Наличные исчезнут?
Нас с детства учили, что на деньгах больше микробов, чем под ободком унитаза, ведь банкноты проходят через сотни рук. Ученые считают, что наличные деньги и пластиковые карты могут хранить на себе вирус до нескольких дней. Именно поэтому Банк России выпустил рекомендации по выдерживанию банкнот перед выдачей через банкомат до 3-4 дней. Сам Центробанк выдерживает бумажные деньги до 14 дней, что гарантирует гибель вируса. Однако многие банкоматы не «заточены» под такое обращение, они выдают клиенту деньги, внесенные предыдущим пользователем. Таким образом куда безопаснее оказалось расплачиваться пластиковыми картами, где риск заразиться сохраняется только при прикосновении карты к терминалу, или бесконтактными способами оплаты, при которых риски минимальны.
«Последние годы наличный расчет неумолимо сокращался. В России есть все условия для этого: хороший уровень онлайн-банкинга, простые доступные переводы по номеру телефона даже между банками, высокое проникновение терминалов с бесконтактной оплатой. Банковские карты доступны и подросткам, и пенсионерам», — рассказывает Анна Михина, вице-президент «Тинькофф банк» по развитию лайфстайл-сервисов.
Однако вопреки логике карантин вызвал рост оборота наличных денег. «В начале весны был новый всплеск популярности кэша. Его вызвал режим самоизоляции и неопределенность в экономике. Только за апрель объем снятых наличных увеличился вдвое. Люди боялись, что банки будут закрыты, что их накопления обесценятся. В условиях финансовой нестабильности вполне понятно желание людей держать деньги 'поближе к телу', ощутить, что они реальные. По тем же инстинктивным причинам люди запасались продуктами», - пояснила Анна Михина.
Полного отказа от наличных денег после карантина ожидать не приходится, считает Анна. «Не уверена, что пандемия вызовет волну технологических прорывов в бесконтактных платежах, но, безусловно, скажется на их популярности и поспособствует проникновению в далекие от технологий слои населения. Окончательно закрепят успех развитие оплаты по QR (что будет особенно актуально для малого и среднего бизнеса), снижение комиссии за эквайринг и доступность сервисов для самозанятых и оплаты чаевых».
Как россияне развлекаются во время карантина:
Начнем работать из дома?
С 25 марта россияне находятся на официальных «карантикулах», когда сохранять работу в офисах имеют право только предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Большинство же компаний должны были отправить работников в оплачиваемые отпуска или отгулы. Но правда в том, что с начала эпидемии многие компании и так перевели сотрудников на удаленную работу. Согласно опросу портала «Работа.ру» почти в 5 раз увеличилось количество россиян, работающих из дома. 14% респондентов ответили, что работают из дома, 15% рассказали, что удаленно начали работать только некоторые отделы, а 5% опрошенных работодателей дали сотрудникам возможность выбрать режим работы самостоятельно. Так стоит ли возвращать в офисы тех, кто прекрасно работает дома?
«На текущий момент работодатели, как минимум, уже задумались и строят гипотезы, какие сотрудники и бизнес-процессы могут перейти в формат удаленной работы в дальнейшем, не потеряв вовлеченности самого сотрудника в задачи и экономические показатели направления», — считает Антон Груздев, ведущий рекрутер в IT-компании.
В условиях дистанционной работы сделать взаимодействие удаленных сотрудников с руководством и другими подразделениями более комфортным помогут специализированные сервисы для бизнеса. Например, Mail.ru для бизнеса предлагает облачное хранилище Teambox для обмена документами и совместной работы над файлами. Общаться можно через мессенджер Myteam, а собираться на планерки — через сервис видеозвонков.
Но рекрутеры не торопятся давать прогнозы на полный переход на удаленку: «Дело в том, что большая часть компаний была вынуждена перейти на такой формат работы принудительно, и далеко не все были к этому готовы. Соответственно, многие предпочтут полноценно вернуться в прежний формат работы, но уже с приобретенным новым опытом, с которым можно строить планы на будущее».
Таким образом Антон прогнозирует изменения в перспективе 2–3 ближайших лет. «Текущий опыт, который получают сейчас компании во всех отраслях экономики, безусловно, повлияет на дальнейшее видение руководством компаний развития бизнеса и управления персоналом. Кто-то скорректирует цели до конца года, а, может, и относительно длительного планирования. Для кого-то пережить текущую экономическую ситуацию будет подвигом, и фокус таких организаций будет направлен на оптимизацию, удержание, а в дальнейшем восстановление производственных мощностей».
Мы забудем про оффлайновые магазины?
Физические магазины уже давно находятся под угрозой в связи с активным распространением онлайн-шопинга. К примеру, за первое полугодие 2019 году в США было закрыто более 7 тысяч оффлайновых точек продаж. Ситуация с пандемией только ускорила эти процессы. Если раньше еще оставались любители послоняться по торговому центру, пощупать все руками и померить, то сейчас такой возможности просто нет. Приходится все покупки делать онлайн. Может быть, это не так уж плохо и после пандемии большая часть магазинов просто не откроется?
В пресс-службе крупнейшего интернет-магазина Wildberries подтвердили, что спрос на курьерскую доставку вырос в несколько раз: «С начала пандемии мы отметили резкий – более чем в 3 раза – рост спроса на услугу курьерской доставки. Доля интернет-покупок растет за счет расширения аудитории и более активного перехода в онлайн. Мы отмечаем рост аудитории 55+ в сегменте онлайн-покупок: старшее поколение стремится минимизировать количество социальных контактов. Кроме того, наблюдается значительный рост числа интернет-покупок среди жителей небольших городов России».
Но как же быть с примеркой? Именно Wildberries прославился тем, что заказ можно было сделать в фирменный пункт самовывоза, где обязательно была примерочная, можно было померить покупки и сразу от них отказаться. На текущий момент, как заверили нас в пресс-службе, примерочные закрыты, а выдача предоплаченных заказов производится бесконтактным способом. Покупатель может примерить товары дома и вернуть их, вызвав курьера. Но это не все. Компания работает над технологичными решениями: «Мы запускаем 3D-примерки обуви (подбор подходящих моделей обуви с учетом особенностей стопы покупателя), и планируем ее дальнейшее развитие, например, ее запуск в мобильном приложении. Также сейчас мы работаем над возможностями виртуальной примерки одежды. Еще один перспективный проект – это автоматизированные пункты выдачи заказов без сотрудников − по аналогии с магазинами без продавцов».
В ближайшем будущем в компании ожидают продолжения роста интернет-покупок. Они удобны не только покупателям, но и продавцам. «Мы видим, что и российские предприниматели все активнее переходят в онлайн: в марте число новых поставщиков Wildberries выросло в 3 раза, а за первые недели апреля прирост составил уже 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня с Wildberries сотрудничают более 28 тыс. поставщиков, из которых 17 тыс. – индивидуальные предприниматели».
Получается, что проснуться после карантина в совсем новом мире пока не получится, но те технологические тенденции, которые только намечались в прошлом, из-за пандемии прогрессируют. Возможно, на процессы, которые должны были занять несколько лет, уйдет куда меньше времени.
Как коронавирус опустошил российские города:
Это тоже интересно: