11 самых необычных автобусов, оставшихся в истории

В прошлом столетии ведущие инженеры в разных уголках планеты отчаянно экспериментировали, создавая уникальные, футуристические виды транспорта. Сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры, левитирующие турбореактивные и маглев-поезда, а сколько культовых авто было выпущено в то время, не счесть. Эксперименты коснулись и такого общественного транспорта, как автобусы, которым посвящен сегодняшний материал.

Полет инженерной мысли компании Ikarus

Кто-кто, а эта венгерская компания успела не раз отличиться новаторскими проектами в 20 веке, разрабатывая городские, междугородние и специализированные автобусы. На счету венгров около 40 моделей транспорта, которые с большим успехом продавались во многих странах: CCCP, США, Канаде, Индонезии, ФРГ, КНДР, Алжире, на Кубе и т.д. В лучшие годы Ikarus производил до 12 000 экземпляров в год, но сейчас, в условиях повышенной конкуренции, вынужден выпускать автобусы лишь небольшими партиями.

Экспериментальный Ikarus PALT — из отеля прямиком в самолет

Person to Aircraft Luggage Taxi (PALT) — концепция, предлагающая доставку пассажиров с самолета в гостиницу и обратно без пересадок и задержек. В первой половине 80-х компания успела построить целый ряд PALT-автобусов: Ikarus 692 -.01,.02,.03, 695 -.01 и.02.

Всех их объединяла общая идея — объединение высокопольного автобуса с трапом, расположенным в его правой передней части. Начальная модель сразу оказалась мертворожденной из-за малой вместимости — в начале 80-х самолеты перевозили куда больше 72 человек. Поэтому спустя год вышла новая модель 692.02, лишенная сразу двух недостатков: вместимость увеличилась до 110 человек, а двухсекционная схема решила вопрос малой маневренности.

Но положения это не спасло — решение «не взлетело», поскольку в те годы интернет отсутствовал и купить билет из дому не представлялось возможным (только касса, только хардкор). Второй момент — организовывать пассажиров в группы и развозить их по нескольким гостиницам с трудом представлялось возможным даже в СССР.

Последующие модели (692.03 — имел уже интегрированный подъемный трап и поворотные все 8 колес) и сочлененные 695.01 и.02 также не возымели успеха — проект закрыли, а после выставки в Москве в 1985 году их отправили в отстой.

Ikarus 55 Lux — «Ракета» на 170 л.с.

На рубеже 4050-х годов 20 века автобусы точно не могли похвастать комфортабельностью. Шумные, медленные, трясучие, вонючие и холодные – зимой, невыносимо жаркие – летом. Они не щадили ни пассажиров, ни уж тем более водителей.

Уникальность Ikarus 55 Lux как раз в том, что это первый комфортабельный и быстрый автобус венгерского происхождения. Из-за необычного расположения мощного 170-сильного мотора, в народе его быстро прозвали «Сигарой», «Ракетой» (пылесос такой был), «Комодом», а некоторые – «Спутником» (почему так — неизвестно).

Паспортная скорость 98 км/ч, пневматическая двухконтурная тормозная система, гидроусилитель руля, а некоторые экземпляры имели даже кондиционер — все это делало автобус образцом автомобилестроения середины 1950-х.

Фото: wikimedia / (I, Joxy / High Contrast) / (CC BY 2.0 / CC BY-SA 3.0)
Фото: wikimedia / (I, Joxy / High Contrast) / (CC BY 2.0 / CC BY-SA 3.0)
Фото: wikimedia / (I, Joxy / High Contrast) / (CC BY 2.0 / CC BY-SA 3.0)

Двухэтажный междугородный Ikarus 270

Автобус был нацелен на междугородные пассажироперевозки и имел немного странную двухэтажную архитектуру, благодаря чему в салоне присутствовали гардероб, рукомойник, буфет с холодильником и, конечно, 40 кресел с ремнями безопасности. Сердцем автобуса являлся мотор мощностью 220 л.с., разгоняющий авто до 106 км/ч.

Но увы, повышенная безопасность пассажиров за счет отделения кабины от основного салона и продуманных ударопоглощающих зон, наличие кондиционера, гидроусилитель руля и другие «плюшки» все же не сыграли — история автобуса закончилась после нескольких выставочных показов.

Фото: omnibusz.blog.hu
Фото: omnibusz.blog.hu

Neoplan Jumbocruiser — больше некуда

Сочлененный двухэтажный гигант с габаритами 18х4х2,5 м, радиусом поворота 12 метров и массой 28 тонн. Вместительность 102 человека предполагала наличие трех членов экипажа: водителя, его сменщика и экскурсовода. В салоне присутствовал просторный гардероб, уборная, спальник для второго водителя и даже компактная кухня. В качестве двигателя использовался мощный 440-сильный V-образный мотор производства Mercedes. Для лучшей маневренности и устойчивости использовалась пневмоподвеска с автоперераспределением давления на поворотах.

Хотя Jumbocruiser выпустили ограниченное количество, они разошлись по всему миру и один даже заносило в Россию. Интересно, что большинство моделей в итоге переоборудовали в дома на колесах или отели для ВИП-персон. Jumbocruiser и сейчас остается самым габаритным автобусом в мире, что подтверждает отметка в Книге рекордов Гиннеса.

Фото: wikimedia / (Andreas Schneider / Stefan Kühn / Xaver X. Dreißig ) / (CC0 / CC BY 3.0-2.5-2.0-1.0)
Фото: wikimedia / (Andreas Schneider / Stefan Kühn / Xaver X. Dreißig ) / (CC0 / CC BY 3.0-2.5-2.0-1.0)
Фото: wikimedia / (Andreas Schneider / Stefan Kühn / Xaver X. Dreißig ) / (CC0 / CC BY 3.0-2.5-2.0-1.0)
Фото: wikimedia / (Andreas Schneider / Stefan Kühn / Xaver X. Dreißig ) / (CC0 / CC BY 3.0-2.5-2.0-1.0)

Peacemaker, или «Миротворец» 80-х

Творение энтузиастов религиозной общины The Twelve Tribes, которое было создано в бывшем зернохранилище, умело переоборудованном в мастерскую. Роль автобуса — сопровождение миссии, которая странствовала по США и оказывала медпомощь нуждающимся.

История знает два подобных автобуса: Peacemaker и Peacemaker II. В основе первого лежал двухосный General American Aerocoach (GAA), выпускаемый в 50-х, который улучшили установкой мотора уже 61-го года выпуска. Первый «Миротворец» был создан всего за три месяца в холодной импровизированной мастерской в Северном Вермонте в 1987 году. Спустя 13 лет и накатанных 500 тысяч миль автобус окончил свое путешествие, — когда началась постройка его реинкарнации.

Это уже был дом на колесах, более комфортабельный внутри и более эффектный снаружи. В его основу лег уже GMC Scenicruiser 1955 года, а вот для кузова использовался все тот же GAA. Интерьер автобуса сравним с приличным загородным домиком с мансардой. На создание этого шедевра у общины ушло два года (20052007 гг.). Автобус до сих пор на ходу, а в 20122013 годах он стал сопровождающим в турне рок-музыканта Боба Дилана по США.

Фото: awesomejelly.com
Фото: awesomejelly.com
Фото: awesomejelly.com
Фото: awesomejelly.com
Фото: awesomejelly.com
Фото: awesomejelly.com
Фото: awesomejelly.com

GM Futurliner — взгляд в будущее из прошлого

Во время Второй мировой войны в Европе мало кто думал о будущем, простиравшемся дальше окончания кровавой бойни и наступления мира. В США же обстановка была куда спокойнее. Поэтому в Штатах размышляли о футуризме, создавали передовую не только военную, но и гражданскую технику.

Автобус GM Futurliner как раз является одним из представителей транспорта будущего, о чем говорит его название. Выглядел он крайне необычно, и хотя с теперешним временем он не имеет ничего общего, его можно смело отнести к транспорту нашей альтернативной реальности.

При этом аппарат носит статус общественного транспорта чисто номинально, поскольку на деле это ни что иное, как передвижная выставочная платформа. Создавался он для просвещения, демонстрации посетителям современных на то время достижений науки и техники. Всего было создано 12 GM Futurliner, исколесивших не только США, но и Канаду.

Автобус имел все необходимые функции для комфортного путешествия: гидроусилитель руля, кондиционер, мощный двигатель объемом почти 5000 см<sup>3</sup>. Но этот дизайн... до сих пор выглядит как произведение искусства.

Фото: flickr
Фото: flickr
Фото: flickr
Фото: flickr

Неповторимый Viberti Golden Dolphin

«Золотой Дельфин» итальянского производства произвел фурор в 1956 году на автомобильной выставке в Женеве. Еще бы: ничего подобного тогда попросту не существовало. Поражала не только внешность автобуса, напоминающая очертания дельфина, но и техническая оснастка салона. Каждое сидение имело ремень безопасности, над каждым местом висел личный вентилятор, был туалет, кухонно-барный уголок и возможность слушать радио.

Двигатель в 400 л.с. мог разгонять машину до солидных 200 км/ч и все благодаря обтекаемой форме корпуса, лучшей в своем роде. Над торможением также потрудились: использовались дисковые тормоза оригинальной конструкции. Однако дальше выставки дело не пошло, так как автобус был очень сложен и дорог в производстве.

Фото: totalcar.hu
Фото: totalcar.hu

Citroen U55 Cityrama Currus — лучший туристический автобус

История этого экземпляра весьма интересна, ведь несмотря на его название, производством автобуса занимался не Citroen, а местное кузовное ателье Парижа Currus. Присутствие Citroen обусловлено лишь наличием в авто шасси от грузовика Citroen U55. В массовое производство аппарат не пошел, но несколько произведенных моделей в середине 1950 года долго обслуживали основной парижский экскурсионный маршрут. Автобус поражал горожан и гостей столицы не только внешним видом, но и своим удобством, это был самый комфортабельный туристический автобус. Один минус — стоимость билета оказалась неподъемной для простых людей.

Фото: messynessychic.com
Фото: messynessychic.com
Фото: messynessychic.com

AEC Routemaster — красный символ Англии

Автобус, ставший одним из самых узнаваемых элементов культуры Великобритании и пользовавшийся огромной популярностью у жителей и гостей Лондона. У него не было дверей, а посадка и высадка пассажиров производилась через открытую заднюю платформу. Производством городского автотранспорта занималась лондонская компания AEC с 1954 по 1968 год. Последний выход «Рутмастера» на линию состялся 9 декабря 2005 года — проститься с легендой Великобритании вышли тысячи людей.

Фото: wikimedia / (Chris Sampson / Andrew Skudder) / CC BY 2.0
Фото: wikimedia / (Chris Sampson / Andrew Skudder) / CC BY 2.0
Фото: wikimedia / (Chris Sampson / Andrew Skudder) / CC BY 2.0

ЗиС-127 — первый междугородний автобус СССР

Каких-то выдающихся особенностей у модели не было, но это первый междугородний автобус советского производства на заводе им. Сталина. В народе ему дали прозвища «Реактив», «Король дорог» за эффектный внешний вид, скоростные характеристики и комфортабельность.

Серийные автобусы, выпускаемые с 1955 по 1961 год, и обслуживавшие дальние маршруты из Москвы в Ленинград, Симферополь, Минск, Ригу и т.д., в конечном счете были быстро списаны.

Главной причиной тому стало присоединение Советского Союза к международной конвенции по дорожному движению, из-за чего габаритная ширина советского междугородника перестала удовлетворять принятым стандартам (ЗИЛ-127 был шире положенных 2500 мм на 180 мм). Имелись и другие сложности, но вместо их решения Госплан предпочел закрыть проект и прекратить развитие собственных аппаратов междугороднего следования. Нишу моментально заняла венгерская компания Ikarus.

Фото: wikimedia / Dmitry G / Общественное достояние
Фото: wikimedia / Dmitry G / Общественное достояние

ЛАЗ Украина-1 — герой советского кино, но не автопрома

Единственный в своем роде «концепт-бас» львовского производства, который многим знаком по картине «Королева бензоколонки». Это был экспериментальный аппарат для междугородних перевозок повышенной комфортности и он сильно отличался от серийных моделей того времени (1961 год).

36 удобных сидений самолетного типа с независимой подвеской, панорамные окна, наличие буфета и стюардессы, пневмоподвеска шасси, гидроусилитель руля и многое другое. Эта модель дальше экспериментальной программы не пошла, но она задала тон стилистике и конструкции львовских автобусов на многие годы вперед.

Фото: omnibusz.blog.hu
Фото: omnibusz.blog.hu

Бонус: автобусы-амфибии для идеальной экскурсии

Эти автобусы не из прошлого и активно трудятся в разных уголках нашей планеты. Это пример удачного и жизнеспособного симбиоза, позволяющего улучшить комфортабельность длительных поездок.

Как оказалось, есть немало плавающих автобусов, передвигающихся по различным экскурсионным маршрутам. Их можно встретить в Германии, Нидерландах, Великобритании, Венгрии, Китае, Японии, США, России и даже Украине.

По своему виду и пассажирскому салону, оснастке, они практически не отличаются от классических туристических моделей. Единственное, что их выделяет среди коллег, так это большой скос в передней части кузова как у моторных лодок.

Это тоже интересно: