Хуже, чем ракета «Сатана»?
Спустя сутки после официального пуска баллистической ракеты, детали которого не могли раскрыть все мировые аналитические агентства, КНДР рассказало о том, что в стране проводились испытания новейшего железнодорожного комплекса с ядерным оружием. Итак, в ядерном составе имеется — две баллистических ракеты, локомотив, кабина управления, примерно 10 человек расчёта. Время, за которое комплекс разворачивается в боевое положение — около 10 минут.
Никаких сверхтехнологий в корейском ядерном поезде нет — для стрельбы из вагона используется одна из модификаций ракет «Нодонг» с увеличенным запасом топлива и дальностью пуска от 2,5 до 3,5 тыс. километров. Поезд как платформа для размещения баллистических ракет выбран не случайно. В КНДР более 6 тыс. километров железных дорог, 95% из которых электрифицированы. Эти дороги проходят и через побережье, и через приграничные районы, поэтому поезд может доставить баллистические ракеты с ядерной боевой частью в любую точку КНДР за считанные часы, и, вероятнее всего, не будет обнаружен.
Эксперты полагают, что тестовый запуск баллистических ракет с поезда — проверка собственных способностей ракетной промышленности КНДР, и эта программа, которую северокорейские ракетчики скопировали у России, будет развиваться и дальше.
Каким ядерный поезд будет через год?
С учётом того, что в последние несколько лет КНДР получила в своё распоряжение несколько новых баллистических и крылатых ракет, «комплектация» ядерного поезда может быть совершенно разной. Если в нем планируют разместить крылатые ракеты, то в несколько вагонов может уместиться около трех десятков таких ракет. А этого уже достаточно, чтобы закидать территорию потенциального противника не хуже, чем корабли каспийской флотилии ВМФ в октябре 2015 года.
Но есть и вишенка на торте. Главная гордость КНДР — это две баллистических ракеты KN-08 и KN-14. Они же — «Хвасон-13» с дальностью пуска до 10 тыс. километров, и «Хвасон-14» с дальностью пуска в 11500 километров. Известно, что обе ракеты жидкостные, с топливом на высокоактивных кипящих компонентах, однако как именно корейским инженерам удалось добиться большой дальности полета, большая загадка.
Долгое время КНДР обвиняли в неспособности создать хорошие твердотопливные ракеты, однако в последние пару лет наметился прогресс и по этому направлению. В стране появились ракеты KN-23, которые предназначены для подводных лодок. От жидкостных «Хвасон» их отличает стабильность и короткое время предстартовой подготовки, а также более энергозатратные траектории полета — чтобы преодолеть ПРО вероятного противника, эти ракеты маневрируют и меняют траекторию, что практически полностью исключает их уничтожение.
Эксперты полагают, что именно KN-23 в обозримом будущем займут место на пусковых платформах ядерных поездов КНДР, поскольку они обладают нужной дальностью, а мобильность платформы и постоянные перемещения поезда по территории страны (точно так же, как это было в России) исключают уничтожение ядерного арсенала страны в случае нападения.
Для чего КНДР понадобился ядерный поезд?
Новость об испытаниях корейского поезда «судного дня» наверняка пробудила флешбеки в памяти 44 президента США Барака Обамы. Задолго до президента, будучи сенатором, он и его коллега Ричард Лугар приезжали в Россию, где следили за уничтожением баллистических ракет и пусковых установок комплекса БЖРК — уникального поезда, в вагонах которого приказа ожидали твердотопливные ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец», которые в США и НАТО за точность попадания (меньше одного метра от цели) называли «Скальпель».
В СССР и России эти ракеты «похоронили» сначала Горбачев, а затем и договор СНВ-3. Сначала составы со 100-тонными ракетами просто привязали к местам базирования, превратив их в пусковые шахты с колёсами, а затем и вовсе распилили на металл. Но проблемы России корейцев не волнуют, поэтому политическими документами Ким Чен Ын себя обременять не станет.
Главной сложностью для северокорейских ракетчиков остается создание более совершенной ракеты. Проблем сразу несколько. Жидкостные ракеты не могут быть адаптированы для межконтинентальной дальности полета, а у твердотопливных ракет национальной разработки есть проблема — после отделения такой от вагона весь расчёт и вагон придётся выбрасывать на свалку, поскольку стартовый двигатель у корейских БРПЛ (а именно их могут водрузить на поезд-призрак) включается сразу.
Эту проблему давно решили советские конструкторы. В БЖРК использовался специальный миномётный старт с пороховыми ускорителями. Перед запуском двигателя ракета совершала «прыжок» из вагона и отклонялась вправо, чтобы не спалить выхлопом вагон вместе с дорогостоящим оборудованием. В КНДР до этой технологии пока не додумались. Точнее, может и додумались, но реализовать пока не смогли.
Зато концепция поезда на случай нападения со стороны противника снова подтвердила свою жизнеспособность. Мобильная пусковая с одной или несколькими ракетами по-прежнему воспринимается как эффективный и гарантированно надежный инструмент ответного удара, практически исключающий внезапное начало войны со стороны любого противника.
Это тоже интересно: