Как сильно выросли продажи на AliExpress за последние 2 месяца?
Мы не раскрываем абсолютные цифры, но по товарным категориям видно, что спрос на многое растет. В апреле наблюдался бум продаж бытовой техники — +200% по сравнению с апрелем 2019 года. Особенно активно покупали холодильники, спрос на них вырос на 350%. А еще в апреле локальные продажи игровых консолей показали рост более чем на 600% по сравнению с прошлым годом. Растут и другие категории: товары для хобби, детские товары, домашняя одежда и так далее.
Все они в какой-то момент превратились в опасный груз из-за коронавируса. Люди боялись получать свои посылки. Как вы решили эту проблему?
У наших покупателей нет оснований для беспокойства. Еще в феврале всемирная организация здравоохранения сообщила, что получение писем и посылок из Китая не представляет угрозы заражения коронавирусом. По данным ВОЗ, коронавирусы не живут долго на таких объектах как письма или посылки. Об этом же говорит Роспотребнадзор и многие эксперты из области медицины. Трансляцией этого месседжа занимались наши коллеги из маркетинга и PR, которые раскрывали его во всех доступных каналах: СМИ, социальные сети, рассылки для покупателей и так далее.
Планируете заниматься доставкой продуктов, готовых блюд? Сейчас это супер актуально.
Мы сконцентрированы на продаже продовольственных продуктов. На нашей платформе уже можно приобрести продукты питания с долгим сроком хранения. Среди наших селлеров — «Ашан», «Гармония цен» и другие. В последнее время ассортимент сильно увеличился за счет локальных товаров: появились чай, кофе, напитки, каши, сладости и другие продукты. Покупатели живо отреагировали на новый ассортимент: в конце марта продажи продуктов выросли на 154%. Лидирующими категориями стали сладости, кофе и чай. Почти также стремительно растут продажи кормов для кошек и собак. Будем расширять ассортимент продуктов подобных тем, что уже представлены.
Cтоит ли ждать от вас инноваций? Виртуальных примерочных, доставки дронами.
Уровень виртуальных технологиях еще не дошел до появления применимых решений для большой площадки, однако мы внимательно смотрим за прогрессом в этой области. Говорить про дроны тоже пока преждевременно, поскольку соотношение возможностей курьера с машиной и дрона несравнимо. Но мы запускаем новые сервисы, например AliExpress LIVE, это интерактивные прямые эфиры со звездами, экспертами или блогерами. В них встроены товары и можно делать покупки. Есть еще один новый проект — AliExpress Plus, это бесплатная быстрая доставка (от 2 до 15 дней) до двери.
Важная часть AliExpress — «алиэкспресский» язык, который давно стал мемом. Будете ли его исправлять или все-таки оставите как фишку?
Мы начали активно развивать местную разработку: до конца 2020 года планируем нанять 200-300 ИТ-специалистов и еще 100-150 в следующем году. Первоочередной задачей новой большой команды станет улучшение того, с чем взаимодействует пользователь: внешний вид сайта, поиск и переводы описаний товаров. Однако процесс перевода всей площадки сложнее, чем может показаться, поэтому говорить о полном переводе площадки пока рано. Проект будет развиваться постепенно. Уже сейчас можно увидеть много российских товаров и переводы китайских карточек товаров. В AliExpress более 10 млн товаров, эффект будет постепенным.
Мы также планируем скорректировать пользовательский опыт после совершения заказа: настроить быструю доставку и удобный способ возврата. Будем адаптировать подход и забирать лучшие практики коллег из Китая, применяя наиболее релевантные разработки и добавляя туда функции, востребованные локально. Мы хотим создать качественный продукт, используя мощнейшую платформу Alibaba Group.
У вас часто бывают распродажи, но реальных скидок все меньше с каждым годом. Их нужно искать с помощью специальных браузерных расширений. Скидка действительно может быть, но она копеечная. Вы как-то контролируете продавцов или они делают, что хотят?
Наша площадка работает по модели маркетплейса, селлеры самостоятельно устанавливают цены на товары. Но если продавец планирует участвовать в распродаже, то скидка на товар будет установлена от самой низкой цены на него за последние 30 дней или даже полгода (в зависимости от масштабности распродажи). Этот инструмент позволяет нам избежать спекулирования: когда селлер искусственно завышает цену, а затем устанавливает большую скидку. Недобросовестного селлера мы вправе заблокировать на какое-то время или полностью удалить с площадки без возможности возвращения.
Если говорить о небольших размерах скидок, то это воля продавца, который самостоятельно рассчитывает размер скидки. Мы не устанавливаем жестких рамок по величине скидки, главное для нас — корректность ее вычисления.
К чему вы стремитесь в плане сроков доставки? Наверняка есть какой-то достижимый «срок мечты».
Наш проект Plus с ускоренной доставкой — большой шаг в сторону срока доставки мечты. Доставка за 10-15 дней из Китая — это очень хороший показатель. Мы долго прорабатывали логистические схемы. Теперь посылки приходят морем во Владивосток и далее следуют по железной дороге в Москву, это лишь один из многих вариантов доставки. Сейчас наша цель — привлечь как можно больше зарубежных селлеров в этот раздел, чтобы увеличить количество предложений с быстрым сроком доставки до наших покупателей. Что касается остальных товаров из-за рубежа, которые не входят в раздел Plus, то здесь сроки доставки составляют в среднем до 30 дней. Над его сокращением мы тоже работаем, но какой-то конкретный показатель не готовы анонсировать.
Другой значимый проект — запуск прямых авиарейсов из Китая в Москву, Новосибирск, Екатеринбург грузовыми самолетами ТУ 204. Также, в 2019 году AliExpress и «Почта России» объявили об изменении процедуры отслеживания товаров в рамках одного заказа. Теперь российские пользователи, сделав заказ, получают единый номер для отслеживания нескольких товаров в объединенной посылке. Кроме того, компании принимают участие в проекте ФТС по взиманию пошлин онлайн, предоставляя покупателю возможность оплатить таможенный сбор в момент покупки.
В прошлом году вы стали доставлять заказы в постаматы PickPoint и в пункты выдачи в «Пятерочке» и «Перекрестке». Планируете работать с другими сетями, ставить собственные постаматы?
За год мы более чем в три раза увеличили количество точек выдачи заказов. На середину января количество точек выдачи превысило 13 тысяч (из них 8600 выдают в том числе локальные заказы) в почти 3500 населенных пунктах России. Мы не будем останавливаться на достигнутом, но пока не готовы раскрывать подробности будущих проектов.
Смотрите в нашей галерее, как пользователи рунета развлекают себя во время самоизоляции:
Это тоже интересно: