Все, чего вы не знали о QR-кодах
Буквы QR расшифровываются как «quick response» — быстрый ответ или быстрое реагирование. Этот код — один из типов стандартного штрих-кода из черных и белых полос, который наносится на товары в магазинах в качестве маркировки для ведения отчетности и сканирования на кассе. В отличие от обычного штрих-кода, QR-код содержит больше информации, так как считывается в двух направлениях: по горизонтали и по вертикали. В него можно зашифровать три килобайта двоичного кода или около четырех страниц текстовой информации — больше семи тысяч цифр или четырех тысяч букв.
Первые QR-коды появились в 1994 году, как способ отслеживания выпускаемых автомобилей и деталей к ним на японском предприятии Denso — одной из дочерних компаний Toyota. Сотрудники автоконцерна жаловались на то, что обычные штрих-коды, которыми маркировались детали, считывались медленно и вмещали мало информации. В ответ на это с 1992 года сотрудник по имени Масахиро Хара начал работу над таким кодом, который был бы заметным, считывался с любого угла и хранил больше информации. Он объяснил, что выбрал именно такую форму, так как очень любил играть в го — настольную игру, где участникам нужно стратегически расставлять белые и черные камни по доске.
При создании технологии Хара использовал принцип открытого исходного кода, поэтому в нулевых QR-коды стали известны за пределами японской автомобильной промышленности. В Японии они использовались на рекламных плакатах, обложках газет, билбордах и даже в качестве экспериментального способа оплаты, но процесс занимал слишком много времени.
После того как в 2002—2003 годах на рынке появились специальные сканеры для считывания QR-кодов, и производители мобильных телефонов придумали специальные приложения, а после и механизм их распознавания с помощью камеры, технология начала стремительно распространяться по всему миру.
Сейчас создать собственный QR-код может каждый — использование доступно всем и не облагается никакими лицензионными отчислениями, хотя права на товарный знак и принадлежат японской компании Denso. Например, в домашних условиях через созданный QR-код можно предоставлять доступ к сети Wi-Fi, чтобы не диктовать логин и пароль каждому новому гостю. Для этой и других целей нужно воспользоваться любым доступным генератором QR-кодов. Необязательно создавать его черно-белым — цвет изображения может быть любым, главное, чтобы цвета достаточно контрастировали друг с другом.
QR-коды: инструмент маркетинга и мошенников
В Китае QR-коды обрели популярность с появлением мессенджера WeChat. Пользователю присваивается свой QR-код, c помощью которого можно обмениваться контактами, регистрироваться и авторизовываться в разных сервисах, подключаться к публичным точкам Wi-Fi и все это — не выходя из самого мессенджера. Кроме этого, платежная система WeChat Pay, также, использует QR-коды для проведения транзакций и является самым популярным способом оплаты товаров и услуг в стране.
В США одними из первых потенциал использования QR-кодов заметила корпорация Starbucks и создала на их основе собственную программу лояльности. При сканировании такого кода у пользователей открывалась ссылка на лендинг, содержащий информацию о скидках и специальных предложениях, ближайших кофейнях и составе напитков. Крупнейшие американские торговые сети Walmart и 7-Eleven подхватили тренд и поспешили создать собственную платежную систему на основе QR-кодов.
В Европе QR-коды стали использовать не только для оплаты и продвижения, но и для подтверждения подлинности брендовых товаров сегмента люкс. Так, итальянский бренд одежды премиум-класса Stone Island предлагает покупателям проверять любые изделия перед покупкой через специальный сервис аутентификации. Отсканировав QR-код на бирке, клиент сможет отследить подлинность и распознать подделку.
В повседневной жизни QR-коды можно встретить на рекламных буклетах, в кафе и ресторанах, в качестве альтернативы классическим меню, а также на упаковках некоторых продуктов, чтобы узнать состав и питательную ценность. В музеях сканирование QR-кода рядом с экспонатом позволяет не только оперативно узнать информацию о нем, но и получить доступ к интерактивным сценариям взаимодействия.
Размещение QR-кодов на чеках позволяет оставить чаевые или отзыв о сервисе, технология широко используется в социальных рекламных кампаниях для быстрого перехода на сайт благотворительных организаций. Жители Китая высадили 130 тысяч кустов можжевельника в форме гигантского QR-кода, считываемого только с неба, чтобы привлечь внимание туристов к своему городу.
С развитием технологии на QR-коды обратили внимание и мошенники. Из-за того, что в изображение можно поместить, практически, любую информацию, злоумышленники стали использовать QR-коды для распространения фишинговых ссылок и зараженного вредоносного программного обеспечения. Сайт, на который переходит пользователь после сканирования кода, может оказаться взломанным: передавать введенные данные злоумышленникам или отправлять деньги на их счет.
Летом стало известно о том, что QR-коды в ресторанах, ведущие на меню, собирают очень много персональных данных о пользователях: географическую локацию, номер телефона, историю заказов, адреса электронной почты. Если заведения относятся к хранению такой информации недостаточно ответственно, она может оказаться в руках хакеров или быть продана в даркнете для осуществления спам-рассылок и мошеннических звонков.
QR-коды во время пандемии как инструмент контроля
Из-за распространения пандемии коронавируса в 2020 году люди начали пользоваться QR-кодами на 35% чаще. Применять QR-коды для контроля контактов с заболевшими коронавирусом впервые придумали в Китае. В приложения, считывающие QR-коды, были добавлены удостоверения личности. Жителям Китая было необходимо сканировать код при посещении общественных мест и использовании транспорта. Благодаря этому санитарные органы могли получать оперативную информацию о контактах человека с подтвержденным диагнозом Covid-19, посещениях потенциальных очагов распространения коронавируса или нарушениях режима самоизоляции.
В 2020 году во многих европейских странах QR-коды стали дополнительным обоснованием для выхода из дома в условиях локдауна. К 2021 году с повсеместным распространением вакцины от заболевания появилась практика использования QR-кода в качестве «ковидного паспорта», подтверждающего факт вакцинации, наличия антител или результатов ПЦР-теста. Сейчас такие паспорта разрешают не только посещения общественных мест, но и передвижение между странами Евросоюза, если сделанная вакцина одобрена Европейским агентством лекарственных средств («Спутник V» к таковым пока не относится). Европейские цифровые сертификаты защищены электронной подписью владельцев, поэтому подделать их гораздо сложнее.
Россияне впервые массово столкнулись с необходимостью использовать QR-коды в апреле 2020 года — в некоторых регионах их применяли для контроля соблюдения режима самоизоляции и оснований для выхода из дома дальше сотни метров. Осенью 2020 для посещения московских клубов и заведений общепита нужно было сканировать их индивидуальный QR-код. Так власти отслеживали возникновение контактов с уже заболевшими коронавирусом людьми.
С начала 2021 года QR-коды стали использоваться на сертификатах о пройденном курсе вакцинации от коронавируса. Каждый человек получал не только бумажный документ, но и уникальный QR-код, ведущий на сайт Госуслуг, где показана информация о дате выдаче и сроке действия сертификата и паспортные данные владельца. Справки о сделанных ПЦР-тестах и перенесенном заболевании, также обзавелись QR-кодами для удобной и быстрой проверки.
Уже летом 2021 года российские регионы стали вводить строгие ограничения, ключевой деталью которых стало наличие или отсутствие QR-сертификата. Посещение кафе, ресторанов, концертов, театров и торговых центров стало возможным только для обладателей заветного кода: вакцинированных, переболевших или сдавших ПЦР-тест. Из-за новой волны заболевания осенью 2021 года некоторые регионы стали требовать QR-коды даже при использовании общественного транспорта, что вызвало волну общественного недовольства.
11 ноября Оперштаб по борьбе с коронавирусом в России объявил о разработке законопроекта по введению обязательных QR-кодов для посещения общественных мест и поездок на междугородном транспорте. 25% врачей поддержали такую инициативу. Несмотря на ухудшение эпидемиологической обстановки и первоначальную оперативную поддержку инициативы в правительстве, рассмотрение закона перенесли на декабрь. Предложенные меры, если закон примут, будут действовать с 1 февраля 2022 года по 1 июня 2022 года, а решение по их введению планируется делегировать региональным властям.
Это тоже интересно: