Робин Де Кейзер, руководитель департамента бизнес-решений и инноваций Orange Business Services в России и СНГ:
Интернет вещей — одна из тех технологий, которая способна кардинально изменить нашу повседневную жизнь в ближайшее время. В промышленности умные устройства уже активно внедряются, в то время как еще пару лет назад технологии для умного дома оставались нишевым рынком. С развитием сетей 5G и ростом популярности технологий умных домов, они станут доступны также и жителям России. По оценкам экспертов, к 2023 году объем рынка вырастет в 2,3 раза и достигнет 717,2 миллиардов долларов. Ситуация, при которой часть бытовых дел будет делегирована машинам — например, заказ продуктов — уже не будет никого удивлять.
Перемены коснутся не только отдельных домов, но и целых городов. В умном городе все больше услуг (от покупок и контроля финансов до парковки и навигации) можно будет получить через единое мобильное супер-приложение. Сегодня такие проекты реализованы всего в несколько городах — например, в столице Катара, Дохе. Однако в ближайшие годы мы будем наблюдать, как все больше городов по всему миру последуют этому примеру.
Вскоре мы также увидим расцвет автоматизации в различных индустриях. Развитие технологий искусственного интеллекта и машинного обучения позволит людям делегировать часть задач машинам. Автоматизация на производстве также приведет к массовому внедрению цифровых двойников. Цифровой двойник — это виртуальный образ реального объекта или процесса. С его помощью можно моделировать различные ситуации, которые могут происходить на производстве.
В следующие десять-двадцать лет автоматизация кардинально изменит и транспортную систему. Тестируемые ИТ-компаниями и автомобильными производителями беспилотные машины уже наездили несколько тысяч километров, практически готовы к активной работе и беспилотные суда. Можно с высокой степенью уверенности говорить, что в ближайшие годы они начнут входить в нашу повседневную жизнь. Беспилотные такси, автоматизированный общественный транспорт в «умных» городах — эта реальность с каждым годом становится все ближе.
Юлия Никитина, управляющий директор по маркетингу и продукту Lamoda:
Виртуальная и дополненная реальности уже сейчас позволяют покупателям примерить одежду без необходимости посещать магазины. Эти технологии внедряют многие бренды, специализирующиеся на моде и стиле, например, в приложении Lamoda для iOS в этом году была запущена функция AR-примерки кроссовок. Мы ожидаем, что в ближайшие 10 лет применение технологий дополненной реальности станет стандартом для многих отраслей.
Искусственный интеллект и анализ больших данных доведут уровень персонального обслуживания до совершенства. Многие торговые площадки, включая Lamoda, уже с успехом подбирают товары, интересные конкретному пользователю. Эти же технологии, на наш взгляд, откроют новые перспективы для сервисов подписки — зная потребности клиентов, они смогут самостоятельно формировать корзины и автоматически снабжать людей необходимыми продуктами, товарами для дома и даже косметикой или одеждой.
Сегодня некоторые компании предлагают на рынке умные стельки для спортивной обуви, футболки, боксерские перчатки и т.п. Smart-одежда помогает следить за состоянием организма и даже оттачивать спортивные навыки. Например, спортивные костюмы от Sensoria оснащены датчиками, которые собирают данные о тренировках. Информация синхронизируется не только с официальным приложением компании, а с большинством популярных фитнес-приложений. Спортсмен получает полную информацию о своей активности, в том числе узнаёт, например, на какое место ноги он наступает во время бега. Похожую технологию использует и бренд Ralph Lauren. В ткань футболок PoloTech встроены многочисленные сенсоры: они не только передают информацию в трекеры, но и на всякий случай собирают их в специальный съёмный «черный ящик», который крепится на одежде.
В ближайшее время стоит ожидать дальнейшего развития и улучшения подобных технологий.
Александр Виноградов, Директор департамента инновационного развития «Норильский никель»:
В октябре Gartner озвучила десять технологических трендов, которые будут определять облик нашего мира в ближайшие пять-десять лет. В этот список попали гиперавтоматизация, интернет вещей, демократизация IT, блокчейн и человеческая аугментация — то, что уже сейчас активно осваивают разные отрасли, в том числе промышленность. Спрос на эти технологии растет с каждым годом — поэтому, чтобы быть востребованным на рынке завтра, лучше начать изучать их уже сейчас.
Искусственный интеллект и работа с большими данными позволяют автоматизировать любой процесс: от документооборота до работы целого рудника или нефтяной скважины. В новом десятилетии могут появиться полностью «безлюдные» шахты: все работы в них будут осуществляться с помощью техники и контролироваться удаленно. Поэтому роль специалистов, которые смогут управлять такой техникой и разрабатывать для нее алгоритмы, существенно вырастет.
Транспорт тоже постепенно переходит на автономную работу: это касается как пассажирских, так и грузовых перевозок. Для бизнеса такой формат намного безопаснее, к тому же исчезает необходимость тратить ресурсы на пересменки и перерывы. Поэтому в ближайшее годы обязанности водителей могут измениться: вместо руля в кабине они будут работать с джойстиком в офисе.
Новые технологии расширяют и возможности человеческого тела: экзоскелеты наделяют людей сверхспособностями, позволяя рабочим совершать сложные физические действия, а врачам — проводить многочасовые хирургические операции. «Умные» датчики обеспечивают безопасность специалистов, считывая показатели их здоровья и передавая данные о них в режиме реального времени: так, если у рабочего внезапно подскочило давление или он упал, оператор получит об этом мгновенный сигнал.
Еще одна важная тенденция связана с так называемой «демократизацией» инноваций: доступ к технологиям становится проще, не требуя долгого дорогостоящего обучения. В будущем мы сможем не только легко работать с новыми инструментами, но и делиться ими друг с другом: об этом говорит один из важнейших трендов нашего времени — экономика совместного потребления. Со многими ее проявлениями мы имеем дело уже сейчас: по этому принципу работают Uber, Airbnb и весь рынок каршеринга. С развитием концепции шеринга арендовать можно будет не только вещи или жилые площади, но и ноу-хау.
Это тоже интересно: