Больше биноклей, меньше цветов. Как коронавирус изменил онлайн-шопинг россиян

«Мир изменился», — кажется, самая избитая фраза 2020 года. Случилось столько всего, что уже непонятно, когда именно и в какую сторону поменялся мир. Но главным событием был и остается коронавирус, а также период самоизоляции, второй волны которого так опасаются все россияне. Специально для Hi-Tech Mail.ru Николай Хлебинский, генеральный директор Retail Rocket, рассказал, как изменился интернет-шопинг за то время, пока почти вся страна сидела дома.
Hi-Tech Mail

​Для многих пандемия разделила если не всю жизнь, то последний год, на «до» и «после». Изменились и обычные, бытовые привычки, так и покупательские. После того, как начался локдаун, купить товары офлайн стало затруднительно, и многим пришлось осваивать новый для себя формат онлайн-покупок. По данным компании DataInsight, до пандемии 43% респондентов совершали покупки онлайн чаще раза в месяц, а через две недели с начала режима самоизоляции их число выросло до 80%.

 Фото: Depositphotos
 Фото: Depositphotos

В основном эти цифры относятся к отечественным интернет-магазинам. Во время пандемии треть россиян, которые раньше делали заказы на зарубежных сайтах, отказалась от них совсем, четверть стала заказывать реже. Они объяснили это страхом, что вместе с посылкой может передаться вирус, а также нежеланием сталкиваться с отменой или задержкой доставки. Однако не стоит забывать и о понижении курса рубля прямо перед началом коронакризиса — скорее всего, оно тоже сыграло свою роль в падении заказов в заграничных интернет-магазинах.

В марте наблюдался взрывной спрос на продукты питания: покупатели боялись столкнуться с дефицитом товаров и предпочитали закупаться продуктами длительного срока хранения вроде круп и консервов. Однако, спустя время стало понятно, что перебоев с поставкой продовольствия нет, а запасы уже сделаны, и корзины россиян стали возвращаться к своему более привычному виду.

Фото: nielsen.com
Фото: nielsen.com

Вырос спрос в таких направлениях как доставка еды, покупка продуктов и кухонного инвентаря, инструментов и товаров для ремонта, оборудования для занятий спортом. Если в первый месяц карантина люди ожидали активного развития кризиса, то по прошествии некоторого времени все привыкли находиться дома и занялись домашними делами, на которые обычно не хватало времени. Значительный интерес наблюдался у способов провести досуг. Продажи бумажных книг выросли на 40%, а электронных и аудиокниг — на 50%. На 87% увеличились покупки онлайн-сервисов — игр, подписок на платформы для просмотра фильмов и сериалов, а также рабочего софта. Выросли продажи туристических товаров: в 22,5 раза увеличились продажи биноклей, на 118% — удочек, на 85% — палаток и спальников. Возможно, это связано с запретом выезда за рубеж: клиенты готовятся заняться внутренним туризмом.

Во время пандемии в онлайн-шопинг переместились и так называемые импульсивные покупки. На сотни процентов выросли продажи шоколада, чипсов, семечек и прочих товаров из категории «порадовать себя», которые обычно можно найти на кассе супермаркета. Также весьма большой рост, в 3,1 раза, показали заказы инструментов для работы в саду — многие россияне уехали пережидать карантин из городов на дачи. Значительно выросли продажи товаров для взрослых — в период с марта по апрель месячный оборот увеличился на 113%.

Меньше всего за время пандемии пользователи интересовались автотоварами: возможности передвижения были ограничены, и, видимо, россияне предпочитали не пользоваться личным транспортом и не создавать новые возможные статьи расходов вроде топлива или технического обслуживания. Согласно данным Admitad, на 31% по сравнению с прошлым годом снизился интерес к категории «Цветы и подарки» — во время пандемии нельзя было собирать праздники и отмечать их вместе с близкими. На 31% упали продажи товаров из категории «красота и здоровье» — видимо, покупатели хотели на них сэкономить, так как эти товары не относятся к жизненно необходимым.

Количество вновь открытых интернет-магазинов в апреле стало почти в 2 раза больше, чем за период с января по март. Многим бизнесам, которые раньше существовали только офлайн, пришлось адаптироваться. Это значит, что у покупателей стало больше потенциальных площадок, где они могли бы сделать покупки.

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Многие игроки считают, что покупатели, сделавшие свои первые интернет-заказы из-за невозможности выйти из дома, оценят удобство и простоту онлайн-шопинга и станут если не постоянными клиентами, то точно повысят частоту своих заказов. С другой стороны, уже сейчас очевидно, что впереди — экономический кризис, вызванный пандемией, а, значит, многие покупатели станут экономить, и спрос не сможет остаться на прежнем уровне. Возможно, что пандемия заставила покупателей задуматься о своем здоровье, а значит продажи антисептиков и прочих товаров из категории здоровья и гигиены останутся на высоком уровне еще некоторое время.

Nielsen провели исследование, в котором выяснили, что даже после окончания карантина 13% покупателей будут продолжать заказывать напитки онлайн, 23% средств для ухода за домом, 18% — упакованные продукты питания, 11% — фрукты и овощи. Эти показатели выше чем и до, и во время карантина.

Это тоже интересно:

Контент недоступен
Контент недоступен