Уведомление о появлении в сети
Под этим длинным названием скрываются услуги, именуемые операторами «Есть контакт!», «Я на связи» и т.п. Суть услуги очень проста: если кто-то вам звонит в тот момент, когда ваш телефон выключен или находится вне зоны действия сети (кстати, может быть, так считает сама сеть из-за тех или иных сбоев в ее работе — это отдельный разговор), система запоминает этот факт и, как только вы вновь становитесь доступны для связи, отправляет звонившему сообщение с текстом типа «Этот абонент снова в сети». Как правило, от вашего же имени, то есть, в строке «Отправитель» абонент увидит ваш номер телефона.
Очевидное удобство услуги заключается в том, что звонящему не нужно периодически перенабирать номер, пытаясь достучаться до выключенного абонента - он может просто дождаться данного уведомления. Правда, тут не учтен важный психологический момент. Дело в том, что звонящий по срочному делу, конечно же, не надеется ни на какую SMS-ку и будет набирать номер снова и снова - в конце концов, откуда он знает, подключена эта услуга у вызываемого абонента или нет?
Неудобство услуги, из-за которой некоторые абоненты ее отключают (а подключена она, как правило, всем по умолчанию и бесплатно — поэтому она на самом деле такая популярная), заключается в том, что после вашего появлении в сети все звонившие ранее начинают снова набирать твой номер, и может наступить настоящий шквал звонков. А некоторые выключают телефон специально, чтобы ни с кем не общаться какое-то время, и не хотят, чтобы об их «возвращении» все сразу узнали. Тем не менее, есть более надежный способ узнать о том, что абонент снова доступен: когда его телефон выключен, отправьте на него SMS, не забыв перед этим проверить в настройках, что включен отчет о доставке. Как только статус изменится на «доставлено», можно смело набирать номер снова.
Автоответчик при недоступности
Услуга, которую абонентам тоже обычно подключают принудительно, причем порой даже без возможности отключения. Называться она может по-разному - «Всегда на связи», «Будь в курсе +» и так далее. Услуга тоже работает в том случае, когда ваш телефон выключен или находится вне зоны сети. При звонке на ваш номер в таком случае срабатывает условная переадресация на номер голосовой почты, автоинформатор скороговоркой сообщает: «Абонент недоступен, вы можете оставить ему голосовое сообщение», и если вы не успели оперативно (а нужно успеть секунды за две) положить трубку, то звучит гудок и включается автоответчик.
Вам, в свою очередь, потом придет SMS с текстом: «Абонент такой-то оставил голосовое сообщение, чтобы прослушать — позвоните по такому-то номеру». В теории все прекрасно и удобно, но на практике эта услуга, скорее, вредна, потому что является одним из относительно честных способов отъема денег у населения. Как вы, наверное, знаете, в России нет сложившейся культуры пользования автоответчиками - это в американских фильмах все оставляют друг другу сообщения и потом их слушают. Наш же человек (ну признайтесь, вы же тоже наверняка поступаете именно так), услышав даже приветствие, записанное самим абонентом, не говоря уже об автоинформаторе, тут же кладет трубку, считая разговор с магнитофоном ниже своего достоинства. «Потом перезвоню», — думает он. Но в случае с навязанной оператором услугой приветствие такое короткое, что до сигнала можно его банально не расслышать или же просто не успеть нажать кнопку отбоя. И все - таймер включился, и вы заплатили сразу за минуту исходящего звонка. Особенно «приятно» наткнуться на чей-то автоответчик, находясь в роуминге.
Страдает, однако, и сам вызываемый абонент, ведь прослушивание «сообщений» тарифицируется как исходящий вызов, при этом еще перед сообщением вам задиктуют IVR-меню из нескольких пунктов, на что уйдет не менее полуминуты, ну, а само сообщение будет в 95% случаев длиться пару секунд и состоять из тишины.
Нет, конечно, если вы - очень известный или очень важный человек уровнем не ниже депутата городской думы, то без автоответчика вам не обойтись (хотя лучше все-таки личный секретарь). Всем остальным услугу мы рекомендуем при наличии такой возможности отключить - как ради собственного спокойствия, так и из уважения к тем, кто вам звонит.
Ringbacktone (RBT)
Это услуга установки собственной мелодии вместо гудков КПВ, у разных операторов она называется «Замени гудок», «GOOD’ОК» или даже «Привет».
Изначально длинные гудки генерировались электромеханическими приспособлениями вроде вращающихся зубчатых колес с контактами, замыкающими и размыкающими цепь с определенной частотой. В России и ряде других стран Европы исторически сложилось так, что частота сигнала составляет 425 Гц, а скважность равна 5, т.е. гудок длиной 1 секунду с паузой 4 секунды. С такой же скважностью отправляется и сигнал вызова на проводные телефоны. Собственно, длинные гудки и называются контролем посылки вызова, (сокращенно КПВ), поскольку в проводной связи телефон вызываемого абонента звонил синхронно с гудками и генераторы тональных сигналов в трубку и вызывного напряжения в линию были на электромеханических АТС неразрывно связаны друг с другом.
В мобильной связи никакое напряжение в линию, конечно, не подается, а есть лишь команда «входящий звонок» - и длинные гудки во время ожидания ответа в трубку воспроизводятся просто по традиции. На самом же деле это просто записанный звуковой файл, который может быть каким угодно. Путем нехитрых манипуляций добавляется сервер с коллекцией этих самых файлов и базой данных, какие из них какому абоненту соответствуют — вот и готова услуга. Как правило, в базе данных имеются расширенные настройки вроде возможности создать правила, какие рингбэктоны в каких случаях воспроизводить - условиями может быть время суток, день недели, и даже номер звонящего.
Себестоимость услуги в основном складывается из отчислений правообладателям, так что, устанавливая в качестве сигнала звонка песню любимого исполнителя, вы его поддерживаете материально.
Некоторые операторы позволяют также загрузить на сервер свой собственный аудиофайл, чтобы его можно было использовать в качестве мелодии. Правда, работает эта возможность не очень хорошо, потому что аудиозаписи премодерируются, а модераторы явно не справляются с потоком заявок, поэтому одобрения или отклонения можно ждать несколько месяцев, в течение которых с вас будут исправно списывать абонентскую плату за данную услугу.
Отображение баланса на экране
Услуга, которую кто-то из операторов подключает бесплатно лишь при нахождении абонента в роуминге и затем снова отключает, а кто-то подключает по умолчанию и незаметно берет за нее символическую абонентскую плату типа 1 рубля в день — мелочь, а приятно. Зачем нужно платить за эту мелочь абоненту, который в состоянии и так проверить баланс при помощи USSD-команды? Незачем, но применение услуге, тем не менее, есть - в планшетах. Дело в том, что тот же самый iPad не умеет ни звонить, ни отправлять и получать SMS, ни посылать USSD-команды. То есть проверить баланс на нем практически невозможно, а с помощью услуги «Баланс на экране» или «Живой баланс» его можно видеть всегда. Причем на iPad услуга может даже подключаться бесплатно и автоматически.
Технически услуга реализована путем периодической отправки абоненту специальных технологических SMS-сообщений с обновленными данными о балансе. Как правило, это происходит после совершения платных действий. Содержимое такой SMS хранится в специальной области памяти устройства и отображается в том или ином месте в зависимости от модели аппарата. Если устройство или SIM-карта (нужно одновременное выполнение этих двух условий) не поддерживает прием таких технологических SMS, то при попытке подключения услуги сообщения будут отображаться некорректно, например, с выдачей ошибки «Proactive command rejected my ME».
Доверительный платеж
Или «Кредит доверия», «Обещанный платеж» и прочие подобного рода услуги, позволяющие ненадолго взять у оператора в долг, во многом чисто российское изобретение, не имеющее аналогов в большинстве развитых стран. Дело в том, что у нас услуги сотовой связи оказываются на предоплатной основе. На Западе prepaid-тарифы, конечно, тоже есть, но там это, как правило, анонимные карты с определенным предоплаченным набором услуг, которые, конечно, можно потом пополнять, но тарифы по ним завышены, а набор сервисов ограничен, и ориентированы такие продукты на временное использование — для работы по разовым проектам, для туристов, гастарбайтеров, беженцев и прочих людей, которые не могут в силу тех или иных причин заключить полноценный именной контракт.
То есть, приходя в офис оператора с паспортом и подписывая договор, абонент обслуживается по кредитной системе расчетов, в конце месяца оплачивая счет за фактически потребленные услуги связи. Именно так мы обычно платим за фиксированный телефон и междугороднюю связь - не нужно следить за балансом и поддерживать его положительным. Так проще, но российские операторы очень боятся, что абонент наговорит слишком много, а потом сбежит — во времена появления сотовой связи в России, в 90-ые года, когда минута стоила около доллара, это было очень распространено.
Не очень удобно, зато надежно. Но в этой ситуации есть риск того, что абонент не уследит за балансом и уйдет в минус. Отключить его? Отлично, но тогда он не будет пользоваться услугами связи, пока не пополнит счет, а значит, будет платить меньше. Поэтому лучше дать ему возможность взять небольшой кредит — и пусть срочно бежит оплачивать. В некоторых странах (Индии, например) такой кредит дают даже под проценты. Наши операторы пока до такого не дошли, но скоринг, то есть, оценку кредитоспособности «заемщика», применяют. Так, услуга обычно недоступна для новых абонентов, чтобы ею можно было воспользоваться, необходимо иметь «стаж» в несколько месяцев.
Подключается данная услуга при помощи простых USSD- и SMS-команд, а также через голосовое меню. Обычно сумма «кредита» составляет пару сотен рублей, а вернуть их нужно через 3-7 дней, просто пополнив счет.
А какую услугу вы считаете самой полезной? Расскажите в комментариях.