Месть или глупость: почему сотрудники сливают информацию компаний

Умные хакеры, которые ломают хитрую защиту корпораций и правительств, чтобы спасти мир, погубить его или сорвать миллиардный куш. Примерно такую картину обычно рисует воображение, когда речь заходит об информационной безопасности и краже данных. На самом деле обычно все гораздо проще: в роли вольных или невольных нарушителей часто выступают не злодеи, а обычные служащие компаний
Hi-Tech Mail
Глупость сотрудника
Секретная информация
Штрафы
Не обижайте других сотрудников
Как защитить свой бизнес
Глупость сотрудника
Секретная информация
Штрафы
Не обижайте других сотрудников
Как защитить свой бизнес
Еще

Как работодатели «вычисляют» виновных в утечке данных и чем это может грозить, по нашей просьбе рассказал Сергей Войнов, генеральный директор EveryTag.

По данным отчета Verizon Data Breach Investigations Report, последние четыре года количество ситуаций, когда инсайдеры сливают информацию, стабильно растет на 5% ежегодно. По результатам другого исследования, 90% компаний чувствуют свою уязвимость перед угрозой изнутри, а 53% за год сталкивались с одним или несколькими случаями, когда сотрудники нечаянно или специально делились с посторонними конфиденциальными данными. Что же толкает людей на эту скользкую дорожку?

Не стоит недооценивать глупость

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Как ни странно, очень часто данные сливают не ради денег, а по неосторожности, небрежности или из-за прямого нарушения правил обращения с важной информацией. Например, в канадском Калгари один товарищ, обратившись за технической помощью, умудрился случайно отправить в электронном письме личные данные 3700 сотрудников компании.

Insider Threat Report в числе самых распространенных причин случайных утечек называет письма с фишинговыми ссылками, ненадежные пароли, отсутствие блокировки на компьютерах и мобильных девайсах и открытые сети wi-fi. А это означает, что если вы когда-нибудь «на автомате» открывали письмо от незнакомого адресата, сообщали пароль от своего компьютера коллеге или отвечали из отпуска на срочный рабочий вопрос, подключившись к первой попавшейся открытой сети, то вы — потенциальный источник утечки данных.

В свое оправдание сотрудники говорят о недостаточности мер защиты и сложных условиях работы. В опросе Egress 55% служащих, сознательно нарушивших правила, заявили, что просто не могли действовать по-другому, так как у них не было инструментов для безопасного обмена данными. Из тех, кто поделился информацией случайно, почти половина (48%) сказали, что это произошло из-за спешки, 30% — что виновата стрессовая обстановка, а 29% сослались на усталость.

ENISA в своем обзоре тоже вступается за пользователей и отмечает, что специалисты по безопасности часто не учитывают психологию. Иногда они внедряют эффективные, но слишком сложные или времязатратные решения. И сотрудники, обнаружив, что следование правилам сказывается на их производительности (а значит, и зарплате), выбирают нарушать, но выдавать установленные KPI.

Впрочем, оправдания помогают не всегда, и виновному даже в случайной утечке информации может грозить как административное наказание в соответствии с внутренними правилами компании, так и штраф. Например, сотрудника ирландского дома престарелых обязали выплатить 15 000 фунтов стерлингов за халатность. А все потому, что он взял домой рабочий ноутбук с незашифрованными данными сотрудников и пациентов, и этот ноутбук был украден.

Работники часто даже не понимают, что действительно секретно

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Еще одна причина, по которой пользователи делятся конфиденциальной информацией, — они не знают о ее секретности или наивно уверены, что могут свободно распоряжаться теми данными, с которыми работают.

Только 40% сотрудников, опрошенных Egress, считают, что у компании есть исключительное право собственности на данные, а 29% респондентов и вовсе верят, что именно они владеют информацией, с которой работают. При этом 32% не прочь прихватить полезные сведения с собой на следующую работу. Любопытно, что старшее поколение относится к информации более ответственно, чем поколение миллениалов, выросших в эпоху свободного интернета. Среди респондентов старше 65 лет безусловное право компании на данные признали 51% опрошенных, от 16 до 24 лет — всего 33%.

Но незнание не освобождает от ответственности. А потому стоит следить за тем, что и кому мы рассказываем о своей работе — особенно если она связана с силовыми, судебными, банковскими и другими структурами, владеющими тайной информации. Иначе даже вполне невинные сведения в резюме могут стать основанием для обвинения в госизмене и реального срока.

70 тысяч рублей за слив данных

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

У тех, кто «сливает» данные осознанно, конечно, преобладают корыстные мотивы. По данным Verizon, именно они «в ответе» за три четверти всех инсайдерских утечек 2018 года. Выгода не обязательно означает прямую продажу данных покупателю. Например, в опросе Egress 23% сотрудников признались, что унесли с собой данные при уходе на новую работу. О том, что старые клиенты помогут продвинуться на новом месте, наверное, думал и сотрудник Сбербанка в Ростовской области. При переходе в ВТБ он распечатал (копирование на флешку система заблокировала) и унес с собой клиентскую базу, а потом начал обзванивать клиентов, предлагая им сменить банк. Мужчине был назначен штраф и запрет на 1,5 года работать с банковской тайной.

Вообще, если в суде получается доказать, что злоумышленник извлек прибыль из кражи информации, наказания не избежать. Как, например, не удалось это сотруднику AXA Insurance, который фотографировал данные клиентов и пересылал их через WhatsApp служащим компании, занимающейся управлением страховыми претензиями. Он и трое его сообщников получили от 9 до 17 месяцев тюрьмы и испорченную репутацию.

Не стоит обижать сотрудников при увольнении — они могут отомстить

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Еще одна причина кражи данных — желание отомстить работодателю из-за возникшего на рабочем месте конфликта. В исследовании Egress этот мотив выбрали 13% сотрудников, которые сливали или удаляли важные данные.

Ярким примером здесь может стать история Ричарда Нила, одного из создателей и бывшего IT-директора Esselar — компании (и в этом особая ирония ситуации), которая занимается информационной безопасностью. Через полгода после своего ухода по причине конфликта Нил дождался удобного способа отомстить. Во время презентации, которую Esselar проводила для страховой компании Aviva, он взломал 900 мобильников работников Aviva и стер с них всю информацию. Результат — разорванные отношения между компаниями и потеря контракта, стоившего 80 тыс. фунтов стерлингов в год. Общие репутационные потери, в том числе от недополученной в будущем прибыли, бывшие коллеги Нила оценили в сумму более 500 тыс. фунтов стерлингов, а сам мститель получил 18 месяцев тюрьмы.

Как защитить свой бизнес

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Но какими бы ни были отдельные мотивы, глобальные причины инсайдерских утечек данных сводятся всего к двум вещам. Во-первых, у сотрудников есть возможность украсть информацию или стать причиной ее пропажи. Во-вторых, им кажется, что никто не узнает об их ошибках или махинациях — по крайней мере, не узнает настолько быстро, чтобы они не успели замести следы, перейти в другую компанию или и вовсе сбежать на Бали на деньги, полученные за продажу сведений. Однако здесь причастные к утечке данных сильно заблуждаются.

Растущее число происшествий и суммы, в которые они обходятся, заставляют компании выделять крупные средства на защиту данных от внутренних угроз. Так, по данным опроса VMware, 75% специалистов по информационной безопасности планирует увеличить бюджет на решения для безопасности организации. Что это значит для обычного сотрудника? Что подозрительные манипуляции с данными или случайные нарушения правил безопасности, скорее всего, будут замечены, и замечены быстро. В компании, которая хоть немного заботится о сохранности своих данных, весь персонал уже «под колпаком» у следящих и защитных программ. Вот лишь некоторые из них:

  • мониторинг активности пользователей (UAM), управление журналами событий и другие решения, позволяющие быть в курсе того, чем сотрудники занимаются в сети. Они позволяют не только отслеживать события в системе, засекая те, что могут нести угрозу, но и удаленно прекращать подозрительные операции, удалять зараженные файлы, «стучать» в СБ о нарушениях и т.д.
  • DLP-системы защиты от утечки данных. Эти помощники безостановочно анализируют передающуюся по корпоративной сети информацию: всю, что отправляется из системы, поступает в нее или пересылается пользователями друг другу. Программа проверяет — нет ли в документе слов, таблиц или еще чего-нибудь, что указывало бы на его секретность? А если есть — не пытаются ли с ним сделать что-нибудь запрещенное (отправить по неизвестному адресу, скопировать на внешний диск, распечатать и т.п.)? Обнаруженные подозрительные действия DLP заблокирует, а нарушителю придется объясняться со службой безопасности.

  • ILD-технология помогает найти тех, кто, решив обойти сетевые ловушки, ворует бумажные документы или «сливает» снимки экрана с конфиденциальными данными. Как это работает? Любой открываемый файл программа заменяет копией, в которой чуть-чуть изменен каждый элемент. Эти изменения незаметны глазу, но абсолютно уникальны (всего существует более 205 триллионов вариантов страницы А4). У каждой копии есть ключ с данными о том, кто и когда ею пользовался. Следовательно, если секретный документ (или даже его маленький фрагмент) вдруг «всплывает» где-то в неположенном месте, то система способна точно указать на сотрудника, который ответственен за утечку. Сейчас модули ILD начали встраивать в виртуальные комнаты данных, которые работают по принципу облачных хранилищ и позволяют безопасно обмениваться данными с удаленными сотрудниками. Если секретный документ из такой комнаты попадет в подозрительные руки, то программа также позволит отследить источник утечки и наказать виновного.

В 2019 году немало крупных компаний были втянуты в скандалы, связанные с утечкой информации. В их числе Сбербанк, РЖД, «Альфа-банк», ВТБ. После этих инцидентов бОльшее количество компаний использует сразу несколько инструментов защиты данных, успешно пресекая их утечки и находя виновных. А поэтому и шальная идея унести из компании конфиденциальные данные, и привычка беззаботно не принимать всерьез рекомендации службы безопасности сегодня могут обернуться действительно серьезными проблемами.


Это тоже интересно:

Контент недоступен