Размер и вес имеют значение
Одним из главных недостатков зеркальных камер всегда было сочетание массивного корпуса и большого веса. Со стороны и впрямь выглядит внушительно, но когда ты целый день носишь такой гаджет вместе с комплектом оптики на себе, то к вечеру хочется упасть на кровать, смотреть в потолок и вообще не двигаться часов эдак 12 подряд. Профессионалы на эту жертву шли осознанно, это же было и причиной, по которой фотографы-любители свои «зеркалки» вскоре после покупки благополучно забрасывали на дальнюю полку.
Более компактные «беззеркалки» с самого начала подкупали уставших фотографов. После стольких тяжелых лет работы очень приятно сменить свой комплект техники на примерно тот же набор, но в 1,5-2 раза легче.
Не секрет, что спрос на фотокамеры падает из-за роста качества телефонных камер. А в сегменте беззеркальных камер наблюдается рост продаж. Люди отдают им предпочтение не только из-за веса и размера.
Зеркало больше не нужно
Зеркальными камеры называются из-за конструкции из пентапризмы и зеркала, благодаря которым изображение из объектива напрямую выводится в оптический видоискатель.
В беззеркальных камерах такой конструкции нет: изображение через объектив попадает сразу на матрицу, а с нее — благодаря процессору — в электронный видоискатель (если он есть) или на дисплей. Более сложная электроника помогла избавиться от тяжелой конструкции, потому камеры стали меньше и легче.
Конечно, первые электронные видоискатели были не идеальны. Главная претензия сводилась к тому, что отображаемая на них картинка обновлялась не так быстро, как в реальности, и фотограф мог упустить нужный момент. Но последние 10 лет прогресс не стоял на месте, и современные цифровые видоискатели работают так, что никаких запаздываний не происходит: мощные процессоры камер обрабатывают все молниеносно быстро.
При этом, по сравнению с оптическими видоискателями зеркальных камер, у электронных есть два существенных преимущества:
- Вы сразу видите картинку такой, какой она получится. Ошиблись с балансом белого — сразу увидите, что все синее или желтое. Напутали с экспозицией — все будет темным или пересвеченным.
- Можно смотреть отснятый материал в любых условиях. Например, оценивать качество фотографий на небольшом ЖК-экране в яркий солнечный день — удовольствие сильно ниже среднего. А если вывести галерею на видоискатель и листать фото, глядя в «глазок», то никакое солнце вам не помешает рассмотреть даже мельчайшие детали.
А еще электронный затвор «беззеркалок» гораздо тише аналогового и у него нет ограниченного ресурса срабатываний. В зеркальных камерах при очень активной работе его со временем приходится менять, с беззеркальными фотоаппаратами такой проблемы не возникнет никогда.
C уходом зеркала из конструкции камеры разработчики смогли проектировать объективы не под один жестко заданный минимальный рабочий отрезок, а под тот, который предпочтителен для конкретного разрабатывающегося объектива. Благодаря этому появилось много новой оптики с совершенно уникальными характеристиками. И это дает еще больше простора для творчества фотографов.
Полный кадр в компактном корпусе
Еще одной причиной, по которой фотографы-профи не спешили переходить на «беззеркалки» было то, что долгое время размеры их матриц были относительно небольшими. По большей части все сводилось к классическому «кропу» формата APS-C, ни о каком полном кадре речи даже не шло. Но в 2013 году компания Sony совершила настоящую революцию: в компактные корпуса новеньких на тот момент системных камер Sony A7 и A7R японские инженеры смогли встроить большие полнокадровые сенсоры. Скачок в плане качества съёмки был настолько впечатляющим, что не все поначалу верили, что «беззеркалка» может снимать настолько круто.
Сегодня линейка полнокадровых «беззеркалок» A7 благополучно продолжает существовать уже в третьем поколении: в тренде A7R III с впечатляющим разрешением в 42 МП и идеально подходящая для студийной и пейзажной фотографии, а также A7 III — универсальный полнокадровый аппарат с оптимальным качеством для всех возможных сценариев съемки. Плюс появилась замечательная A7S, которая успела обновиться до A7S II, и на подходе A7S III. Это инструмент, который полюбили десятки тысяч видеографов по всему миру, благодаря высокой чувствительности матрицы, отличной стабилизации и возможности вести запись роликов в разрешении 4К.
Такого выбора камер для профессиональной работы не предлагает больше, пожалуй, никто. Именно линейка «беззеркалок» A7 сделала Sony признанным фотобрендом из премьер-лиги наравне с Nikon и Canon в глазах всех, кто хотя бы чуть-чуть разбирается в технике. Впрочем, на этом разработчики Sony не остановились и выпустили по-настоящему бескомпромиссную беззеркалку Alpha 9 для тех, кому возможностей «семерок» все же было недостаточно. В итоге получился абсолютно универсальный профессиональный инструмент для съемки в любых жанрах. Камеру оснастили двумя слотами для карт памяти и реализовали в ней шикарнейшую систему автофокусировки: она не только молниеносно быстрая, но и точки закрывают почти все поле кадра. Кроме того, у A9 крайне высокая скорость серийной съемки — до 20 кадров в секунду. Размер буфера под стать: серия в JPEG может доходить до 362 кадров.
На этом технологии Sony не останавливаются: они постоянно совершенствуются и делают жизнь фотолюбителей и фотографов-профессионалов лучше. Взять хотя бы программную «фишку» с автофокусировкой по глазам людей — долгие годы её дорабатывали, с каждым разом позволяя функции работать все точнее, а теперь в 2019-м году на подходе такая же «фича», но уже с фокусировкой по глазам животных.
Важность оптики и магия адаптеров
Однако камеры сами по себе ничего не значат без специально созданной для них оптики. Логично, что сразу после появления «беззеркалок» объективов для них было мало — байонет ведь совсем новый, и рабочий отрезок гораздо короче. Линейки объективов для зеркальных камер совершенствовались и пополнялись годами, «беззеркалкам» тоже нужно было время.
На момент выхода первых «беззеркалок» Sony NEX-3 и NEX-5 в далеком 2010 году для камер было всего две линзы (16 F/2.8 и 18-200 F/3.5-6.3) помимо стандартного комплектного универсального зума 18-55 F/3.5-5.6.
Особенно среди оптики выделяется профессиональная серия G Master. Стоят ее представители немало, но и качество выдают такое, что даже опытному фотографу придраться практически не к чему: продуманная конструкция, идеально обработанные поверхности линз, встроенные высокоточные приводы фокусировки — всё это позволяет получать максимально качественные фотографии с очень высоким уровнем комфорта. Но самое главное «вау» — это редкое сочетание отличной резкости и красивого бокэ. Такие вот объективы будущего. Их, кстати, довольно много — уже девять. Недавние пополнения — спортивно-репортажный телевик 400 F/2.8 и светосильный портретник 135 F/1.8 для постановочной художественной съемки, в том числе, конечно же, свадебной.
5-осевые стабилизаторы прямо на матрице камер Sony позволяют снимать на телеобъективы с очень длинными выдержками. Если для комфортной работы с 800 мм объективом нужна выдержка 1/800 секунды, то на беззеркалке Sony она может быть в 4-5 раз короче: 1/200 или даже 1/125 секунды. Кроме того, камера в процессе не получает «удар под дых» зеркалом, что дает на зеркалках дополнительное сотрясение в момент спуска затвора.
К слову, для зеркальных камер Sony тоже существует очень немало объективов, и все они благополучно работают с «беззеркалками» Alpha через специальный фирменный переходник. Однако это лишь одна из дополнительных возможностей. Благодаря тому, что японцы не побоялись открыть параметры своей системы для сторонних производителей, теперь на системные камеры Sony можно установить практически любой сторонний объектив: хоть от Nikon, хоть от Canon, хоть от Sigma и так далее. Особенно интересно наблюдать как при помощи правильно подобранных адаптеров старые хорошие объективы без автофокуса на камерах Sony внезапно начинают эту самую автоматическую фокусировку вполне себе полноценно поддерживать! С точки зрения популяризации беззеркальных систем, это был очень правильный шаг.
Видеопродакшн выбирает «беззеркалки»
И если при выборе камеры для фото некоторые пока еще колеблются между зеркальными и беззеркальными фотоаппаратами, но по части видеосъемки «беззеркалки» давно одержали безоговорочную победу. В этом деле зеркало, большой вес и крупный корпус мешают даже сильнее, чем при фотографии. Особенно когда дело доходит до «обвеса»: специального рига, внешнего дисплея, аудиорекордера, слайдеров и так далее. Многие из этих аксессуаров для «беззеркалок» тоже меньше, легче и компактнее, особенно если говорить, например, о стедикамах.
Но дело даже не только в этом. Зеркальные камеры всегда «заточены» именно под фотографию, видео в них — это дополнительная функция.
Вспомним уже упомянутую выше Sony A7S II. Она специально спроектирована так, чтобы оператор мог подключить любые внешние аксессуары, какие только могут пригодиться в работе. И матрица тут специальная: если в фотографии 12 МП на полнокадровом сенсоре — это весьма скромное разрешение, то при записи видео больше фактически и не нужно. При этом физический размер каждого светочувствительного элемента получается настолько большим, что камера может выдавать шикарную картинку даже при очень слабом освещении.
Кроме того, на системных камерах удобнее управлять фокусом. Ну и самое важное: запись видео в 4К «беззеркалки» чаще всего осуществляют с высокой частотой кадров, в то время как многие топовые «зеркалки» почему-то ограничены скромными 24-30 к/c вместо актуальных по нынешним меркам хотя бы 60.
У новых беззеркальных камер Sony все сенсоры встроены именно в матрицу. Из-за этого автоматика может сама прямо во время съемки поддерживать нужную зону резкости, а оператор может вывести модель из фокуса не в тот момент, когда камера уже не способна на нее наводиться, а когда это нужно именно ему.
Итог всего этого ожидаемый: практически все видеопроизводство начального и среднего уровня перешло на беззеркальные камеры, а недолгая эпоха VDSLR благополучно осталась в прошлом. И, конечно, однозначно круто, когда талантливому человеку больше не нужно копить огромные деньги на серьезную видеокамеру, чтобы воплотить творческие амбиции: качество уровня как минимум «сильно выше среднего» при должном умении сейчас легко обеспечит «беззеркалка». Причем стоить она будет не несколько миллионов рублей, как кинокамера, стартовая планка гораздо ниже: от 100-200 тысяч рублей. Весьма скромные деньги по меркам видеопроизводства.
На рынок беззеркалок выходят все
Компания Sony была одним из пионеров на рынке беззеркальных камер, японцы долго и старательно совершенствовали новую систему, когда в этот класс камер верили очень немногие. Шли годы, фотографы все более явно ощущали преимущества «беззеркалок», и вот уже абсолютно все крупные и средние фотобренды выпускают свои системные камеры. Прошлый год в этом плане стал особенно знаковым: до последнего державшиеся в стороне от стремительно развивающегося рынка Canon и Nikon тоже сдались и выпустили собственные полнокадровые «беззеркалки».
Это ли не свидетельство того, что именно за такими камерами будущее? Здорово, что фотографы от этого только в выигрыше: выше конкуренция — больше выбор — лучше качество — ниже цены. Нам, как покупателям, грех жаловаться! Из узкой ниши «беззеркалки» благополучно перешли в разряд очень массового и востребованного класса камер, которые теперь в силу своих многочисленных преимуществ активно теснят классические «зеркалки» буквально по всем фронтам.
Что будет дальше? Учитывая, что никаких радикально новых функций и возможностей зеркальные камеры уже давно не предлагают, похоже, что будущее именно за «беззеркалками». И выбирая такую камеру, логично, в первую очередь присмотреться именно к технике Sony: всё-таки технологический лидер в этой индустрии, как ни крути.
На мой взгляд, зеркальные камеры – это старая технология, которая с рынка должна скоро уйти. Если фотограф осознанно выбирает оборудование, то список положительных особенностей беззеркалок можно продолжать очень долго. А какие-то существенные их недостатки я назвать затрудняюсь.
Это тоже интересно: