«Мы привязаны к Московской электронной школе, — говорит Елена, учительница русского языка и литературы в одной из московских школ. — В связи с карантином нас заставляют прикреплять там для детей разные учебные материалы. Например, презентации. Это очень неудобно. Многие учителя берут свой проработанный материал. Когда мы ведем урок в офлайне, мы тоже показываем презентации, и при этом сами их комментируем. А в интернете это сделать не получается. И детям сложнее с этими презентациями, и нам.
В целом стало сложнее работать. Проблема в том, что дети не могут зайти в электронный журнал. Сайт постоянно висит, потому что все сразу на него заходят. Наверное, там идут какие-то технические работы, хотя нас никто не предупреждал.
У нас есть группа во ‘ВКонтакте’ ещё с сентября, там ученики жалуются, что сайт не загружается. Пришлось создать группы в WhatsApp, скидываем туда домашние задания. Сейчас я задаю читать большие произведения, пока на это есть время. Потом дети будут писать по ним сочинения.
Еще мы экспериментировали с Zoom, чтобы проводить уроки по видеосвязи. К этому все нужно заранее приготовить, времени очень много уходит. Дети часто не могут установить программу и подключиться. А если и подключатся, то сами конференции получаются нелепыми. У кого-то из ребят звук не выключен, шумно во время прямых эфиров. Учителя не владеют ситуацией. В программе много нюансов, то включи, это включи... И вид какой-то растянутый у преподавателя по ту сторону экрана. Но некоторые коллеги пытаются так вести уроки. Может быть, наловчатся еще.
Иногда мы пользуемся готовыми видеоуроками с сайта InternetUrok, там для начальных классов много хорошего, интересные подборки. Мой внук смотрел уроки про окружающий мир, ему очень нравилось. А детям навязывают эти презентации по каждому предмету. Я предложила завучу подумать о том, чтобы подписать контракт с этой платформой. Ею как раз сейчас можно пользоваться.
Мы делаем собственные видеоуроки, выкладываем на YouTube. Стараемся записывать, монтировать и озвучивать. Какие-то быстро записываются, с некоторыми приходится повозиться. В обычных школах этим мало кто занимается. Но я вместе с коллегами в свое время проходила курсы, нас этому учили. К YouTube мы еще не совсем привыкли, можно не туда нажать случайно. Хотя YouTube все-таки понятнее, чем Zoom».
Один из видеоуроков Елены Александровны:
«У нас в школе уроков по видеосвязи нет, их трудно организовать, — жалуется Вероника, учительница музыки в подмосковной школе. — Классы слишком большие, по 25–35 человек. Вместо этого учителя скидывают видеоуроки с разных платформ, чаще всего с платформы ‘Фоксфорд’ (онлайн-школа — Прим. ред.).
Урок по биологии преподавателя «Фоксфорд»:
Моего предмета в ‘Фоксфорде’ нет, то есть нет материалов для него. Я самостоятельно скачиваю видео и музыку, делаю презентации, прикрепляю все это в домашние задания на школьном портале. В качестве проверки знаний использую тест из 5 вопросов, для начальной школы этого достаточно. Родители отсылают мне ответы на вопросы в личные сообщения на школьном портале. В итоге ставлю оценку за урок.
В ‘Фоксфорде’ заданий не очень много, он часто лагает, пользоваться им неудобно. Родители очень жалуются, не могут разобраться. А я толком не могу помочь, потому что они заходят с аккаунта ребёнка и у них абсолютно другой вид сайта, не как у меня. Иногда они просят что-то объяснить, а я не могу, потому что захожу туда как учитель. Я даже хотела зарегистрироваться там как ученик. Чтобы видеть, что происходит.
Школьный портал тоже не выдерживает нагрузки и такого количества файлов, которыми мы обмениваемся. Он очень часто висит или файлы вообще перестают прикрепляться. Эти системы оказались не готовы к дистанционной нагрузке. Школ много, детей много, всем нужно скинуть домашнее задание».
«Наше образовательное учреждение на каникулах, и дети занимаются на дистанционных платформах по своему желанию – обязательных домашних заданий нет, — делится Светлана Николаевна Попова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Видновского художественно-технического лицея. — До введения каникул часть наших учеников перешла на дистанционку, а часть занималась очно. И школьникам, которые перешли на удаленный формат, было сложно. Как детям, так и родителям.
Нужно было выполнять классную работу, домашние задания, в целом выстраивать учебный процесс, распределять время. Некоторые не успевали сдавать задания в срок, присылали работы поздно. Все-таки дети начальной школы не в полной степени владеют самоконтролем, поэтому приходится сложно. Но мы стараемся находить компромисс, разговариваем, ищем пути выхода.
Для занятий используем свои задания или карточки ‘Учи.ру’ по разным предметам. Детям особенно нравятся олимпиады и марафоны.
Никакого негатива по отношению к дистанционному образованию у меня нет. В данной ситуации это выход и помощь как для детей, так и для родителей. Полностью очное образование онлайн-платформы не заменят, но они могут стать дополнительным способом обучения и источником информации. Особенно если ребенок болеет или вынужден сидеть дома. И за это спасибо разработчикам. Но все-таки надеюсь, что карантин скоро закончится и мы вернемся к обычному ритму работы, который проще, удобнее и лучше».