Безос не может найти инженеров в Blue Origin: все таланты уже работают в NASA и Space X
Первое, с чем пришлось столкнуться Джеффу Безосу при попытке масштабировать свою компанию, — кадровый голод. Несмотря на то, что средняя зарплата в Blue Origin выше, чем в SpaceX и NASA, работать там сложновато. В данный момент компании не хватает от 80 до 100 инженеров, чтобы закрыть часть критических важных проектов. Привести их за собой Безос не может — различается и специфика, и потенциальные риски куда выше, чем было принято считать.
Набрать новых инженеров из конкурирующих структур сейчас сложновато — все игроки на рынке, от маленьких стартапов до SpaceX, держат своих сотрудников в золотых клетках и вряд ли думают о том, чем они могут быть полезны Безосу. Привести спецов из Amazon — тоже нельзя. Возможно, они могут быть гениями по части разработки программного обеспечения, но инженерные науки, которые сейчас Blue Origin ставит во главу угла, — это совершенно другая история.
Всего на компанию Безоса по всей америке работает примерно 6 тыс. человек. Это на 2 тыс. человек больше, чем в SpaceX. Однако за 21 год с момента основания Blue Origin демонстрирует куда более медленное развитие, чем та же SpaceX. И хотя основатель этого стартапа и владелец Amazon говорит, что их цель — вернуть человека на Луну, реальные планы Blue Origin куда проще.
Считалось, что Безос будет собирать свой Falcon, но планы Blue Origin связаны с Луной
По крайней мере, именно за 160 млн долларов Илон Маск продаёт пуски ракет Falcon 9 военным и NASA. Образовавшуюся сверхприбыль он спокойно кладет на банковский счёт, на то и живёт.
Примерно такие же деньги, но уже за другие миссии, получает компания Orbital ATK. За год содержание двух космических перевозчиков Америки (не считая ULA, которые по-прежнему просят по 400 млн за пуск и снижать цену отказываются) обходится примерно в 2,5−3 млрд долларов. Эти деньги пригодились бы и Blue Origin, тем более, что их многоразовая ракета New Glenn должна будет конкурировать с Falcon 9 Илона Маска.
Говорить о том, что пуски от Blue Origin будут дешевле, пока нельзя. На вопрос стоимости ракет Blue Origin можно будет ответить лишь тогда, когда New Glenn начнёт выводить на орбиту первые грузы. Однако Джефф Безос, судя по всему, не сильно переживает из-за конкуренции с Илоном Маском. После того, как NASA заплатило Blue Origin за разработку лунного модуля 579 млн долларов, стало ясно — зарабатывать деньги Безос планирует именно на Луне.
Проблема заключается лишь в том, что получить первые реальные деньги от внешних клиентов Безосу нужно в ближайшие пару лет. Финансирование разработки ракет Blue Origin всё это время шло, по сути, за счёт продаж его акций в компании Amazon. Каждый год продажи ценных бумаг приносили основателю компании 1 млрд долларов. И хотя состояние Джеффа Безоса позволит ему без проблем финансировать космический стартап на протяжение почти 200 лет, создавалась Blue Origin явно не для того, чтобы кормиться из кармана основателя.
Последний выстрел
Контракт на первые запуски Blue Origin уже получила. Деньги стартапу Джеффа Безоса заплатил канадский спутниковый оператор Telesat. И хотя, по меркам той же SpaceX, сумма относительно небольшая — всего пару десятков миллионов долларов, это первая положительная транзакция по коммерческому счету Blue Origin. В Telesat отмечают, что в переговорах на пуски интернет-спутников участвуют японская Mitsubishi Heavy Industries, европейская ArianeGroup и SpaceX, этот контракт, скорее всего, получит именно Blue Origin.
В ближайшее время компания Джеффа Безоса может начать сотрудничество со SpaceX в вопросе лунной миссии «Артемида», изначально намеченной на 2024 год. Там два космических стартапа будут действовать единым фронтом в интересах правительства, однако на Земле Blue Origin, фактически, поможет всем желающим за сравнительно небольшие деньги (стоимость пуска New Glenn оценивают примерно в 50 млн долларов) разрушить монополию Илона Маска на многоразовую космонавтику. Естественно, что SpaceX на эти вызовы придётся отвечать, но кто победит в этой битве, сказать тяжело. Безос давно понял, что SpaceX в буквальном смысле слова гребёт деньги лопатой, и не хочет упускать возможность делать так же.
Еще одна возможность для Blue Origin заработать денег — производство ракетных двигателей. Именно двигатели ВЕ-4 называют «убийцами» российских РД-180, на которых американские ракеты без малого четверть века летали в космос.
Кульминация космической гонки наступит уже через пару лет. Как только New Glenn совершит первый полёт, Илону Маску придётся срочно принимать меры — либо удешевлять собственные ракеты, либо просить у Пентагона и NASA больше денег. Не исключен и третий вариант — с рынка из-за бешеной конкуренции уйдут ULA, а оставшиеся деньги распределят между двумя космическими стартапами. Тогда денег точно хватит на всех.
Посмотрите на лучшие кадры Земли по версии NASA:
Это тоже интересно: