов покупали гики, да и то ради развлечения.
Главная претензия (она же — главный современный стереотип) в том, что Китай занимался исключительно подделкой известных и качественных товаров.
Редактор известного техножурнала Wired Кевин Келли в мартовском интервью Forbes выделил несколько ключевых моментов развития китайской технологической промышленности: «Пока они находятся в той стадии, когда лишь копируют тренды. Так было в Японии, но потом они сделали огромное количество гаджетов, которые требовались людям.
Китай достигнет этого через 5-10 лет. Уже сейчас китайские ученые и инженеры, работающие в США, поражают своим креативным мышлением. А объем инвестиций Китая и Штатов в развитие технологий несопоставим. Bloomberg сообщает, что в 2020 году на востоке Китая хотят запустить Национальную лабораторию квантовых информационных технологий, и правительство выделяет на проект 10 миллиардов долларов. В США на эту же сферу выделяется примерно 200 миллионов долларов ежегодно. А именно квантовые компьютеры и ПО по плану под них будут ключевой технологией будущего.
Отмечают еще два аспекта, которые помогают китайцам: они признают неудачи средством обучения, а еще не стесняются учиться».
В том же Wired обозначена главная цель и слоган нынешней китайской промышленности: уйти от фразы «Сделано в Китае» к фразе «Разработано в Китае». Именно это сейчас движет местными брендами. Именно поэтому они так активно захватывают мировые рынки.
Китайская техника покоряет Россию
Популярность китайской техники в России обусловлена несколькими факторами.
Резко выросший курс доллара сделал недоступными для многих премиальные гаджеты.
С гаджетами от Samsung и даже Google ситуация схожа. А кроме топовых гаджетов, известные производители сейчас практически ничего не делают. В это же время китайские бренды учились производить технику на любой бюджет. Сейчас у каждого из них есть телефон на любой кошелек — не надо ради нового телефона полгода питаться дошираком. У того же Huawei есть смартфоны в принципе на любой кошелек.
Достойный смартфон можно купить за 6-8 тысяч рублей. Причем с продвинутыми технологиями, вроде быстрой зарядки или толковой камеры, как, например, в Haier Elegance E9.
Аналогичная история с ноутбуками. Apple сейчас не только не снижает цены на старые модели MacBook, но даже накидывает несколько тысяч сверху. И обожаемый всеми Air даже в старой версии оценивается почти в 70 тысяч. Хотя за время, прошедшее с его релиза, появилось множество таких же легких и компактных моделей других брендов. А Haier ES34 весит даже меньше Air, но стоит в два раза дешевле.
Это понимают и крупные игроки рынка. Apple уже без шуток ведет борьбу за китайскую аудиторию с местными брендами. При этом в других странах этот бой американская компания проигрывает. К примеру, в России по итогам 2018 года Apple уже даже не на втором месте по объему продаж.
Онлайн-магазины теснят офлайн
Дивный новый мир открыли китайские интернет-магазины. В Россию пошел бесконечный поток самой разной продукции, описание которой так смешно русифицировали китайцы.
AliExpress прекрасно понимает перспективы рынка, поэтому в России открыт Tmall со складами в России, плюс более 500 млн рублей вложено в логистику. Открывают русскоязычные сайты и сами бренды. Сейчас свои склады и интернет-магазины есть у большинства китайских компаний. И с русским языком там полный порядок.
Кто-то идет еще дальше и запускает в России собственное производство. У бренда Haier уже 3 года функционирует завод по производству холодильников в Набережных Челнах. Это положительно сказывается на популярности продукции, судя по количеству отзывов на сайтах магазинов продажи бытовой техники. При этом производство холодильников — только старт. Как сообщает издание Бизнес Online, в мае этого года в Челнах стартовало строительство завода стиральных машин. И это начало для огромного комплекса в 127 га, на котором разместятся 12 заводов по выпуску всевозможной бытовой техники. Китайские инвестиции в производство издание оценивает в $1 млрд.
Все известные бренды давно не только собираются на китайских заводах, но и из китайских комплектующих.
И с тем, и с другим в последнее время у китайских производителей тоже полный порядок. Сервисные центры открываются в России, а техника не ломается в первый месяц пользования.
Телефоны — только начало
Доверие к китайской технике очевидно началось со смартфонов, но сейчас идет серьезное расширение с обеих сторон. Производители делают больше продукции, не ограничиваясь только телефонами. Покупатели привыкают к качеству, отказываясь от традиционных брендов.
К тому же китайцы не боятся экспериментов, производя необычную технику. Часто это гаджеты из серии: «Черт, почему я раньше не понимал, что мне это нужно». Или наоборот — самые необходимые вещи для дома, но по цене ниже, так как нет наценки за бренд. Можно зайти на сайт одного производителя и найти всю технику для дома. При этом получится дешевле.
Например, если сравнивать схожие позиции у популярного бренда вроде Bosch или Electrolux и китайского Haier, то при схожих характеристиках видна существенная разница в цене. 24 тысячи стоит топовая версия индукционной варочной панели от китайского производителя. За 35 тысяч обойдутся аналогичные устройства от более узнаваемого бренда.
Техника из Китая не проигрывает в качестве и выигрывает борьбу у известных конкурентов из-за большего количества предложений и более выгодной цены. Когда-то было стыдно покупать китайскую технику. Сейчас стыдно не знать о ее качестве.
Это тоже интересно: