Подводные лодки США: фото, характеристики, вооружение
К созданию подлодок специального назначения, несущих внутри отсеков не смертоносные баллистические ракеты, а секретное ракетное оружие для диверсий, в США и СССР пришли практически одновременно. В конце 80-х в США спустили на воду первые подлодки типа «Сивулф». От подводных кораблей эти подлодки отличались типом двигателя — вместо гребного винта разработчики установили водометный движитель.
Правда, создавать его собственными силами оказалось слишком дорого. Помочь попросили британцев — там давно проектировали бесшумный двигатель для подлодок типа «Трафальгар», поэтому серьезных проблем с серийным производством не ожидалось.
Чтобы сделать подлодку бесшумной для гидроакустиков, противника «Сивулф» оснастили шумопоглощающим покрытием нового поколения. В основу плотных листов внешней обшивки лег сверхпрочный бразильский каучук, который при специальной термической обработке и укладке как на внешнюю часть корпуса, так и внутри, позволяет снизить шумность лодки в десятки раз.
«Сивулфы» вооружили под стать времени, в которое они создавались — каждая подлодка получила по 8 торпедных аппаратов и могла нести по 50 крылатых ракет, включая «Томагавки» и противокорабельные «Гарпуны». Но выдающейся боевой службы у подлодок этого проекта не случилось. Вместо 12 кораблей на воду спустили всего три. После того, как была достроена первая подлодка, не стало главного противника — Советского Союза. И уникальные характеристики оказались никому не нужны.
Им на смену в ближайшее время могут прийти многоцелевые подлодки SSN (X), которые проектируются разработчиками с прицелом на производство в начале 30-х годов. Новые лодки могут стать еще менее шумными, чем «Сивулфы», однако от водометного движителя в их конструкции американские судостроители откажутся.
Подводные лодки России: фото, характеристики, вооружение
В СССР образца 80-х задачу создания подводных лодок специального назначения понимали по-своему. Масштабные проекты, такие, как «Сивулф», Советскому Союзу были уже не по карману, однако симметричный ответ дать было просто необходимо. В результате на свет появился проект с интересным названием «Калитка». Подлодки этого проекта в мире знают как АС-12 «Лошарик». Всего, по некоторым данным, в разной степени готовности к моменту развала СССР находилось три таких корабля. Каждый из «Лошариков» мог погружаться на глубину до 5,5 тыс. метров, в то время, как предельная глубина для современных подлодок составляет 600 метров.
Отличительной чертой субмарины стали выдвижные гидравлические опоры и шасси как у авиалайнера. Благодаря этому устройству и корпусу из высокопрочных титановых сплавов, «Лошарик» может прокатиться по дну как спортивный автомобиль размером с 10-этажный дом. Существует легенда, что в середине «нулевых» первый серийный «Лошарик» провернул такой фокус в районе Баренцева моря, где в тот момент проходили тактические учения флотов США и НАТО. Подлодка, если верить сведениям из открытых источников, «прошла» по дну и, оказавшись за спиной у авианосной ударной группы, дала сигнал сонаром, что в боевых условиях приравнивается к уничтожению корабля-носителя боевых самолетов. Почти сразу по тревоге был поднят противолодочный корабль ВМС Норвегии, однако «Лошарик» погрузился на предельную глубину и исчез в неизвестном направлении.
В российском ВМФ точное количество «Лошариков» не раскрывают, однако есть мнение, что таких кораблей значительно больше, чем один. По слухам, два аппарата могут нести боевое дежурство на Северном флоте, еще один приписан к базе подводных лодок в Вилючинске.
Подлодки-носители аппаратов «Посейдон»
«Лошарики» с боевой службы в штабе ВМФ списывать не торопятся, несмотря на то, что скоро эти подлодки достигнут возраста в 30 лет. Наоборот, российский ВМФ, в отличие от американских коллег, наращивает «парк» подводных лодок особого назначения. Уже спущена на воду АПЛ К-329 «Белгород» — носитель глубоководных аппаратов «Посейдон», а совсем скоро подоспеют еще два уникальных корабля.
Первый в списке ожидаемых — почти кровный брат К-329, АПЛ «Хабаровск» проекта 09851. От первого корабля в серии он отличается более специфическим набором оборудования, например донными ракето-торпедами, которые «выстреливают с большой глубины» по кораблям противника.
Второй в листе ожидания на постройку — атомоход того же проекта. Подлодка еще строится на Севмаше, и ей пока даже не присвоен заводской номер. По плану, три таких корабля должны нести постоянное боевое дежурство в водах мирового океана, а единовременно в море должно находиться не менее двух подводных лодок с «торпедами судного дня».
Подлодки специального назначения ВМФ России
Через несколько лет «ядерный подводный спецназ» российского ВМФ будет представлен десятком уникальных подлодок. Помимо новых носителей «Посейдона», глубокую модернизацию пройдут и носители «Лошариков» — подводные лодки БС-136 «Оренбург» проекта 667БДР «Кальмар», БС-64 «Подмосковье» проекта 667БДРМ «Дельфин» и многие другие. Собеседники Hi-Tech Mail.ru, близкие к оборонно-промышленному комплексу, отмечают, что главная цель ВМФ на ближайшие несколько лет — достичь, минимум, трехкратного численного превосходства над ВМС США по подводным лодкам специального назначения.
Для того чтобы добиться поставленных задач, в интересах ВМФ до конца десятилетия могут быть заложены не менее пяти кораблей специального назначения. Каждый из них наряду с уже спущенными на воду атомоходами, сможет нести глубоководные аппараты «Посейдон» и опционально может быть оснащен гиперзвуковым ракетным оружием подводного старта, технологий перехвата которого в ближайшей перспективе не создаст ни один потенциальный противник.
Это тоже интересно: