Без самолетов, без инфраструктуры, без денег
Основная часть украинских истребителей МиГ-29 и Су-27, как ожидается, будет списана примерно в 2025—2027 годах. У подавляющего большинства истребителей истекает ресурс: усталостные повреждения планеров, изношенные двигатели, которые в Украине худо-бедно ремонтировали собственными силами последние несколько лет, накладывают некоторые ограничения на использование этих самолётов.
В теории, с истребителями можно было бы поступить как с газом — заказывать российские истребители через третью страну. Но эта схема кажется маловероятной, поэтому украинские военные ищут поставщика авиационной техники за рубежом. В списке наиболее вероятных кандидатов на сотрудничество много компаний.
Среди них даже есть американские. Но проблема заключается не только в том, что все зарубежные самолёты стоят приличных денег. На земле нет инфраструктуры под их размещение. То есть, формально, она, конечно, есть — взлётно-посадочные полосы и капониры кое-где ещё сохранились. Но будет ли этого достаточно, чтобы новые самолёты украинских ВВС начали нести боевое дежурство?
В теории — да. Здесь украинским военным можно было бы надеяться на программу сотрудничества Foreign Military Sale, с помощью которой США продают не самую свежую военную технику союзникам по НАТО (тем, кому это действительно нужно). Так поступили со Словакией — на территории страны оказались американские F-16, которые для применения в Европе и дорабатывать особо не пришлось.
Но Словакия стала членом Альянса ещё в 2004 году, поэтому официальному и законному партнёру и помогать, в целом, разумно. К тому же, на территории этой страны с военной инфраструктурой всё в порядке — после распада СССР и Организации Варшавского договора за аэродромами и авиабазами там следили.
Новая реальность: 133 млн евро за один самолёт
Если бы Аллен Карр изучал проблемы украинских ВВС, то он с лёгкостью мог быть написать книгу: «Как бросить летать» с пятью стадиями принятия неизбежного. Определить степень принятия ВВС Украины пока невозможно, однако военные чиновники заявляют о том, что в замене нуждается «вся авиатехника без исключения».
Речь может идти о нескольких сотнях истребителей — после 1991 года страна не получила ни одного нового истребителя. В 2020 году вся истребительная авиация ВВС Украины насчитывала примерно 60−65 бортов, с учетом подлежащих ремонту машин.
Потребность в новых машинах оценивалась примерно в 110−120 новых истребителей. Трудность состоит в том, что привезти истребители и поставить их в ангарах не сложно. Сложно за них заплатить и научить своих летчиков летать на них. Львиная доля стоимости истребителя — это сама машина. Но, кроме неё, потенциальному покупателю придётся докупать станции обслуживания (своеобразные авиационные автосервисы), вооружение.
Расширять взлётно-посадочную полосу для зарубежных истребителей не нужно — например, французские Dassault Rafale, которые украинские военные рассматривает в качестве одного из вариантов для замены МиГ-29 и Су-27, могут взлетать с коротких ВПП.
Про особое топливо, дорогие запчасти (тут была бы уместна аналогия с отечественными машинами и иномарками) и говорить не приходится.
Главный вопрос заключается в том, сколько Украина должна будет заплатить за партию самолётов с вооружением, программу обслуживания, обучение лётчиков и всё то, без чего истребитель не может считаться грозным оружием. Пока официальных счетов нет, было бы разумно вспомнить, сколько платят за такое оружие члены НАТО.
Например, в январе 2021 года Греция заключила контракт на поставку 18 истребителей Dassault Rafale с Францией. Общая сумма контракта составила 2,4 млрд евро. Это примерно по 133 млн евро за один самолет, даже с учётом того, что Греция — один из старейших клиентов французского военно-промышленного комплекса.
Для сравнения — стоимость истребителя МиГ-29 даже в самые лихие времена не превышала 25 млн долларов, стоимость Су-27 колебалась у отметки в 30−35 млн долларов, а самые современные Су-35 продавали на экспорт по цене в 85 млн долларов.
Украине нужно 320 млрд гривен для обновления флота ВВС. Бюджет на всю армию в 60 раз меньше
Предсмертная агония украинских ВВС будет длиться все 10 лет. Каждое списание партии техники, скорее всего, будет сопровождаться страшным скандалом, поскольку, кроме истребительной авиации, в стране есть еще оперативно-тактическая (ее еще часто называют штурмовой).
Штурмовики Су-24 и Су-25 Украина тоже не получает с 1991 года, но эти машины относительно просто ремонтировать, поэтому какое-то количество смогут сохранить к 2030 году.
Проблема заключается в том, что через 10 лет машинам в таком состоянии просто не будет места на поле боя. От порыва ветра они, конечно, не развалятся, но и выполнять боевые задачи, с вероятностью в 99,9%, не смогут.
К несчастью для Украины, проблема с авиацией не решается одной лишь покупкой крылатых машин. Но это совершенно не мешает выбирать. Среди наиболее вероятных участников тендера на обновление украинской авиации называются шведский JAS Gripen, европейский Eurofighter Typhoon, американский F-16 (который страна может получить как через Словакию, так и через Польшу, но за деньги). И старые американские F-15, которые активно продаются на экспорт как (относительно) дешевое средство для затыкания дыр в военно-воздушных силах.
Несмотря на то, что военный бюджет Украины постоянно увеличивается на протяжение нескольких лет, найти 8−10 млрд долларов на быстрое обновление авиапарка у страны вряд ли получится. Точные цифры уже есть. Чтобы обновить всю авиацию раз и на много лет вперёд, нужно примерно 320 млрд гривен. Это около 12 млрд долларов США. При этом военный бюджет Украины в 2019 году равнялся 5 млрд долларов. На всю армию.
К 2030 году эта цифра изменится незначительно. Это значит, что к этому же времени вся боевая и способная хоть как-нибудь летать украинская авиация просто канет в небытие. Помочь стране перезапустить ВВС при текущем уровне финансирования и управления может только чудо.
Что показали на Международном авиакосмическом салоне в 2021 году
Это тоже интересно: